По алфавиту:

Указатель категорий Психология Психологическая структура личности и практика делового общения

Психологическая структура личности и практика делового общения

Тип работы: Контрольная работа
Предмет: Психология
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

В практике делового общения многообразные подходы к анализу психики индивида могут быть использованы с целью создания между партнерами эффективных межличностных отношений и согласованного психологического взаимодействия.

Выдержка из работы.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ЧитГУ)

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине: «Психология управления»

        на  тему: «Психологическая структура личности и практика делового общения» 
         
         
         
         

                                                 Выполнила: ст. гр. АУ-08-1

Ермолаева А.С.

                                                Проверила: к.т.н. доцент

                           Закиева Н.И. 
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

Чита 2009

             СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1 СТРУКТУРА ПСИХИКИ ПО ФРЕЙДУ…………………………………..5

    1.1 Система бессознательного «Оно»……………………………………..5

    1.2 Система «Сверх Я»……………………………………………………..8

    1.3 Система предсознательного «Я»……………………………………..10

    1.4 Фрустрации и механизмы психологической защиты………….........12

2 МОДЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ К. ЮНГА………………………….14

    2.1 Коллективное  бессознательное и архетипы…………………..……..14

    2.2 Самость  и четыре системы психики………………………………....18

3 ГУМАНИСКТИЧЕСКИЙ И КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПСИХИКИ ЛИЧНОСТИ………………………………....26

    3.1 Закон конгруэнтности  К. Роджерса…………………………………..26

    3.2 Концепция  психики личности Дж. Келли…………………………...26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               ВВЕДЕНИЕ

     По  своей сущности психологическая структура не является неизменной, а скорее представляется движущим и текущим процессом. Тем не менее, для нее характерна определенная целостность, включающая комплекс довольной устойчивых признаков: инстинкты, рефлексы, темперамент, чувствительность, способности, мотивации, установки. Все эти признаки определяют свойственный данному человеку ход мыслей и поведения, когда он приспосабливается к различным жизненным ситуациям.

        Описать психологическую структуру личности пытались многие теории. Одни из них сделали попытку выявить ее биологическую детерминацию. Например, теории Кречмера и Шелдона связали характер психологических реакций человека с его физической конституцией. Другие теории сделали главный упор на выявление соотношения различных элементов, уровней и систем психологической структуры. К таким теориям можно отнести психоаналитическую концепция Зигмунда Фрейда и аналитическую психологию Карла Юнга. Представители гуманистического и когнитивного направлений поставили проблему соотношения рациональных и интеллектуальных процессов в психике индивида. При этом особое значение они придают процессу самоактулизации личности и прогнозированию жизненных ситуаций с помощью «личностных конструкторов».

      Основные  подходы к анализу психики  личности (психоаналитическая, бихевиористская, гуманистическая, когнитивная) были разработаны в 30-60-е годы ХХ в. В настоящее время в психологии существует множество теорий личности. Они позволяют прогнозировать личностные характеристики индивида, его поведенческие реакции и мотивации, а также характер межличностных отношений. При этом все современные теории личности принято подразделять на три типа.

      Первый  тип – это психодинамические  теории З. Фрейда, К. Юнга и их современных  последователей. Они объясняют динамику личности на основе взаимодействия структурных элементов психики: бессознательных мотиваций, влечений, комплексов и архетипов.

      Второй  тип – социодинамические теории. Ведущую роль в развитии психики  личности они отводят социокультурным  детерминантам: социальным условиям существования личности, ее социальному окружению и предметной деятельности. Такая позиция доминирует в деятельном подходе С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева, культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, теории оперантного научения Б. Скиннера.

      Третий  тип составляют интеракционистские теории личности. Они объясняют динамику психики личности на основе взаимодействия внутренней психической структуры с внешней социальной средой. Этот подход наиболее очевиден в когнитивных теориях личности Дж.Келли, А. Бандуры и теории социального научения Дж. Роттера.

      В практике делового общения многообразные  подходы к анализу психики индивида могут быть использованы с целью создания между партнерами эффективных межличностных отношений и согласованного психологического взаимодействия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           1 СТУКТУРА ПСИХИКИ ПО ФРЕЙДУ

     Модель  психологической структуры личности сложилась в психоанализе Зигмунда Фрейда не сразу, а в процессе длительной психотерапевтической практики. На ее сущностное и мировоззренческое  обоснование оказали воздействие философские теории Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, влиянию которых Фрейд был подвержен в поздний период своей деятельности.

      Человеческая  психика, согласно Фрейду, включает в  себя три области – системы  психического: сознательно, бессознательное и предсознательное, которые находятся между собой в состоянии непрерывного взаимодействия. Дл первых двух систем (сознательного и бессознательного) характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всей психической жизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый душевный акт и человеческий поступок.

      1.1 Система бессознательно « Оно»

      Необходимой и крайне важной составной частью психической структуры является система бессознательного. Именно она, по утверждению Фрейда, служит источником всех психических сил и энергий личности. В статье «Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе» Фрейд предложил для обозначения этой системы использовать сочетание Ubw (начальные буквы немецкого Unbewust – бессознательное). Позднее в работе «Я и Оно» эта система получила обозначение Оно.

      Прежде  чем дать его определение бессознательному, Фрейд делает замечание, что «психическое» и «сознательное» - понятия не идентичные. Их нельзя отождествлять, так как в психике человека наличествуют очень интенсивные скрытые представления, присутствие которых человек не замечает и не осознает, но они проявляются в оговорках, ошибках памяти и речи, забывании имен и т.д.

     Для практики делового общения это замечание  Фрейда представляется очень существенным. Затянувшиеся паузы перед словами, оговорки, обмолвки делового партнера могут свидетельствовать о некоторой неискренности его речевых (вербальных) суждений, о скрытых и неосознанных его стремлениях.

     Характеризую  бессознательное как «закономерную неизбежную фазу процессов, которые проявляет наша психическая деятельность», Фрейд выделяет такие его важнейшие особенности, как:

     1) Оно – несловесное (невербальное);

     2) «оно никогда не умирает», не  теряет своей динамической силы и энергии;

     3) ему закрыт прямой доступ в  сознательное;

     4) по динамике своего образования  бессознательное есть вытесненное  (Verdrangung), формирующееся на протяжении всей жизни человека без всякого участия сознания;

     5) законы его функционирования  отличаются от законов сознательной деятельности; бессознательное «как бы не обращает внимания» на смену дня и ночи, рождения и смерти, живет «всевременно», - сразу прошлым, настоящим и будущим.

     По  своему содержанию бессознательное  представляет внутреннюю сторону психических процессов, «кипящий котел» психических реакций, аффектов, базальных (врожденных) эмоций, влечений.

     Наиболее  обстоятельно содержание и структуру  бессознательного Фрейд анализирует  в своих лекциях «Введение  в психоанализ». В качестве важнейших  структурных элементов бессознательного он выделяет ошибочные действия, сновидения, влечения.

        Ошибочные действия, к которым Фрейд относит оговорки, обмолвки, описки, ошибки, забывания, затеривание, запрятывание, являются психическими актами. Они возникают в результате интерференции (наложения) двух различных намерений.

      Сновидения  представляют собой психические  реакции на действующие во сне  раздражители. Они являются устранением  нарушающих сон психических раздражителей  путем галлюцинаторного удовлетворения.

      Впервые в психологии Фрейд обстоятельно показывает, что сновидения являются не соматическим, а психическим феноменом. Он дает обстоятельное описание символики сновидений и разрабатывает технику их толкования.

      Особое  внимание Фрейд уделяет влечениям. Именно они составляют основной фонд бессознательного. Представляя собой психические элементы внутренних раздражений организма, имеющих соматический (телесный) характер, влечения подразделяются на две группы:

  • влечения «Я», цель которых – самосохранение индивида;
  • влечение «libido», их цель – продолжение рода; они рождаются вместе с телом человека и ведут ни когда не угасающую жизнь в его психике.

   На  основе влечений, и в особенности  влечений libido, происходит формирование комплекса Эдипа, учения Фрейда о котором – одно из важнейший в психоанализе. Фрейд считал, что во всех жизненных ситуациях личность заимствует свою психическую энергию от этого первого, вытесненного бессознательное, комплекса Эдипа.

      Положения Фрейда о ведущей роди Эдипова  комплекса в психической структуре личности не является бесспорным.

     В ситуации делового общения так или  иначе происходит спонтанная психическая  дифференциация партнеров по признаку пола. И в зависимости от того, кто ваш деловой партнер – мужчина или женщина, соответственно срабатывают механизмы психологической защиты, а также эффекты ореола и идентификации и стереотипизации.

     Разработанная Фрейдом типология влечений в  процессе психотерапевтической практики подвергалась им существенной корректировки, он ввел новое деление в лечении и предложил более расширенное толкование содержания бессознательного. При этом Фрейд исходил из того, что психическая жизнь человека представляет собой непрерывную борьбу между Эросом (влечениями libido и влечениями «Я») и Танатосом (влечениями к смерти). Эрос обеспечивает стремление психики человека к жизни, к ее сохранению, во что бы то не стало, или в форме генетической – продолжение рода, или виде целостности организма. Весь физиологический процесс созидания, пока организм жив, обеспечивается этим стремлением психики, то есть Эросом. Танатос, напротив, пытается вернуть организм человека в безжизненное состояние, к мертвой неорганической материи, но пока человеческий организм жив, преобладает Эрос. Это новая предложенная Фрейдом деление влечений, отразило сильное влияние на его теории идей знаменитого немецкого биолога, основателя неодарвинизма Вейсмана.

     Теперь  и само бессознательное как система  психической структуры обогащается  в психоанализе Фрейда качественно  новыми моментами, оно представляется не чем-то низшим, темным, аморально социально – психологическом смысле, а таким которое способно нести сознательное и даже творческое начало.

      1.2 Система «Сверх Я»

     Таким образом Фрейд подходит к обоснованию  второй области психической структуры  личности – «Идеал – Я» или «Сверх-Я», которое становится продуктивным источником психической силы и энергии для взаимодействия с реальностью, и прежде в сего с явлениями моральной и культурной жизни.

     Важнейшим является и то, что система «Сверх-Я» формируется под влияние социальной среды и запретов. Принимая на себя функции нравственного сознания, она оценивает все поступки и душевные акты личности с точки зрения «добра» и «зла».

     К проявлением «Сверх-Я» можно отнести «внезапное пробуждение совести», у человека, возникновение «безотчетного чувства вины», строгости и презрения к себе. Выступая как цензор, веление, которого выполняется вытеснением, «Сверх-Я» обнаруживает себя как моральная и даже «гиперморальная» (по терминологии Фрейда) психическая сила, которую сознание не может преодолеть. Природа человека, по утверждению Фрейда, как в отношении добра, так и в отношении зла далее превосходит то, что он сам предполагает о себе.

     Образование «Сверх-Я» Фрейд связывает с особым психическим механизмом – идентификацией (отождествлением). В жизни человека идентификация возникает довольно часто, особенно когда ему необходимо перейти от владения каким – либо лицом к отождествлению себя с ним.

     В практике делового общения психические феномены «Сверх-Я» осуществляют нравственный контроль за поведением партнеров, зачастую в психической структуре личности происходит столкновение нравственных и прагматичных (выгодных для дела) суждений. Иногда партнеру приходится делать нравственный выбор, отказавшись от удачной деловой операции. Тем более что партнеры в деловом общении выступают как личности значимые друг для друга, поэтому желательно в деловом общении предпочесть правило «честь превыше прибыли», нежели низкий уровень этического поведения, сопряженный с очернительством и унижением конкурирующего с вами партнера.

     Не  редко в деловом общении происходит сдвиг моральных суждений, когда  предложенная удачная деловая операция сопряжена с финансовыми махинациями, нарушение ранее заключенных  договоров, обнаружение более «выгодного партнера».

     В целом фрейдовская концепция «Сверх-Я» еще раз подтверждает тесную взаимосвязь этических и социально-психологических моментов делового общения.

     1.3 Система предсознательного «Я»

     Третьим пластом психической структуры  личности Фрейд называет предсознательное «Я». Оно находится между «Сверх-Я» и «Оно» (бессознательным), связывая их как посредник. Здесь психические переживания подвергаются как бы двойной цензуре. Принцип наслаждения, который господствовал в бессознательном, теряет свое значение. Рядом с ним начинает действовать новый принцип психической жизни – принцип реальности. Он оценивает уместность и возможность выполнения того или иного действия, мотивируемого потребностями «Оно».

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru