По алфавиту:

Указатель категорий Психология Развитие Я-концепции в подростовом возрасте

Развитие Я-концепции в подростовом возрасте

ВУЗ: Энвила
Тип работы: Контрольная работа
Предмет: Психология
Количество страниц: 14
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

Введение 3
1. Психологические особенности подросткового возраста. 4
2. Понятие «Я- концепции». 4
3. Формирование «Я - концепции» в подростковом возрасте 4
Заключение 4
Вопросы к основной части 4
Литература: 4

Описание.

Детальный анализ проблем самосознания с обозначением структуры данного процесса предложены в работах И.И. Чесноковой, В.В. Столина, И.С. Кона [5; c. 95-96].
В экспериментальных исследованиях накоплены данные о специфике становления «Я – концепции» в различные возрастные периоды (И.В. Дубровина, А.И. Липкина, Л.Г. Подоляк, И.С. Кон, Л.И. Божович, Л.П. Рыбак, Е.И. Савонько, А.М. Прихожан и др.).
Анализ психологической литературы, изучение подходов исследователей к вопросам формирования самосознания позволяют более детально рассмотреть особенности развития и становления «Я – концепции» именно в подростковом возрасте.
Проблема исследования самосознания, формирования образа «Я», «Я – концепции» актуальна именно в данном возрасте, т.к. именно в этот период развития личности происходит переход от «детства» к взрослой жизни. У подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми.
Подростковый возраст – это период развития, когда ребенок не только ясно осознает существование своего Я, но и стремится глубже познать его [6; с. 95].

Выдержка из работы.

Интересен пример Р. Бернса для понимания сути «Я-концепции»: «наш голос – мы слышим его изнутри, а другие воспринимают снаружи. Окружающие не могут увидеть, услышать или почувствовать что-то точно таким же образом, как отдельно взятый человек, потому что каждый человек привносит что-то индивидуальное в любую чувственную информацию сообразно своей «Я-концепции» [8; с. 193].
«Я – концепция» включает три составляющие:
1. когнетивную – образ «Я», или знания о себе;
2. аффективную, связанную с отношением к себе и отдельным своим качествам – самооценку (совокупность частных самооценок определяется как принятие себя);
3. поведенческие реакции, вызванные образом «Я» и самоотношением.
Характерной особенностью «Я – концепции» является наличие основных элементов образа «Я»: - настоящее «Я» характеризуется представлением о себе в настоящий момент; - динамическое «Я» предполагает стремление к самоизменению; - идеальное «Я» подразумевает определенные качества и свойства человека, которые у него должны быть, исходя из усвоенных моральных образцов; - представляемое «Я» - маска, скрывающая подлинные переживания и отношение как к самому себе, так и к окружающим; - фантастическое «Я» отражает представления, каким бы индивид хотел стать; - зеркальное «Я» позволяет определить отношение окружающих – «Я» глазами других [9; с. 56].
«Я – концепция» - динамическое образование, которое складывается из представлениях о собственных характеристиках и способностях индивида, о возможностях взаимодействия его с окружающим миром, о целях и идеях, которые могут иметь негативную или позитивную направленность (К. Роджерс) [3; с. 123].
Таким образом, это сложное структурированное образование, существующее в сознании человека и включающее как собственно «Я», так и отношения, в которые может вступать человек, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями «Я» - в прошлом, настоящем, будущем, т.е. в широком временном диапазоне жизненного пути.
«Я – концепция» выступает в качестве итогового образования самосознания и отражает тот уровень развития знаний субъекта о себе, на котором они функционируют как сложившаяся иерархически организованная относительно устойчивая система.

Список литературы.

1. Андреева И.Н. Проблема подростков в современной психологии // Актуальные проблемы деятельности практических психологов (в свете идей Л.С. Выготского). Ч. 1. – Мн., 1999. - с. 31 – 35.
2. Богомаз С.Л. Исследования категории «Я» в современной зарубежной психологии. // Актуальные проблемы психологии: теория и практика. Витебск. 2001. - с 3-17.
3. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект/ А.К. Болотова // Вопросы психологии. – 2006. – № 2. – с. 116 – 125.
4. Булах И.С. Проблема развития самосознания личности подростка в свете идей Л.С. Выготского // Актуальные проблемы деятельности практических психологов (в свете идей Л.С. Выготского). Ч. 1. – Мн., 1999. - с. 35 – 39.
5. Иванова Ю.В. Праблема самасвядомасцi у псiхалогii. //Психология: Тексты лекций, Мн.: 1998. – с. 93-105.
6. Мерцалова Т. Тернистый путь к зрелости: [О самопознании подростков] // Народное образование. – 1996. - № 10. – с. 94 – 97.
7. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
8. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю.И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 526 с.
9. Родевич Т.Н. Особенности формирования психологической готовности юношей и девушек к самореализации / Т.Н. Родевич // Сацыяльна– педагагiчная работа. – 2008. - № 3. – с. 56 – 60.
Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru