По алфавиту:

Указатель категорий Психология Символдрама

Символдрама

Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Символдрама. Описание метода.
Стандартные мотивы
Техника проведения психотерапии
Проведение психотерапии
Эффективность метода
Список литературы

Выдержка из работы.

Содержание. 

  1. Введение.
 
  1. Символдрама. Описание метода.
  2. Стандартные мотивы
  3. Техника проведения психотерапии
  4. Проведение психотерапии
  5. Эффективность метода
  6. Список   литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Символдрама (известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов (КПО) или метод “сновидений наяву”) - это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. В качестве метафоры можно охарактеризовать кататимно-имагинативную психотерапию как психоанализ при помощи образов.

  Название  метода* происходит от греческих слов ката” -“соответствующий, зависящий” и тимос - одно из обозначений “души” (в данном случае имеется ввиду “эмоциональность”). На русский язык название метода можно перевести как эмоционально-обусловленное переживание образов.

  Метод разработан известным немецким психотерапевтом  профессором, доктором медицины Ханскарлом Лёйнером (1919-1996). Основу метода составляет свободное фантазирование в форме  образов, “картины” на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. Концептуальная основа метода - глубинно-психологические психоаналитически ориентированные теории, анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства.

  Из  известных сегодня около пятнадцати направлений психотерапии, использующих образы в лечебном процессе, символдрама  является наиболее глубоко и системно проработанным и технически организованным методом, имеющим фундаментальную  теоретическую базу. В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития (теория объектных отношений М. Кляйн, эго-психология А. Фрейд, психология Я Х. Хартманна).

  Оставаясь на принципиальных психоаналитических позициях, много общего метод имеет  с теорией архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также с разработанным им методом активного воображения.

  С феноменологической точки зрения, можно  проследить параллели этого метода в детской игровой психотерапии, в психодраме Я. Морено и Г. Лёйц и в элементах гештальт-терапии по Ф. Перлсу. В техническом плане символдраме близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К. Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии, например, по Й. Вольпе.

        Тем не менее, символдрама - это не комбинация из смежных психотерапевтических методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях психотерапии.

  В символдраме успешно соединились преимущества богатого спектра психотерапевтических техник, занимающих полярное положение в мире психотерапии: классического и юнгианского анализа, поведенческой психотерапии, гуманистической психологии, аутотренинга.

  Применительно к работе с детьми и подростками  символдрама развивалась известным  немецким детским психоаналитиком  и социальным педагогом Гюнтером Хорном и другими специалистами  Международного общества Кататимного  переживания образов и имагинативных  методов в психологии и психотерапии.

СИМВОЛДРАМА. ОПИСАНИЕ МЕТОДА

 

  Лежащего  с закрытыми глазами на кушетке  или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. В работе со взрослыми пациентами и подростками для этого используется техника, близкая к двум первым ступеням аутогенного тренинга по Й.Х. Шульцу. Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости - последовательно в различных участках тела. В работе со многими детьми даже и это часто бывает излишним. Достаточно попросить ребенка лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться (см. раздел  Техника проведения).

  Предварительным условием проведения психотерапии является, само собой разумеется, установление в ходе одной или нескольких предварительных  бесед доверительных отношений  между пациентом и терапевтом, а также сбор данных о пациенте (анамнез).

  После достижения пациентом состояния  расслабления (что можно проконтролировать  по характеру дыхательных движений, дрожанию век, положению рук и  ног) ему предлагается представить  образы на заданную психотерапевтом  в открытой форме (!) тему - стандартный мотив (см. раздел 1.1 Стандартные мотивы).

  Представляя образы, пациент рассказывает о своих  переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы “сопровождает” пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией лечения.

  Участие психотерапевта внешне выражается в  том, что через определенные промежутки времени при помощи комментариев типа “да, угу, восклицаний типа “Вот как!”, повторения описаний пациента, а также при помощи вопросов о деталях и свойствах образа он сигнализирует о том, что внимательно следит за ходом развития образов пациента.

  Чтобы обеспечить наиболее полное и глубокое самораскрытие личности пациента, необходимо свести до минимума суггестивное воздействие  психотерапевта. В частности, вопросы  психотерапевта должны быть открытыми, так как уже в самом вопросе могут быть некоторые элементы внушения. Например, вместо того, чтобы спросить: “Дерево большое?” - или - “Далеко ли это дерево?”, - что уже предполагает определенное ожидание ответа, следует спрашивать: “Какого размера дерево?” или “На каком расстоянии находится это дерево?”

  Длительность представления образов зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива. Для подростков и взрослых пациентов она составляет в среднем около 20 минут, но не должна превышать 35 - 40 минут. Для детей длительность представления образов колеблется в зависимости от возраста ребенка от 5 до 20 минут.

  Курс психотерапии состоит, как правило, из 8 - 15 сеансов* , в особо сложных случаях достигая иногда 30 - 50 сеансов. Однако существенные улучшения наступают уже после нескольких первых сеансов, вплоть до того, что иногда даже один-единственный сеанс может избавить пациента от болезненного симптома или помочь разрешить проблемную ситуацию.

  Частота сеансов составляет от 1 до 3 сеансов в неделю. Так как метод символдрамы оказывает глубокое эмоциональное воздействие и требует времени, чтобы пережитое в ходе сеанса прошло сложный процесс внутреннего психологического прорабатывания, проводить сеансы ежедневно и, тем более, несколько раз в день не рекомендуется. Также не рекомендуется проводить сеансы реже, чем раз в неделю.

  Символдрама проводится в индивидуальной, групповой форме и в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей. Символдрама может быть также составной частью семейной психотерапии.

  Символдрама хорошо сочетается с классическим психоанализом, психодрамой, гештальт-терапией, игровой  психотерапией.

Стандартные мотивы

 

  Характерной особенностью символдрамы является предложение пациенту некоторой  темы для кристаллизации его образной фантазии - так называемого мотива представления образа. Этим символдрама  отличается, например, от метода активного воображения К.Г. Юнга, в котором предполагается спонтанное развитие образа, и от техники классического психоанализа, где аналитик принципиально не должен ничего “давать” пациенту.*

  С психологической точки зрения, Кататимное переживание образов -  это проективный метод. Однако, в отличие от всех известных проективных методов, для символдрамы характерна независимость от какой бы то ни было заданной материальной структуры. Благодаря этому в воображаемых образах непосредственно отражаются глубинные психические процессы, проблемы и конфликты, что позволяет называть кататимные образы “мобильной проекцией”. При этом воображаемые образы характеризуют типичные признаки работы сновидения и первичного процесса по З. Фрейду, прежде всего, смещение и сгущение.

  Мотивы, используемые в символдраме, были выработаны в ходе долгой экспериментальной работы. Из множества возможных мотивов, наиболее часто спонтанно возникающих у пациентов, были отобраны такие, которые, с диагностической точки зрения, наиболее релевантно отражают внутреннее психодинамическое состояние и, в то же время, обладают наиболее сильным психотерапевтическим эффектом.

  В качестве основных мотивов символдрамы для детей и подростков Х. Лёйнер предлагает следующие:

1) луг, как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса;

2) подъем в гору, чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта;

3) следование вдоль ручья вверх или вниз по течению;

4) обследование дома;

5) встреча с особо значимым лицом (мать, отец, братья и сестры, кумир, учитель и т. д.) в реальном или символическом облачении (в образе животного, дерева и т. п.);

6) наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса;

7) лодка, появляющаяся на берегу пруда или озера, на которой ребенок отправляется покататься;

8) пещера, которую сначала наблюдают со стороны в ожидании, что из нее выйдет символическое существо, и в которую, по желанию ребенка, можно также войти, чтобы в ней побыть или чтобы исследовать ее глубины.

  Наряду  с перечисленными мотивами в последние  годы широко используются также три  следующих дополнительных мотива:

1) наблюдение и установление контакта с семьей животных - с целью получить представление о проблемах в семье ребенка, а также провести их коррекцию;

2) получение во владение надела земли, чтобы что-нибудь на нем возделать или построить;

3) представление себя примерно на 10 лет старше.

  Для подростков можно предложить также  мотив собственная машина или мотоцикл.

  Кроме того, в плане психодиагностики особенно эффективными оказались следующие  мотивы:

дерево;

три дерева;

цветок.

  В определенных случаях используются специфические мотивы символдрамы:

- представление реальной ситуации в школе или дома;

воспоминания из прошлого опыта;

- представление последней сцены из ночного сновидения и продолжение его развития в сновидении наяву под контролем психотерапевта;

- интроспекция внутренностей тела (путешествие вглубь своего тела);

- представление определенных предметов, имеющих особое эмоциональное значение, например, игрушки, любимой куклы, плюшевого мишки или другой мягкой игрушки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица:

Соответствие  стандартных мотивов  определенной проблематике и стадиям детского развития.

Проблематика Соответствующие мотивы
Актуально-насущные конфликты, актуальное настроение Мотив луга, ландшафтные мотивы, “фигуры” в облаках
Оральная  тематика Мотив луга, ручья, коровы, кухни в доме
Агрессивно-экспансивная тематика:

а) анально-агрессивная [3]

б) орально-агрессивная

в) экспансивное раскрытие и развитие

 
Мотив окна (отверстия) на болоте, вулкана

Мотив льва

Мотив следования вдоль ручья, путешествие на поезде, корабле, верхом на лошади, полета на ковре-самолете, в самолете или в образе птицы

Эдипальная  тематика: Мотив горы
Тематика  достижения и конкуренции (идентификация со стремящимся к достижению интроектом): Мотив подъема в гору и открывающейся с ее вершины панорамы
Оценка  собственной личности:

а) в плане  готовности к общению и социальным контактам, общего фона настроения, раскрытия  генетического материала

б) в плане  вытесненных инстинктивных и  поведенческих тенденций, в том  числе на интроектном уровне

 
Мотив дома, в который нужно зайти и тщательно обследовать 
 
 

Мотив символического существа, выходящего из темноты леса, из пещеры, из отверстия на болоте или моря.

в)  оценка способности целиком чему-то отдаться Мотив ручья или реки, когда предлагается отправиться вниз по течению на лодке без весел, мотив купания и плавания в воде вообще
Проблема  идентичности и идеала Я: Мотив выбора какого-нибудь имени того же пола и представление этого человека
Отношение с человеком, имеющим  особо важное эмоциональное  значение из прошлого (интроект) 
или настоящего:
а) в символическом  облачении во всех ландшафтных мотивах (гора, деревья и группы деревьев, растения); животные (или семья животных) и символические существа, возникающие на лугу, выходящие из темноты леса или из упомянутых отверстий в земле (из пещеры, окна/отверстия на болоте, из глубин моря)

б) как реальные люди (родители, братья и сестры, бабушка, дедушка, дети, учитель, начальник, конкурент и т. п.); представление регрессивных драматических сцен из детства (например, сцена за обеденным столом в кругу семьи)

Сексуальная и эдипальная тематика: Мотив спальни в доме, окна (отверстия) на болоте, плодового дерева, плод которого съедается, куста розы, когда нужно сорвать один цветок (для мужчин), поездки на попутной машине, телеге или коляске (для женщин), дискотеки, похода на пляж или в баню
Представление либидонозного заполнения органов тела при психогенных и психосоматических заболеваниях: Интроспекция  внутренностей тела, рассматривая их через прозрачную оболочку тела, выполненную  как бы из стекла, или уменьшившись до размеров маленького человечка и, проникнув сквозь отверстия в  теле, отправляясь на их обследование
Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru