По алфавиту:

Указатель категорий Психология Понятие о воображении. Виды воображения, его значение,физиологические основы

Понятие о воображении. Виды воображения, его значение,физиологические основы

Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2011
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Основная его тенденция-преобразование представлений (образов), обеспечивающее в конечном счёте создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия-это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного анализа бесчисленного множества фактов.

Выдержка из работы.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное  учреждение                                                                                                         высшего профессионального  образования

Сибирский государственный  аэрокосмический  университет

имени академика М.Ф.Решетнева 
 
 

  
 
 
 

Реферат 

По  дисциплине:  «Педагогика  и психология.»

На  тему: Понятие о воображении. Виды воображения, его значение,

физиологические основы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                 Выполнил: ст.гр. УЗУ 91- 2

                                                                                                     Оглоблина А. Г.

                                           Проверил:   
 
 
 
 
 
 
 
 

Красноярск 2011г.

СОДЕРЖАНИЕ: 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

  1. Понятие о воображении, механизмы процесса воображения…………..5
  2. Виды воображения………………………………………………………...6
  3. Значение воображения…………………………………………………….8
  4. Физиологические основы воображения…………………………………11
  5. Индивидуальные особенности воображения и его развития……..……13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17

Список использованной литературы……………………………………….…..19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Воображение – создание образов таких предметов  и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

     Из  ничего воображение творить не может. Оно строится на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий. Это  и образы, создаваемые величайшими  писателями, изобретения конструкторов. Даже сказочные образы всегда являются фантастическим сочетанием вполне реальных элементов.

     Как бы ни было новым то, что создано  воображением человека, оно неизбежно  исходит из того, что имеется в  действительности, опирается на него. Поэтому воображение, как и вся  психика, есть отражение мозгом окружающего  мира, но только отражение того, что  человек не воспринимал, отражение  того, что станет реальностью в  будущем.

     По  мнению Э.В.Ильенкова сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлёт от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий.

     Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы  поведения в тех случаях, когда  проблемная ситуация характеризуется  также неопределённостью. В зависимости  от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так  и с помощью мышления. Отсюда можно  сделать вывод, что воображение  работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и  всё-таки представить себе конечный результат.

     Воображение присуще только человеку. По мнению Э.В.Ильенкова: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишённое фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты.». 

              Процессы воображения имеют аналитико-синтетический  характер. Основная его тенденция-преобразование  представлений (образов), обеспечивающее в конечном счёте создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия-это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного анализа бесчисленного множества фактов. Недаром Л.С.Выготский говорил: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение».

              С деятельностью воображения  связано формирование ряда нравственно-психологических  качеств личности, таких, как идейная  убеждённость, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремлённость, настойчивость.

 

     

  1. Понятие о воображении, механизмы  процесса воображения.
 

     Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых  представлений. Принято считать, что  воображение зародилось в процессе труда - специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности  в преобразовании предметов реального  мира. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи  с двумя другими психическими процессами - памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической  деятельности. Если перед человеком  стоит задача воспроизвести представления  вещей и событий, бывших ранее  в его опыте, мы говорим о процессах  памяти. Но если те же самые представления  воспроизводятся для того, чтобы  создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

     Образы  воображения создаются только путем  переработки отдельных сторон имеющихся  у человека образов реальной действительности. Говоря о воображении, нельзя недооценивать  его роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом  варианте воспроизведения. Так, представляя  себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии  воспроизвести соответствующие  факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события  воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений  необходимыми деталями, т. е. в процессе воспроизведения начинает проявляться  деятельность нашего воображения.

     В значительно большей степени  деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда  не воспринимали. Деятельность воображения  самым тесным образом связана  с эмоциональными переживаниями  человека. Представление желаемого  может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях  мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься  от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

     Воображение связано и с реализацией наших волевых действий. Важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения. 

  1. Виды  воображения.
 

     Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные:

     Пассивное делится на произвольное (мечтательность, грёзы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сон).

     Подчинено внутренним субъективным факторам, т.е. подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения удовлетворяются не удовлетворённые, большей частью не осознанные, потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение отрицательных эмоций и аффектов. Материалами пассивного воображения являются образы, представления, элементы понятий и другая информация подчёркнутая с помощью опыта. Трансформация образов может происходить произвольно и не произвольно. Произвольную трансформацию образов называют грёзами - намеренно вызванный образами фантазии, не связанный с желанием воплотить их в жизнь. Непроизвольная трансформация образов состоит в том, что они всплывают перед воображением, а не формируются им.

  • непроизвольное воображение. Наиболее простая форма воображения – те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны (плывущие облака, чтение интересной книги). Всякое интересное, увлекательное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение.  Одним из видов непроизвольного воображения являются сновидения. Н. М. Сеченов считал, что сновидения – небывалая комбинация бывалых впечатлений.
 
     
  • произвольное  воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают  в результате специального намерения  человека вообразить что-то определенное, конкретное.

     По  степени самостоятельности и  оригинальности продуктов воображения  различают еще 2 вида.

     Активное  воображение включает в себя артистическое, творческое, воссоздающее и антиципирующее. Всегда направлено на решение творческой или личностной задач. В активном воображение мало мечтательности и бесконечной фантазии.

     Воссоздающее  воображение  - один из видов активного  внимания. Представление новых для  человека объектов в соответствии с  их описанием, чертежом, схемой. Этот вид  используется в самых различных  видах деятельности. В учении  играет важную роль, потому что, усваивая материал, выраженный в словесной форме (рассказ учителя, текст книги), учащийся должен представить себе то, о чем идет речь. Но чтобы правильно это себе представить, нужно иметь определенные знания. Воссоздающее воображение опирается только на знания, если они недостаточны, то и представления могут быть искажены. 

     Творческое  воображение – вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или  общества и которые воплощаются  в конкретные оригинальные продукты деятельности. Образы творческого воображения  создаются с помощью различных интеллектуальных операций:

  • операции, с помощью которых формируются идеальные         образы,
  • операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

     Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.

     Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание. Диссоциация обязательная для творческого воображения - это этап подготовки материала. Отсутствие диссоциации, является существенным препятствием для творческого воображения.

     Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Благодаря ассоциации появляются новые образы, новые сочетания.

     Антиципирующее  воображение - это способность человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. Благодаря этому виду воображения человек может мысленно представить, что произойдет в будущем с ним и другими людьми. У молодых людей воображение направлено больше в будущее, а у пожилых людей оно больше ориентировано на события прошлого.

     Критическое воображение - ищет, что именно в данном объекте, (технике, системе образования, общественной жизни в целом) несовершенно и нуждается в доработке.

     Артистическое воображение - способность к взаимодействию со сценическими объектами.

     Особой  формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается  в самостоятельном создание новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создаёт образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда желания их создателя. В мечтах находится всё образное выражение то, что влечёт к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта - процесс воображения, не включённый в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т.д.

     Мечта – необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, которые направлены на преобразование действительности.

     Динамика  мечты состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией, на сильно возбуждающую (чаще травмирующую) ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью личности.

     В детском и подростковом возрасте предмет желаний бывает настолько  нереальным, что его неосуществимость осознают сами мечтатели. Это мечты-игры, которые следует отличать от более  рациональной их формы – мечты-плана.

       Чем младше мечтающий ребенок,  тем чаще его мечтание не  столько выражает его направленность, сколько создает ее. В этом формирующая функция мечты.

     Фантазия – важное условие нормального развития личности, она выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта. Развитие и воспитание фантазии – важное условие формирования личности человека. 

  1. Значение  воображения.
 

     Воображение необходимо в любой деятельности человека: учение, труд, творчество, игра могут протекать успешно только при наличии воображения. Так, ребенок, играя в железную дорогу, воображает себя машинистом, который ведет поезд; школьник, изучая географию, представляет в своем воображении морской берег или горный ландшафт, которые он никогда не видел; рабочий в своей трудовой деятельности руководствуется представлением ее результата, который должен получиться лишь в конце работы; писатель создает в своем воображении сюжет задуманной им повести, характеры и поступки лиц, которые будут в ней выведены; композитор — тему своего будущего музыкального произведения; конструктор — принципы действия и механизм еще не существующей машины и т. д.Без участия воображения не может совершиться ни один сложный психический процесс. Например, волевой акт требует обязательно развитого воображения — представления о цели и о средствах действия: воображаемые предметы, действия, ситуации могут играть роль мотивов волевых действий.

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru