По алфавиту:

Указатель категорий Психология Роль игры в формировании способностей

Роль игры в формировании способностей

Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Гипотеза как форма мышления.

Выдержка из работы.

САНКТ –  ПЕТЕРБУРСКАЯ    АКАДЕМИЯ.

УПРАВЛЕНИЕ   И ЭКОНОМИКИ.

ФАКУЛЬТЕТ   МЕНЕДЖМЕНТА.

Специальность: 080504 «  Государственное   и муниципальное

управление» 
 
 

РЕФЕРАТ

ДИСЦИПЛИНА: Психология

Тема: Роль игры в   формировании способностей 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                            

                                                                                                 Выполнил:

                                                                                          Студент группы: ГМ 08 – 2В                                       

                                                                                                      Харсеева В.Н:

                                                                                                               Преподаватель:         

                                                                                                             

                                               ЯКУТСК 2009г 
 

СОДЕРЖАНИЕ

      1   ВВЕДЕНИЕ                                                                                             2  стр.

             2   Сущность  способностей                                                                      3- 7стр.

             3   Профессиональные  способности                                                      7- 10 стр.

             4   Формирование  профессиональных  способностей                        10- 12 стр.  

             5   Заключение                                                                                              13 стр.

             6  Список используемой литературы                                                         14 стр. 

  

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1ВВЕДЕНИЕ

          Психология –   научная дисциплина, которая  изучает   закономерности  функционирования  и развития  психики. Она основана на представлении   в самонаблюдение человека особых  переживаний,  не относимых   к внешними миру.  Ее история  как изучения  души  человека,   его психического  мира методом  самонаблюдения ( интроспекции) и  самоанализа  уходит далеко в глубь веков,  в философские   и медицинские учения.

           Термин «психология»   появился  в научном употреблении лишь в середине Х VI в. Датой начало научной психологии  считается 1879г. Когда в Лейпциге  В. Вундтом была открыта первая  психологическая лаборатория.   Со второй половины  ХI Х в.  произошло отделение психологии   от  философии, что стало  возможным в силу развития  объективных экспериментальных методов,  пришедших на смену интроспекции, и формирование особого предмета  психологии  человека, основными признака которого стали  деятельностная  активность и присвоение общественно- исторического опыта.  Психология как  самостоятельная наука утвердилась лишь в конце ХIХ в,  после того  как получила экспериментальную  базу и  естественно- научную  физиологическую  основу.  Впоследствии, уже в начале  ХХ в. сфера  исследований психологов  значительно расширилась,  вобрав в себя и неосознаваемые  психические процессы,  и  деятельность человека.

 Научный   путь формирования  психологии  был заложен  в середине  ХIХ в, когда начали  развиваться    экспериментально  обоснованные  концепции, опирающие на  данные биологии, физики,  химии и математике. К настоящему  времени образовалось многомерная и  дифференцированная область различных разделов психологии. Цель нашей задачи  роль  игры в формирование способностей. 
 

  

2 СУЩНОСТЬ СПОСОБНОСТЕЙ 
 
           Проблема   способностей    человека    одна   из  основных   теоретических проблем   психологии и важнейшая   практическая проблема. Хотя  способности,  как и личность в целом (но как ни одно другое ее свойство и качество),   изучаются и философией, социологией, медициной и другими науками, ни одна из них не изучает   их так  глубоко  и   разносторонне, как  психология. Оценка  способностей учащихся, по существу, завершает их психологическое изучение, а формирование их   личности, в частности  морально-психологическая    подготовка, своей  основной   целью   ставит  формирование     профессиональных     способностей. 

В     отличие от характера и всех других свойств личности способность     это качество      личности,   существующее     только   относительно   той или  иной, но   обязательно   определенной   деятельности. Способности существуют только к известной деятельности, и потому, пока неясно, какой деятельностью будет заниматься человек, нельзя ничего сказать о его способностях к этой деятельности.   

    Менялась,  производственная  техника   менялся  и характер деятельности рабочего, а вместе с этим изменялись  и требования к его способностям: от косаря требовались одни  способности, от комбайнера     совсем другие.  Способности   это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней. «Под рабочей силой, или способностью к труду,     писал К. Маркс,  мы понимаем совокупность физических и духовных способностей,   которыми   обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются    им в   ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости» [1]. Понятно,   что объектом изучения психологии является то, что Маркс называл «духовными способностями».  
[1]. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 178.  
  

        Так же как и характер, способности  не самостоятельная, рядоположенная  с другими подструктура   личности, а определенное сочетание ее  различных свойств. Различие между  характером и способностями   в том, что характер проявляется во всех видах деятельности, а    способности      только   в   одном,    определенном. 
       Пока   человек не   начал определенной деятельности, у него существуют только потенциальные способности к ее выполнению, являющиеся свойствами его личности, частично развившимися из его задатков, но более сформированными его опытом.   Но   как только он начинает эту деятельность, его потенциальные способности  становятся актуальными  способностями, не  только  проявляющимися, но  и  формирующимися в этой деятельности.   Все способности человека как психические   явления могут быть разделены на четыре группы.             Элементарные общие способности, присущие всем людям, хотя и в разной степени их выраженности,    это основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать,  мыслить  переживать, принимать и осуществлять решения и запоминать.  Ведь каждое элементарное проявление этих способностей есть соответствующее  действие,  выполняемое с различным успехом: сенсорное, мыслительное, волевое, мнестическое      и даже может стать соответствующим навыком. Эти элементарные общие способности лежат в основе трех других групп.  
       Элементарные частные способности, присущие уже не всем людям, это более сложные свойства личности, такие, например, как глазомер, музыкальный слух, критичность мышления, доброта, решительность и настойчивость, смысловая память и т. д. Все эти и другие более сложные свойства личности проявляются в соответствующей деятельности, качество которой и зависит от них. 
         Сложные общие способности присущи в той или иной степени всем людям. Это способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, игре, учению, общению друг с другом, эстетической и нравственной деятельности. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру    свойств личности. Поэтому в отличие  от элементарных способностей, о которых   говорят  в единственном числе:  «воля как способность к достижению цели», «способность мышления» и т. д.,    о сложных способностях говорят во множественном числе: способности к учению, способности к такому-то виду труда.  
        

         Сложными частными способностями,  присущими уже не только в  разной степени, но и вообще  не всем людям, являются способности,  развившиеся в истории человечества сначала к ремеслам, а потом к профессиям. Их называют профессиональными, специфическими, специальными, особенными. Именно об этих способностях писал Маркс и им уделял большое внимание В. И. Ленин [1]  
      Идея «каждый человек способен ко всему» неверна, о чем также писал Ленин [2]. Правильно утверждение, что «каждый человек способен к чему-нибудь полезному для общества». Так, учащийся не способный быть монтажником-высотником, шофером или наладчиком автоматических линий, может быть не только способным, но и талантливым станочником, оператором или поваром.  Неспособность к определенному виду трудовой деятельности  значительно  сложнее, чем отсутствие способностей. Неспособность  как  отрицательная способность   это тоже определенная  структура  личности, в которую входят отрицательные  для данной деятельности ее черты. Ведь  эмоционально-моторная     неустойчивость,  приводящая к напряженности, не просто отсутствие эмоциональной уравновешенности;  рассеянность учащегося не просто отсутствие у него внимания.   Высокие показатели в производственной деятельности могут быть достигнуты учащимися с самыми различными психологическими структурами личности. Неуспеваемость же в профессиональном обучении обычно более отчетливо определяется той или иной психологической структурой личности. 
Иногда о  способностях  учащихся говорят только тогда, когда они исключительные, проявляются  как  одаренность или приближаются к таланту, что неверно. 
Одаренность    это совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях. Одаренность обычно проявляется в разносторонних способностях и               Талант  это способности к определенной деятельности,    проявляющиеся как творчество. Высокий уровень творчества при выполнении деятельности  особенность таланта. Те свойства личности,  которые  определяют талант, одновременно являются и чертами характера, так что талант сближает способности с характером [3]. Талантливый человек создает что-то новое в своей работе.      Талантливость близка к гениальности, но меньше по значимости. Гениальность  высшая степень одаренности. Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности личности, сколько в том, что гений создает  
теоретические проблемы психологии личности   эпоху в области своей деятельности. Потому гениальность явление не психологическое, а социологическое. Способности ощущений, механической памяти, эмоциональной возбудимости, психомоторики, темперамента развиваются на основе врожденных задатков.  Задатки  это обусловленные наследственными генами возможности развития анатомо-физиологических и ими определяющихся некоторых психических свойств, действительное развитие которых зависит от их взаимодействия со средой.  Моральные качества личности, как все свойства направленности, не имеют задатков совсем и формируются только в процессе воспитания. Но и способности, имеющие задатки, развиваются из них далеко не непосредственно. Из задатков хорошего слуха могут в процессе развития личности в зависимости от условий жизни сформироваться и музыкальные способности, и способности радиоакустика. Задатки хорошего зрения могут превратиться в художественные способности и в способности часовщика или прибориста [1]. 
[2]. См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 24, с. 361, 364, 370; т. 33, с. 96; т. 35, с. 195,
 
 
 
 

 
                          3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. 
 
          Не зная профессиональных способностей учащихся, педагогу трудно, а иногда и невозможно, учить их, применять к ним личностный подход. Каждая профессия и специальность требует от рабочего определенных способностей для овладения ею и успешной производственной деятельности.  Профессиональные способности   это совокупность (структура) достаточно стойких, хотя, конечно, и изменяющихся под влиянием воспитания, индивидуально-психологических качеств личности человека, которая на основе компенсации одних свойств личности другими определяет успешность обучения определенной трудовой деятельности, выполнения ее и совершенствования в ней.  Способности учащегося в каждый момент  это и предпосылки их успешного дальнейшего профессионального обучения, и итог всей предшествующей учебной и трудовой деятельности. Профессиональные способности развиваются только в профессиональной деятельности и в специальных упражнениях, рассчитанных на формирование необходимых для профессии личных качеств (например:  физические упражнения и тренировочные на тренажерах). 
Способности к определенной профессиональной деятельности, включающие в свою структуру интенсивную, устойчивую и действенную направленность личности в виде стремления к этой профессии, и убеждения в своем ей соответствии определяют призвание [1]. От способностей надо отличать профпригодность как соответствие человека в целом требованиям определенной профессиональной деятельности. Она объединяет способности как с требованиями профессии, изучаемой профессиологией, так и с социальными требованиями общества. В годы Великой Отечественной войны подростки были «профпригодны» для работы, к которой они не были пригодны ни до, ни после войны [2]. 
          Трудолюбие и настойчивость в учении, бывает, компенсируют недостаточно     развитые способности, а поэтому успеваемость сама по себе не всегда еще характеризует способности. Хорошей успеваемости учащийся может достичь, отказавшись от отдыха, от чтения художественной литературы, просмотров кинофильмов и многого другого. Способности характеризуются соотношением успеваемости и усилий учащегося для ее достижения. Практически встречаются  следующие степени этого соотношения: 

  1. учащийся не справляется с работой при оказываемой ему другими помощи; 
    2) не справляется с работой при личной самостоятельной и усердной работе; 
    3) справляется с работой с большим напряжением, учась удовлетворительно; 
    4) то же при хорошей успеваемости; 
    5) отлично справляется с одними предметами, но не вполне удовлетворительно или удовлетворительно с остальными; 
    6) отлично учится, полностью выполняя программу по всем предметам; 
    7) выполняет сверхплановые задания по любому предмету при успешной работе по остальным предметам; 
    8) выполняет сверхпрограммные задания по любому предмету при отличных успехах по всем предметам. 
    Учитывая эти восемь градаций соотношения успеха и усилий в обучении, определяющих степень способностей, надо иметь в виду факторы, которые могут искажать проявления способностей, — например, состояние здоровья, лень или нежелание заниматься этим предметом, неблагоприятные культурно-бытовые условия [3]. 
    Если изучение направленности человека отвечает на вопрос «чего он хочет», а изучение характера — «что он есть...», то изучение его способностей отвечает на вопрос «что он может?». 
    Профессиональные способности представляют собой не новые особые качества, а определенные сочетания психических свойств и процессов, благоприятных для осваиваемой учащимися профессии.  
    и профессиональная пригодность».  
    [ 3] Ермолин. В.В. Профессиональные  способ. т. 20 с,  145.  
            Следовательно, чтобы изучить способность того или иного учащегося, необходимо изучать различные особенности его личности. 
    Такие черты личности, как аккуратность, настойчивость, трудолюбие, любовь и интерес к своему делу, нужны для любой профессии. А ряд других качеств  не для каждой. Так, отличать красный цвет от зеленого шоферу и железнодорожному машинисту необходимо, а токарю не обязательно. Учащимся художественных училищ нужны способности к рисованию, а будущим поварам-кулинарам  тонкий вкус, вернее, хорошее обоняние, от которого больше зависят вкусовые восприятия, чем от самого вкуса. Высотникам-сварщикам и клепальщикам, так же как и учащимся судостроительных училищ, необходима эмоционально-моторная устойчивость, а радистам и музыкантам  хороший слух. Поэтому надо различать более общие способности и более частные, специфические именно для данной профессии. Кроме того, необходимо различать основные для данной профессии способности, отсутствие которых определяет противопоказания к данной профессии, и дополнительные, которые могут компенсировать отсутствие некоторых основных и наличие противопоказаний. Готовя учащегося профтехучилища к будущей деятельности рабочего, необходимо учитывать требования, предъявляемые к нему в условиях не только ученья, но и практической работы. Хорошо известно, что не все, кто хорошо учится, будут потом хорошо работать. Только понимая психологические требования, которые предъявляет определенная профессия к учащемуся как к будущему рабочему, можно оценить его профессиональные способности. 
 
 
 
 
 

4ФОРМИРОВАНИЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ 
 
          Изучение профессиональных   способностей нужны   для   того, чтобы их дальнейшее   формирование было  целенаправленным.   Профессиональные  способности учащихся должны формироваться всем педагогическим коллективом и всей системой учебно-воспитательной работы в различных видах деятельности и с первых дней профессионального обучения.  На   формирование   профессиональных способностей   благотворное влияние   оказывают: интерес учащихся к избранной профессии   и   учебным   предметам; организованность   учебного   процесса и обеспеченность необходимыми учебными пособиями; успешность теоретических занятий и производственных упражнений; хорошо подготовленные, организованные и оставляющие хорошие впечатления экскурсии на базовое предприятие; встречи со знатными рабочими данной профессии, особенно с бывшими выпускниками училища, умеющими   увлекательно  рассказывать о своей работе; систематичность учебного процесса, в частности производственных упражнений; воспитание уверенности в успешности овладения профессий и стремления к преодолению трудностей; стимулирование активности и самостоятельности учащихся в выполнении учебной и производственной работы.  Чем сильнее педагог сумеет заинтересовать учащегося выбранной им профессией, тем легче ему будет формировать его профессиональные способности и тем лучше эти способности будут формироваться. Особенно большое значение в развитии интереса учащихся имеют их первые впечатления от занятий спецтехнологией и уроков  производственного обучения. Первые впечатления всегда яркие и хорошо запоминающиеся. Учащийся приходит на занятия с множеством вопросов, которые он должен для себя уяснить. От того, какое впечатление у него останется от первых занятий, будет зависеть его отношение к профессии, училищу, учебным предметам, к преподавателям и мастеру. Вот почему первые занятия с учащимися нового набора требуют особо тщательной подготовки.   Успех окрыляет любого человека, тем более подростка, юношу или девушку. Успех в делах вызывает уверенность в своих силах и способностях, пробуждает активность и стремление к самостоятельности в работе. Поэтому, стараясь стимулировать интерес и воспитать у учащихся дисциплинированность, активность и самостоятельность, положительно влияющие на формирование профессиональных способностей, преподаватели должны так обучать учащихся и руководить их учебной деятельностью, чтобы у каждого успехи преобладали над неудачами.  Стимулирование интереса учащихся к профессии и их организованность, активность и самостоятельность в учебном процессе имеют большое значение в формировании профессиональных способностей и превращении их в призвание. Но сам процесс этого формирования осуществляется во время выполнения учащимися учебных, производственных и тренировочных упражнений, а также производственных работ в учебных мастерских и на предприятиях. 
Упражнения, развивающие профессиональные способности, начинаются на теоретических занятиях в виде решения различного рода технологических задач и продолжаются в учебных мастерских в виде операционных, комплексных и тренировочных упражнений. Наблюдая за деятельностью учащегося, преподаватель видит, что у него получается удачно и что не получается, в чем и какие он допускает ошибки. Выявляя причины успехов и неудач, он может определить, какие способности или неспособности влияют на деятельность учащегося, и в зависимости от этого целенаправленно планирует дальнейшую работу.  Заставляя учащегося анализировать свои действия, вскрывать причины допущенных им отклонений, неточностей и ошибок, а потом вносить поправки в свои действия, преподаватель тем самым формирует его профессиональные способности. Точнее говоря, развивает свои способности сам учащийся собственной практической, умственной и физической работой, а преподаватель только управляет этой его деятельностью. Но успех формирования профессиональных способностей учащегося зависит главным образом от этой управляющей деятельности педагогов.  Наблюдая за деятельностью учащегося и стараясь вскрыть причину его неудач, преподаватель должен различать незнание, неумение, неразвитость навыков и неспособность выполнять эти не удающиеся действия.   Незнание обнаруживается в объяснении и показе учащимся правил и порядка выполнения действий. Неумение можно вскрыть показом действий преподавателем и повторением их учащимся. Если при этом учащийся заметно улучшает качество действий,  значит, он не умел их выполнять. 
Неразвитость навыков сказывается в медлительности действий и в нехватке внимания (учащийся что-либо упускает, не успевает своевременно выполнить), но при последующих повторениях этих действий темп выполнения, хотя и медленно, возрастает.  Неспособность выражается в стойкости ошибок, в систематическом его повторении без заметного улучшения качества действий.

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru