По алфавиту:

Указатель категорий Психология Представление о добре и зле

Представление о добре и зле

ВУЗ: МИУ
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
Количество страниц: 22
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

Введение 3
1. Теоретические основы исследования представлений о добре и зле 5
1.1 Проблема представлений в картине мира человека 5
1.2 Формирование нравственных представлений в онтогенезе личности 10
2. Исследование представлений о добре и зле студентов-психологов 15
2.1 Организация и методика исследования 15
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 15
2.2.1 Описание представлений о добре и зле студентов различных курсов 15
2.2.2 Описание представлений о добре и зле студентов разных полов 18
Заключение 20
Список литературы 22

Описание.

Целью проведенного исследования стало изучение представлений студентов-психологов о добре и зле на разных этапах вузовского обучения.
Объект исследования – представления о добре и зле.
Предмет исследования – представления студентов-психологов о добре и зле на разных этапах вузовского обучения.
Гипотеза исследования: существуют качественные отличия представлений о добре и зле студентов-психологов различных курсов и полов.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования.
2. Выявить структурные компоненты представлений о добре и зле у студентов.
3. Провести сравнительный анализ представлений о добре и зле у студентов разных курсов и разных полов.
В исследовании приняли участие 48 студентов факультета психологии БГПУ 1 и 4 курсов (по 24 представителя от курса). Из них: 24 человека – юноши (по 12 человек с каждого курса), 24 – девушки (по 12 человек – представителей 1 и 4 курсов).
Исследование проводилось в форме анкетирования. Для изучения представлений студентов о добре и зле им предлагалось в письменной форме ответить на вопросы:
1. «Что такое, в вашем понимании, добро?»;
2. «Что такое, в вашем понимании, зло?».
Анализ данных включал в себя качественную обработку полученных ответов и сопоставление их между собой.

Выдержка из работы.

Моральные суждения, как и восприятие, мышление, ходьба, чувства и почти все проявления, на которые способен человек, подвержены развитию. Они никогда не возникают внезапно, в законченном виде, дающем возможность различать добро и зло. Нравственное взросление детей проходит несколько стадий. Некоторые индивиды так и не достигают взрослого уровня нравственности, в то время как другие проявляют моральную зрелость в отрочестве. Скорость прохождения детьми этапов нравственного развития зависит от уровня интеллекта, общества, в котором они живут, и от принятых в нем традиций воспитания детей. Однако последовательность стадий не меняется.
На основании многих ответов Л. Колберг создал теоретическую схему, в общих чертах параллельную теории Ж. Пиаже о стадиях когнитивного развития; согласно Л. Колбергу, развитие нравственного чувства есть последовательный прогрессивный процесс [1].
Те стадии морального развития, которые выделил автор, присущи, по его мнению, людям, воспитывающимся в условиях самых разных культур. Л. Колберг описал более 30 сторон жизни, в связи с которыми люди высказывают свои моральные суждения. Они включают группы ситуаций, относящихся к трем следующим категориям: суждения о моральных обязанностях и нравственных ценностях; элементы самих нравственных ценностей или обязательств; социальные проблемы или институты, которых эти суждения касаются [10].
Обобщенное отношение к этим различным аспектам жизни легло в основу выделения следующих стадий морального развития детей:
I. Доконвенциональный, или доморальный, уровень. Человек следует в своей поведении установленным в обществе правилам, определяющим, что хорошо и что плохо, но при этом ориентируется только на физические или гедонистические, связанные с удовольствием или неудовольствием, следствием совершаемых поступков, а также на авторитет и власть тех, кто эти правила установил.
Стадия 1. Ориентация на наказание и послушание. Действия оцениваются как хорошие или плохие в зависимости от того, приводят ли они к поощрениям или наказаниям.
Стадия 2. Наивная инструментальная ориентация. В качестве морально оправданного действия рассматривается такое, которое способствует удовлетворению потребностей индивида и потребностей других людей одновременно.
II. Конвенциональный уровень. Человек подчиняется принятым моральным требованиям и следует нравственным ожиданиям семьи, группы, нации.
Стадия 3. Ориентация на образец «хорошего мальчика» или «воспитанной девочки».
Стадия 4. Ориентация на требования закона. Человек поступает хорошо потому, что выполняет свои обязательства или долг и строго следит за соблюдением установленного порядка ради него самого.
III. Постконвенциональный, принципиальный или автономный уровень. Человек пытается выяснить и установить для себя универсальные моральные ценности, которые верны независимо от того, какая группа людей их разделяет и проповедует, и независимо от того, каковы отношения индивида с соответствующей группой людей.
Стадия 5. Ориентация на социальный контракт. Это – официально принятая общественная мораль.
Стадия 6. Ориентация на универсальные, общечеловеческие этические принципы справедливости, добра, равенства людей, всеобщего права человека и т.п.
В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении и оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной регуляции. Источниками моральных представлений детей являются взрослые, которые занимаются воспитанием и обучением, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний.
Старший дошкольник во многих случаях в состоянии разумно объяснить свои поступки, пользуясь для этого определенными нравственными категориями. Это значит, что у него сформировались начала нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения.
Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, но еще более усиливается с поступлением в школу, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям и родителям. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки.
Благодаря исследованиям, проведенным Ж. Пиаже, мы имеем представление о том, что в период жизни от 5 до 12 лет представления ребенка о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму [1]. Нравственный реализм, в понимании Ж. Пиаже, - это твердое, непоколебимое и весьма однозначное понимание добра и зла, разделяющее все существующее только на 2 категории – хорошее и плохое – и не усматривающее никаких полутеней в нравственных оценках. Нравственный релятивизм, появляющийся у детей приблизительно с 11 лет, основан на убеждении, что каждый человек имеет право на справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его поступке можно усмотреть нравственное оправдание и осуждение.
Реалист мыслит категориями авторитета и полагает, что законы нравственности установлены властью и незыблемы, что они абсолютны и не имеют исключений, что их нельзя менять. Ребенок – нравственный реалист – моральную дилемму обычно решает в пользу бездумного послушания и беспрекословного подчинения взрослому, даже если его распоряжения расходятся в общепринятыми нравственными нормами. Более старшие дети, поднявшиеся в своем развитии до уровня нравственного релятивизма, полагают, что иногда можно пренебречь мнением взрослого и поступить в соответствии с иными нормами морали.
Эти положения Ж. Пиаже полностью согласуются, с рассмотренной выше теорией Л. Колбегра, который установил, что на доконвенциональном уровне развития морали дети действительно чаще дают оценки поведению только по его следствиям, а не на основе анализа мотивов и содержания поступков человека. В эти время нравственным считается любое поведение, за которое можно получить поощрение, или такое, которое, удовлетворяя личные потребности данного человека, не мешает удовлетворять свои другому человеку.
На уровне конвенциональной морали важное значение вначале придается тому, чтобы быть «хорошим человеком», соответствовать извне заданному образцу; затем на первый план выступает идея общественного порядка или пользы для людей (группы, общества).
В подростковом возрасте содержание оценочных нравственных эталонов продолжает углубляться и расширяться, они становятся более тонкими и дифференцированными, индивидуально различными.
На период ранней юности, традиционно связываемой с обучением в старших классах школы, приходится становление нравственного самосознания. Этот же период характеризуется переходом на новый уровень морали – конвенциональный (по Л. Колбергу).
Среди тех нравственных проблем, которые на протяжении столетий волновали и продолжают волновать юношество, находятся проблемы добра и зла, справедливости и беззакония, порядочности и беспринципности и многие другие. Они охватывают круг нравственных вопросов, правильность решения которых выходит за пределы личностных и интимных межличностных отношений и затрагивает человеческое существование в целом. Юношей и девушек связанные с моралью и нравственностью проблемы волнуют не столько с познавательной точки зрения, сколько в плане их собственного нравственного самоопределения.

Список литературы.

1. Абраменкова В.В. Представление о добре и зле в картине мира современного ребенка // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Ребенок в обществе». – М.: МГПУ, 2007. – 98 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – В 2 т. – М.: Педагогика, 1980. – 361 с.
3. Братусь Б.С. Образ человека в психологии // Психология с человеческим лицом / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. М.: Смысл, 1997.
4. Давыдов В.В. Учение А.Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения // А.Н. Леонтьев и современная психология. – М., 1983. – С.128-140.
5. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция "социальных представлений" в современной французской психологии. - М., 1987. – 427с.
6. Дьяченко М. И. Психология высшей школы: Учеб. пособие / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. – Мн.: Тесей, 2003. – 352 с.
7. Железнов Ю.Д., Абрамян Э.А., Новикова С.Т. Человек в природе и обществе. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. – 300с.
8. Климов Е.А. Образ... чего? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. – 1991. – № 4. – С.24-31.
9. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избр. психолог. произведения.- М.: Педагогика, 1983. – С.251-261.
10. Нравственность, агрессия, справедливость (Сокращенное изложение главы из книги: Krech D., Grutchfield R., Livson N. Elements of psychologi. N. Y., 1974 (Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н. Элементы психологии. Нью-Йорк, 1974)) // Вопросы психологии. – 1992. – №1-2. – С.84-98.
11. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие / Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркина. – Р-н-Д.: «Феникс», 2002.
12. Педагогика и психология высшей школы. / Отв. ред. С. И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 544 с. – (Серия «Учебники, учебные пособия»).
13. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник Московского университет. Серия 14. Психология, 1984. - №4. – С.13-20.
14. Пионова Р. С.Педагогика высшей школы: Учеб. пособие. – Мн.: Университетское, 2002. – 256 с.
15. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 2000. – 384 с.
16. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Соотношение непосредственных и опосредствованных побудителей нравственного поведения детей // Вопросы психологии. – 2001. – №1. – С.26-37.
17. Шихирев П.И. Современная социальная психология. – М., 1999. – 448 с.
18. Шумская Л.И. Современное студенчество: возрастные и социально-психологические особенности. // Психология. – 2000. - №3. – С. 3 – 12.
19. Якобсон С.Г. Проблемы этического развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2002. – 480 с. – (Серия «Хрестоматия по психологии») – С. 193-200.

Узнать стоимость уникальной работы в Zaochnik.com

  • Самые низкие цены на рынке
  • 100% гарантия качества
  • Опыт работ более 10 лет
  • Официальный договор
  • Проверка на Антиплагиат
  • Соблюдения сроков
  • Соответсвие ГОСТу
  • Бесплатная доработка
  • Персональный менеджер
...
Похожие работы:
© 2009-2017 Все права защищены — dipland.ru

Замечания и предложения высылать на e-mail