описана история изучения младенческого возраста, дана характеристика младенцев
Контрольная
работа по курсу «Возрастная
психология»
ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ МЛАДЕНЦА
Содержание
1.
История изучения младенческого
возраста
3
2.
Социальное и эмоциональное развитие
в младенчестве
6
3.
Психическое развитие младенцев
13
4.
Основные психологические новообразования
младенческого периода
19
Список
использованной литературы
20
1.
История изучения
младенческого возраста
В
психологии существуют различные подходы
к пониманию и исследованию младенческого
возраста. В бихевиоризме младенец
рассматривается как природное
существо, которое приспосабливается
путем научения к новым условиям
своей индивидуальной жизни. В концепции
Ж. Пиаже младенец - максимальное эгоцентричное
и аутичное существо. В психоаналитической
концепции ключевое значение придается
ранним отношениям младенца с близким
взрослым, которые имеют в основном инстинктивных
характер. Л.С. Выготский рассматривал
младенца как максимально социальное
существо, поскольку с момента рождения
все его отношения с миром опосредованы
близкими взрослыми. Младенец не пассивное
существо, реагирующее на внешние сигналы.
Он не только принимает воздействия матери,
но и сам активно влияет на ее поведение
и способен к полноценному диалогу. Младенческий
возраст не является однородным периодом.
Основные
закономерности и нормативы психического
развития младенцев были установлены
в первые десятилетия XX в. благодаря
исследованиям Н.М. Щелованова и А. Гезелла.
Систематическое
изучение генезиса развития психики
ребенка было начато Щеловановым
еще в 1922 г. с открытием лаборатории
генетической рефлексологии. Метод, который
применялся в лаборатории, заключался
в беспрерывном, систематическом наблюдении
с регистрацией всех реакций ребенка,
возникающих под влиянием внешних и внутренних
раздражителей. Применялся также и метод
рефлексологического эксперимента, который
заключался в формировании искусственных
сочетательных рефлексов у младенцев
(например, рефлекса на молоко в рожке
определенной формы и цвета).
Н.М.
Щеловановым и его сотрудниками
Н.Л. Фигуриным и М.П. Денисовой
были установлены важнейшие закономерности
развития детей в период новорожденности
и младенчества. Ими была зафиксирована
динамика перехода от сна к бодроствованию,
описано развитие сенсорных анализаторов,
показана возможность формирования первых
условных рефлексов на втором-третьем
месяце жизни. В их работах были открыты
и описаны зрительное и слуховое сосредоточение,
установлены нормативы развития памяти
и восприятия младенцев, выявлены этапы
становления моторики и сенсомоторной
координации в первый год жизни. Также
был открыт комплекс оживления (термин,
который был введен в психологию именно
этими учеными) и кризис одного года. На
основе полученных данных были разработаны
критерии диагностики психического развития
младенцев, которые, с некоторыми модификациями,
используются и в современной практической
психологии.
Большой
вклад в исследование психического
развития младенцев внес и американский
психолог Арнольд Луций Гезелл - создатель
Иельской клиники нормального детства,
в которой изучалось психическое развитие
детей раннего возраста - от рождения до
3 лет. Периоды младенчества и раннего
детства были в центре научных интересов
Гезелла в связи с тем, что он считал, что
за первые 3 года жизни ребенок проходит
большую часть своего психического развития,
так как темпы этого развития наиболее
высоки именно в первые 3 года, а затем
постепенно замедляются со временем.
Исследования
Гезелла в отличие от работ Щелованова
были направлены не на анализ закономерностей
развития психики в первые три года жизни,
а на установление нормативности этого
развития. В клинике Гезелла была разработана
специальная аппаратура для объективной
диагностики динамики психического развития
маленьких детей, в том числе кино- и фотосъемка,
"зеркало Гезелла" (полупроницаемое
стекло, применяемое для объективного
наблюдения за поведением детей). Он также
ввел в психологию новые методы исследования
- лонгитюдный (метод продольного изучения
одних и тех же детей в течение определенного
периода времени, чаще всего с рождения
до подросткового возраста) и близнецовый
(сравнительный анализ психического развития
монозиготных близнецов). На основе этих
исследований была выработана система
тестов и показателей нормы для детей
от 3 месяцев до 6 лет по следующим показателям
- моторика, речь, адаптивное поведение,
личностно-социальное поведение. Модификация
этих тестов также лежит в основе современной
диагностики психического развития младенцев1.
Большое
значение для понимания психического
развития детей этого возраста имеют
данные, полученные в работах Эриксона.
Он выделил восемь основных этапов
в развитии личности детей, основой
которой является ее идентичность,
цельность. Эти этапы представляют собой
серию критических периодов, которые должны
быть преодолены в течение всей жизни.
При этом конкретный этап не только формирует
новое, необходимое для социальной жизни
качество, но и подготавливает ребенка
к следующему жизненному периоду. Каждая
стадия дает возможность формирования
противоположных качеств и черт характера,
которые осознает в себе человек и с которыми
он начинает себя идентифицировать. Выделяя
период до года в качестве первой стадии
психического развития, Эриксон считал,
что в это время психика детерминируется
в основном близкими людьми, родителями,
которые формируют у ребенка чувство базового
доверия или недоверия, т.е. открытости
к миру или настороженности, закрытости
к окружающему. Именно это качество впоследствии
даст возможность детям доброжелательно
относиться к окружающим, без опаски и
внутреннего барьера общаться с новыми,
незнакомыми людьми. В некоторой степени
работы Эриксона показывают, что мотивация
общения закладывается именно в этот период.
В этом концепция Эриксона очень близка
выводам Лисиной о значении для младенца
эмоционального общения со взрослыми.
Об
этом же писал и английский психолог
и психиатр Джон Боулби, автор "теории
привязанности". Его идея состояла
в том, что в первые месяцы жизни
устанавливается тесная эмоциональная
связь между матерью и ребенком, которая
не сводима ни к сексуальности, ни к инстинктивному
поведению. Резкий разрыв этой связи приводит
к серьезным нарушениям в психическом
развитии ребенка, прежде всего в структуре
его личности. Эти нарушения могут проявиться
не сразу (и в этом отличие описываемых
Боулби явлений от госпитализма и сходных
с ним отклонений), но значительно позднее,
часто лишь в подростковом возрасте. Боулби
доказывал, что мать для маленького ребенка
является надежной защитой, своеобразной
базой, которую он время от времени покидает,
стремясь исследовать окружающий мир.
Однако эта исследовательская активность
стабильна и адекватна в тех случаях, когда
ребенок уверен, что он может в любой момент
вернуться под защиту матери. Таким образом,
главная цель формирования эмоциональной
связи между ребенком и матерью - дать
ребенку ощущение защищенности и безопасности.
Именно тепло и ласка, исходящие от матери
в первые годы жизни ребенка, по его мнению,
являются более важными, чем правильный
уход за ребенком и его обучение. Работы
Боулби, посвященные этим вопросам, привели
в 50-х гг. в Англии, а позднее и в других
странах, к изменению условий госпитализации
маленьких детей, которых не разлучают
с матерью2.
2.
Социальное и эмоциональное
развитие в младенчестве
Младенческий
возраст характеризуется целым
рядом специфических черт, позволяющих
рассматривать его в качестве существенно
нового этапа развития человека. Психическое
развитие в младенчестве представляет
собой реализацию видовых возможностей
ребенка на основе природных задатков
и генетической программы и поэтому носит
естественный характер. Младенчество
является началом индивидуального пути
становления первичных и вторичных свойств
индивидной организации человека. Этот
период характеризуется высокой интенсивностью
процессов системогенеза естественных
психических форм, создания предпосылок
речи и социального развития в условиях
непосредственного взаимодействия ребенка
со взрослыми. В это время чрезвычайно
важное значение имеет среда, активное
и в разнообразных формах участие взрослых
не только в физическом, но и психическом
развитии ребенка (создание обогащенной
физической и речевой среды, эмоциональное
общение, помощь в развитии двигательных
структур — акта хватания и локомоции,
— создание проблемных ситуаций и т. д.).
В
течение жизни большинство людей
оказываются вовлеченными в ряд
значимых межличностных отношений.
Первая, бесспорно наиболее важная,
связь устанавливается между младенцем
и матерью или тем человеком, кто о нем
заботится. Связывающие их узы становятся
заметно прочнее к тому времени, когда
ребенку исполняется 8-9 месяцев. Начиная
с середины 60-х годов психологи, изучающие
развитие, при описании этих первых значимых
связей пользуются термином привязанность,
подразумевающим отношения, характеризующиеся
сильной взаимозависимостью, интенсивными
обоюдными чувствами и жизненно важными
эмоциональными контактами.
Первые
отношения.
Дети
проходят несколько фаз эмоционального
и социального роста, в результате
чего устанавливаются первые прочные
отношения. Эмоции новорожденного ограничиваются
дистрессом и спокойным интересом, но
уже вскоре ребенок начинает проявлять
целый спектр эмоций, таких как печаль,
гнев, отвращение и удовольствие. Они вызываются
и наделяются значением в процессе взаимоотношений
младенца с окружающими его людьми, по
мере того как родители способствуют развитию
эмоционально здоровых детей через шутливую
близость, игры, фантазию, вербальные и
невербальные беседы, а также при научении
родителей пониманию передаваемых детьми
сообщений.
Затем,
главным образом в течение 2-го
года жизни, начинают появляться социальные
эмоции: гордость, стыд, смущение, вина
и сочувствие, по мере того как начавший
ходить ребенок достигает большего
понимания себя и других. Стэнли
и Нэнси Гринспен (Greenspan, Greenspan, 1985) выделили
6 основных этапов в эмоциональном развитии
младенца в процессе становления первых
отношений с окружающими.
Развитие
привязанности.
Поскольку
привязанность столь важна для
общего психосоциального развития младенца,
необходимо рассмотреть механизмы, посредством
которых она формируется. Мэри Эйнсворт
относит к поведенческим компонентам
привязанности формы поведения, обеспечивающие,
в первую очередь, близость к тому человеку,
к которому младенец испытывает это чувство.
Они включают в себя сигнальное поведение
(плач, улыбка, голосовые сигналы), ориентировочное
поведение (взгляды), локомоции, вызванные
поведением другого человека (следование,
приближение), а также активные действия,
направленные на достижение физического
контакта (попытки карабкаться, обхватывать
руками и прижимать, цепляться). Привязанность
является взаимной и носит реципрокный
характер: она работает в обоих направлениях
и связана с переживаниями и обменом.
В
первые недели жизни младенцы стремятся
к регулярности и покою, но вместе с тем
пытаются не упустить ни одного из своих
ощущений и переживаний, связанных с окружающим
миром. Они стремятся найти баланс между
избытком и недостатком стимуляции. По
мере того как малыши пользуются сигнальными
и ориентировочными формами поведения
(плачем, голосовыми реакциями, визуальным
слежением), они становятся все более чуткими
к социальному окружению, чтобы установить
связь с находящимися рядом людьми. На
этой стадии младенцы не проводят различия
между теми, кто о них заботится, и другими
людьми, реагируя на всех примерно одинаково.
В
2 месяца младенцы, приспособившиеся к
новой среде обитания, становятся более
внимательными к окружающему их миру.
Они узнают близких людей и направляют
свое внимание в первую очередь на тех,
кто о них заботится, а не на чужих. Теперь
мир людей кажется младенцам привлекательным,
волнующим и доставляющим удовольствие,
и они это показывают. Малыши с готовностью
улыбаются и реагируют движениями тела
на приближающегося к ним человека.
Эта
фаза в значительной мере накладывается
на предыдущую, но теперь уже младенцы
начинают вести с другими диалог.
Мать и дитя инициируют свои собственные
игровые последовательности взаимодействия:
обмениваются взглядами, играют в короткие
игры и делают паузы. То же самое происходит
между отцом и ребенком, а также между
ребенком и его братьями или сестрами.
Годовалые
дети уже могут лучше обслуживать
себя и играют более активную роль
в эмоциональных отношениях с матерью
и отцом. Они способны оповещать родителей
о своих потребностях эффективней и точней,
чем раньше. Ребенок начинает пользоваться
словами при общении с окружающими. К этому
времени у него появляется ряд новых эмоций,
включая гнев, радость и печаль. В конце
этого периода младенец осознает отличие
себя от других.
Начавшие
ходить дети способны к символическому
изображению, игровой имитации и созданию
внутренних образов людей и предметов.
Они могут добывать знания о мире людей
благодаря символической игре, в которой
они воображают себя другими или имитируют
их действия. Теперь, когда у них есть определенное
чувство Я — надежная основа для различения
себя и других, они могут испытывать амбивалентные
потребности в автономии и зависимости.
В течение этого периода эмоциональный
репертуар детей расширяется и начинает
включать в себя социальные эмоции: сочувствие,
смущение, а через некоторое время — стыд,
гордость и вину. Эти проявления совпадают
с дальнейшим развитием у них чувства
Я и с расширением их знаний о социальных
правилах.
Эйнсворт
характеризует перечисленные выше формы
поведения как критерии привязанности,
поскольку без них такие отношения устанавливаются
с большим трудом. Попробуйте представить
себе, как непросто проникнуться чувством
эмоциональной близости к младенцу, который
постоянно противится, когда его берут
на руки. Или что будет, если младенец не
станет улыбаться или гулить при появлении
заботящегося о нем взрослого. Эйнсворт
и ее коллеги обнаружили, что когда младенец
страдает каким-то физическим недостатком,
например слепотой, или когда ему неприятны
чужие прикосновения, эмоциональная связь
между ним и тем, кто о нем заботится, оказывается
под угрозой.
Таким
образом, и младенец, и тот, кто
о нем заботится, должны проявлять
активность, усиливающую привязанность.
В норме именно первичные действия ребенка
вызывают соответствующий отклик со стороны
заботящегося о нем взрослого, который
не только кормит, пеленает малыша и удовлетворяет
его прочие физические потребности, но
также и общается с ним посредством разговора,
улыбок и прикосновений. Поведение малыша
побуждает взрослого предпринимать определенные
действия, а они, в свою очередь, вызывают
у младенца те или иные отклики.
Кроме
того, родители или те, кто заботятся
о ребенке, помогают ему научиться
регулировать свои эмоции. Например, эмоционально
адекватный родитель может реагировать
на проявления ребенка так, что это будет
предотвращать его продолжительный плач
и крики. Со временем, если поведение родителя
является последовательным, а их с ребенком
отношения — доверительными и безопасными,
малыш может интериоризировать такие
опыты эмоциональной регуляции3.
Является
ли привязанность условным рефлексом
или имеет место врожденная потребность
к установлению отношений? Психологи,
занимающиеся вопросами развития, в течение
длительного времени полагали, что чувство
привязанности к взрослым возникает у
малышей лишь потому, что те удовлетворяют
их первичные потребности. Считалось,
что дети выучиваются связывать близость
к ним взрослого с удовлетворением биологических
потребностей, таких, например, как пищевая.
Согласно теории психоанализа, ранние
эмоциональные связи ребенка также обусловлены
удовлетворением его потребностей матерью.
В ходе этого процесса у младенца формируется
относительно постоянный, положительный
внутренний ее образ. Однако экспериментальные
исследования, проведенные на приматах,
показывают, что снижение напряжения при
удовлетворении потребностей — это только
одна из многих причин, в силу которых
у младенцев возникает первичная привязанность.