|
 |
Указатель категорий ›
Психология ›
Проблема конфликта в подростковом возрасте
Проблема конфликта в подростковом возрасте
Тип работы: Контрольная работа Предмет: Психология Язык документа: Русский Год сдачи: 2008 Последнее скачивание: не скачивался
|
Описание.
В процессе работы мною изучено и проанализировано огромное количество материалов по теме, но, к сожалению, в рамках данной работы, не представляется возможным привести всю информацию о подростковых конфликтах, поэтому я постаралась остановиться лишь на основных. Цель данной работы: всестороннее изучение, обобщение и анализ проблемы конфликтов в подростковом возрасте. Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка литературы.
Выдержка из работы.
Контрольная
работа
По
дисциплине
«Психология
и педагогика»
на
тему «Проблема конфликта
в подростковом возрасте»
Содержание
Введение
Подростковый
возраст – трудное время и для
детей, и для родителей, и для педагогов.
И не известно еще, кому труднее. На мой
взгляд, тема конфликта вообще, и подросткового
в частности, неисчерпаема. Это одна из
проблем, которую можно назвать извечной.
Пока существуют люди, пока развивается
общество, существуют и споры, приводящие
к конфликтным ситуациям. Подростковый
возраст является одним из наиболее кризисных
возрастных периодов. Именно в это время
становления личности ребенок становится
«трудным». Как правило, подросткам присущи
предельная неустойчивость настроения,
поведения, постоянные колебания самооценки,
ранимость, неадекватность реакции. Этот
возраст богат конфликтами и осложнениями.
Все это требует от взрослых, окружающих
подростка, пристального внимания, предельной
тонкости, деликатности, вдумчивости.
С
подросшим ребенком уже нельзя общаться
«по старинке». Если легко диктовать свои
требования послушному малышу, то подросток
воспринимает такие советы, как давление,
которому он с удвоенной силой сопротивляется.
Повзрослевший ребенок борется за свободу
с отчаяньем юношеского максимализма:
скандалами, сигаретами, алкоголем, уходом
из дома, однако ему нужна не столько сама
свобода, сколько признание права самому
принимать решения. Таким образом, проблема
конфликтов в подростковом возрасте была
и остается всегда актуальной. В процессе
работы мною изучено и проанализировано
огромное количество материалов по теме,
но, к сожалению, в рамках данной работы,
не представляется возможным привести
всю информацию о подростковых конфликтах,
поэтому я постаралась остановиться лишь
на основных. Цель данной работы: всестороннее
изучение, обобщение и анализ проблемы
конфликтов в подростковом возрасте.
Работа
состоит из введения, двух частей, заключения
и списка литературы.
1. Конфликт:
теоретические основы
1.1
Понятие и сущность конфликта
Сегодня
в литературе существуют самые различные
определения конфликта.
По
словарю Даля: «Конфликт (лат. conflictus
- столкновение), предельно обострённое
противоречие, связанное с острыми эмоциональными
переживаниями».
А.Г.
Здравомыслов определяет: «Конфликт -
это важнейшая сторона взаимодействия
людей в обществе, своего рода клеточка
социального бытия. Это форма отношений
между потенциальными или актуальными
субъектами социального действия, мотивация
которых обусловлена противостоящими
ценностями и нормами, интересами и потребностями».
Можно привести и другие определения конфликта,
важнее сформулировать его общее понятие.
В этом плане «всякий конфликт - есть качество
взаимодействия между людьми (или элементами
внутренней структуры личности), выражающееся
в противоборстве сторон ради достижения
своих интересов и целей, основанное на
отрицательных эмоциях». Сущность конфликта
- это межгрупповое или межличностное
противоборство, основанное на осознанном
каждой из сторон противоречии. Это столкновение
принципов, мнений, оценок, характеров
или эталонов поведения людей. Конфликт
в своём развитии проходит несколько этапов:
возникновение, становление, зрелость,
преобразование.
Каждый
этап предполагает свою логику поведения
педагога. Возможны следующие варианты
психолого-педагогической коррекции конфликта:
компромисс (взаимные уступки), привлечение
объективных «судей», переключение внимания,
«взрыв», отделение деловой и эмоциональной
сторон конфликта, отсрочка.
1.2 Основные типы
и причины конфликтов у подростка
Существуют
основные типы и причины, по которым
подросток сталкивается с различными
ситуациями и проблемами, приводящие
к конфликту:
Внутриличностный
конфликт - столкновение примерно равных
по силе, но противоположных по направленности
потребностей, мотивов, интересов, влечений
и т.п. у одного и того же человека. Проявляется
в неустойчивости настроения, повышенной
ранимости и т.п. Если внутриличностный
конфликт носит затяжной характер, то
его проявления принимают форму отклонений
в поведении, снижении результатов деятельности;
возможно возникновение на его почве невроза.
Такого рода конфликты нередки в детском
и особенно в подростковом возрасте, когда
произвольность поведения ещё недостаточна
для безболезненного выбора между несовместимыми
внутренними тенденциями. Такой конфликт
может возникнуть при низкой удовлетворённости
жизнью, друзьями, учебой, отношениями
со сверстниками, малой уверенностью в
себе и близких людях, а также со стрессом.
Споры с самим собой, познание себя, самоутверждение
и самореализация приводит к конфликтам
внутри себя. Этот конфликт в большей мере
свойственен подростку, переживающему
очередной возрастной кризис, один из
самых сложных и острых кризисов
Педагогу
следует проявлять повышенное внимание
к отклонениям в поведении детей, поскольку
симптомы неблагополучия могут довольно
явно свидетельствовать о его причинах,
т.е. внутренний конфликт всегда проявляется
внешне. Чтобы вернуть ребёнку эмоциональное
благополучие, ему необходимо помочь осознать,
какие из его внутренних тенденций вошли
в противоречие; восстановить пошатнувшуюся
самооценку пли утвердить её на новой
основе; привести уровень притязаний в
соответствие с индивидуальными возможностями.
Межличностный
конфликт - ситуация взаимодействия людей,
при которой они либо преследуют несовместимые
цели, либо придерживаются несовместимых
ценностей и норм, пытаясь реализовать
их во взаимоотношениях друг с другом,
либо одновременно в острой конкурентной
борьбе стремятся к достижению одной и
той же цели, которая может быть достигнута
лишь одной из конфликтующих сторон. Противоречие
в межличностных отношениях - явление
естественное, поскольку не существует
двух абсолютно одинаковых людей, чьи
интересы, взгляды, склонности и настроения
полностью совпадают. Несовпадение мнений,
оценок и т.п. может быть разрешено в доброжелательном
споре, в котором обе стороны стремятся
прийти к согласию. Если же они заинтересованы
только в отстаивании своей позиции любой
ценой, противоречие неизбежно перерастает
в конфликт.
В
педагогической практике, вопреки провозглашавшемуся
ранее мнению, имеется ряд оснований для
возникновения конфликта. В личности растущего
человека происходят определённые изменения,
которые могут ускользать от внимания
педагога и не учитываться в обучении
и воспитании. Серьёзные изменения могут
происходить с коллективом, членом которого
является ребёнок. Т.о., в учебно-воспитательном
процессе возможно несовпадение личных
целей, задач, педагогических методов
и индивидуальных особенностей учащихся,
что нередко приводит к конфликту между
учителем и учеником. Это становится причиной
потери учащимся познавательного интереса,
возникновения неуверенности в своих
силах, отрицательного отношения к школе,
порождает активное внутреннее торможение
у ребёнка, которое может быть расценено
как умственная отсталость. Такой конфликт
иногда провоцирует ребёнка на поиски
иной среды общения, в которой удовлетворяется
потребность к защищённости, ощущении
своей полноценности.
Конфликт
между отдельными детьми чаще всего бывает
вызван неспособностью одной или обеих
сторон преодолеть свой эгоцентризм. При
педагогически целесообразном вмешательстве
в такой конфликт он может способствовать
успешному формированию личности, положительным
изменениям в поведении ребёнка, консолидации
сил коллектива.
Конфликт
между личностью и группой - может
возникнуть конфликт, если эта личность
займет позицию, отличающуюся от позиций
группы, например, весь класс срывает
урок, а один подросток остается
в классе…несмотря на его устойчивую
нравственную позицию, его отношения с
классом будут конфликтом, так как он идет
против мнения группы.
Возможно
возникновение межгруппового конфликта,
когда в качестве противостоящих сторон
выступают группы, преследующие несовместимые
цели и своими действиями препятствующие
друг другу.
2. Проблема
конфликта в подростковом
возрасте
2.1
Характеристика подросткового возраста
Подростковый
возраст, который считается от 12
до 17 лет — трудный период полового
созревания и психологического взросления.
В это время в самосознании
происходят значительные изменения: появляется
чувство взрослости, ощущение себя взрослым
человеком; оно становится центральным
новообразованием младшего подросткового
возраста.
Это
время быстрых перемен и трудных
исканий. Одновременно подростки сталкиваются
с многочисленными психологическими проблемами:
они становятся независимыми от родителей,
учатся правильно строить свои отношения
со сверстниками, вырабатывают для себя
комплекс этических принципов, развиваются
интеллектуально, приобретают чувство
индивидуальной и коллективной ответственности.
Возникает страстное желание если не быть,
то хотя бы казаться и считаться взрослым.
Отстаивая свои новые права, подросток
ограждает многие сферы своей жизни от
контроля родителей и часто идет на конфликты
с ними. Кроме стремления к эмансипации
подростку присуща сильная потребность
в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью
в этот период становится интимно-личностное
общение. Появляются подростковая дружба
и объединение в неформальные группы.
Возникают и яркие, но обычно сменяющие
друг друга увлечения. И это далеко неполный
перечень перемен в их жизни.
По
выражению Л.С. Выготского, «в структуре
личности подростка нет ничего устойчивого,
окончательного, неподвижного». Личностная
нестабильность порождает противоречивые
желания и поступки: подростки стремятся
во всем походить на сверстников и пытаются
выделиться в группе, хотят заслужить
уважение и бравируют недостатками, требуют
верности и меняют друзей. Благодаря интенсивному
интеллектуальному развитию появляется
склонность к самоанализу; впервые становится
возможным самовоспитание. У подростка
складываются разнообразные образы «Я»,
первоначально изменчивые, подверженные
внешним влияниям. К концу периода они
интегрируются в единое целое.
Итак,
совсем еще недавно ребенок был милым
и очаровательным, а сейчас вступает в
то специфическое состояние, которое принято
называть «подростковым возрастом». О
«кризисе подросткового возраста» знают
сейчас очень многие родители, конечно
«легких» возрастов не бывает, но все же
кризис отрочества, действительно самый
острый и болезненный для всей семьи. В
первую очередь начало подросткового
периода связано с физиологическими изменениями,
вступают в дело физиологические и гормональные
процессы, связанные с интенсивным созреванием
организма. И это неизбежно сказывается
на поведении и взаимодействии с окружающими.
Эти процессы оказывают воздействие, как
на самих подростков, так и на родителей.
Но проблемы физиологии обостряются кризисами
из предшествующих стадий развития ребенка.
Проявление таких качеств как отделение
себя от родителей и их опеки, вовсю проявляемая
инициатива – это потребность обрести
свою собственную власть над собственной
жизнью.
2.2
Конфликт «отцов и детей»
Наиболее
важными и наиболее напряженными
являются в подростковый период отношения
с родителями. Это время проверки всех
членов семьи на социальную, личностную
и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами
и конфликтами. В этот период все скрытые
противоречия выходят наружу. Тяжесть
положения здесь обусловлена, с одной
стороны, экономической зависимостью
и прочими формами зависимости от родителей,
и с другой – желанием получить самостоятельность,
возрастающей потребностью в независимости.
В отношениях с родителями подросток поставлен
в довольно сложные условия: с одной стороны,
он «занимается формированием собственной
индивидуальности», с другой – в связи
с новым своим положением «налаживает
новые связи с родителями» (А.А. Реан). Это
противоречие во взаимоотношениях подростка
и взрослого характерно именно для подросткового
возраста. Так начинается отделение подростка
от родителей, противостояние им. Ребенок
может стать грубым, резким, критиковать
родителей и других взрослых. Раньше близкие
многого не замечали в ребенке, верили
в непогрешимость своего авторитета, и
вот состоялось как бы свержение их с пьедестала.
Отношения подростка с родителями и конфликтность
этих отношений, связанная со стремлением
молодого человека освободиться от родительской
опеки и контроля, зависит от многих факторов.
Это, во-первых, условия, связанные с материальным
положением семьи, ее психологической
атмосферой, стилем воспитания, уровнем
образования, социальным положением и
родом занятий родителей. Во-вторых, сформировавшиеся
к этому времени индивидуальные особенности
юноши и девушки.
В
связи с этим даже в благополучных
семьях возникает определенная сложность
общения с детьми старшего школьного возраста.
Причем сложность увеличивается еще и
потому, что родители часто не понимают,
что с выросшими детьми общение должно
строиться по-другому, нежели с маленькими.
Не всегда родители различают, что нужно
запрещать, а что следует разрешать. Все
это может создать весьма непростую ситуацию.
Наиболее
частыми причинами конфликтов являются:
выбор друзей и партнеров, частота
посещений школьных вечеров и
свиданий, занятия подростка, отход ко
сну, укоренившиеся убеждения, выбор одежды,
прически, необходимость работы по дому.
Типы
конфликтов с родителями
и способы их преодоления
1.
Конфликт неустойчивого родительского
восприятия. Как это понимать? Естественно,
что статус подростка в семье и обществе
не устоялся. Он и не взрослый, но уже не
ребенок. Недостатки в этом возрасте многочисленны:
несобранность, неусидчивость, нецелеустремленность,
несдержанность и др. Внешний облик соответствует
этим качествам. Вообще, подросток непривлекателен.
Вместе с тем, ведет себя иногда как взрослый,
то есть критикует, требует уважения. Но
иногда он, как ребенок, — все забывает,
разбрасывает вещи и т. д. В результате
положительные качества недооцениваются,
зато выступают несовершенства. Особенно
если в семье есть младший ребенок — послушный
и старательный.
Необходимо,
чтобы родители постарались осознать
свои противоречивые чувства. Попытались
гасить в себе недовольство и раздражение.
Объективно оценили достоинства
и недостатки подростка. Сбалансировали
систему обязанностей и прав.
2.
Диктатура родителей. Формы этого конфликта
разнообразны, но общая формулировка звучит
так: диктатура в семье - это способ контроля,
при котором одни члены семьи подавляются
другими. При этом подавляется самостоятельность,
чувство собственного достоинства. Родители
вторгаются на территорию подростков,
в их душу.
Бесспорно,
родители должны и могут предъявлять
требования к ребенку, но необходимо
принимать нравственно оправданные
решения. По мнению психологов, требовательность
старших должна сочетаться с доверием
и уважением к детям, в противном случае
требовательность оборачивается грубым
давлением, принуждением. Родители, воздействующие
на подростка приказом и насилием, неизбежно
столкнутся с сопротивлением, которое
чаще всего выражается грубостью, лицемерием,
обманом, а иногда откровенной ненавистью.
И даже если сопротивление будет сломлено,
победа окажется мнимой, так как ребенок
теряет чувство собственного достоинства,
он унижен и получает информацию, которую
можно определить одним выражением: «Кто
сильнее, тот и прав».
|
 |
|