По алфавиту:

Указатель категорий Психология Особенности эмоционального развития детей

Особенности эмоционального развития детей

ВУЗ: БГПУ
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
Количество страниц: 37
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

1.1. Феноменология эмоций (сущность понятия и виды)

1.2. Основные тенденции психического развития детей с нарушением слуха

1.3. Развитие эмоциональной сферы дошкольников в норме и с нарушением слуха

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И В НОРМЕ

2.1 Методика исследования и характеристика контингента испытуемых

2.2 Результаты экспериментального исследования и их обсуждение

2.2.1. Особенности эмоционального развития нормально слышащих дошкольников

2.2.2. Особенности эмоционального развития дошкольников с нарушением слуха

2.2.4. Сравнительный анализ эмоционального развития дошкольников с нарушением слуха и в норме

Описание.

Идея гуманизации общества вмещает в себя необходимость самореализации человека, раскрытия всех его личностных потенциалов. Только духовно развитая личность может занять достойное место в социокультурной среде. В двух линиях развития - натуральной и культурной, соединение, сплав, синтез которых Л. С. Выготский считал основой личности, Л. И. Божович выделяла два компонента - аффективные и познавательные. Поэтому, когда мы говорим о развитии личности ребенка, мы должны рассматривать её с позиций взаимосвязи и взаимозависимо-сти двух составляющих - аффективных и познавательных компонентов. Если, разработке проблем познавательных процессов ребенка в общей психологиче-ской, педагогической и специальной литературе уделялось очень большое внима-ние, то эмоциональному развитию ребенка дошкольного возраста с недостатками слуха отведено ограниченное место.
Возможно, это связано с тем, что эмоции достаточно сложны для изучения, что отмечалось такими ведущими зарубежными и отечественными психологами, как П. К. Анохин, В. Вундт, У. Джемс, Ф. Крюгер, А.Н. Леонтьев, Р. Липер, А. Р. Лурия» У. Макдауголл, С. Л. Рубинштейн, П. В. Симонов. 3. Фрейд.
Мы обратились к дошкольному периоду развития ребенка не случайно. Этот возраст является сензитивным для развития эмоци- ональной сферы, что от-ражено в работах отечественных ученых (Т. В. Антонова, Л. И. Божович, Р. С. Буре, А. В. Запорожец, З.Я. Неверович, Л. П. Стрелкова, Д. Б. Зльконин, и др.).
В дошкольной дефектологии проблема развития личности ребенка освеща-лась в работах Л.А. Головчиц, Б.Д. Корсунской, Н.А. Моревой, Л. П. Носковой, Е.Г. Речицкой, Е.А. Стребелевой, Н.Д. Шматко, и др.
В последнее время заметно возрос интерес к эмоциональному развитию де-тей с недостатками слуха в отечественной сурдопсихологии и сурдопедагогике. Эта проблема нашла отражение в работах: Л. С. Выготского, Б. Д. Корсунской, Н.Г. Морозовой, В. Петшака, Б. Г. Речицкой, Т. В. Сухановой и др.
Цель данной работы заключается в исследовании эмоционального развития дошкольников в норме и с нарушением слуха.
Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
- провести теоретико-методологический анализ проблемы исследования;
- выявить уровень тревожности у старших дошкольников с нарушением слуха и в норме;
- изучить особенности развития эмпатийных способностей у детей с нару-шением слуха и в норме;
- провести сравнительных анализ исследуемых показателей у дошкольников с нарушением слуха и в норме.
Объект исследования: эмоциональное развитие.
Предмет исследования: сравнительный анализ эмоционального развития детей с нарушением слуха и в норме.
Гипотеза исследования: эмоциональное развитие дошкольников с наруше-нием слуха имеет свои специфические особенности, отличные от эмоционального развития нормально слышащих детей.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме ис-следования, метод тестов, количественный и качественный анализ, описательная и математическая статистика.

Выдержка из работы.

Эмоции – сложная социально-психологическая категория, представляющая собой особый вид психических процессов, которые выражают переживание чело-веком его отношения к окружающему миру и самому себе. Особенность эмоций состоит в том, что они, в зависимости от потребностей человека, непосредственно оценивают значимость действующих на него объектов и ситуаций. Как правило, эмоции возникают за счет первичной активации специализированных (эмоциогенных) структур мозга. Возбуждение одних структур (естественным путем или с помощью прямого электрического раздражения) вызывает появление положи-тельного эмоционального состояния (положительные эмоции), которые организм стремится усилить, продлить или повторить. Активация других структур сопровождается появлением отрицательного эмоционального состояния (отрицательные эмоции), которые организм стремится устранить или ослабить.
Аналитический обзор литературных источников по проблеме исследования показал, что современная психология располагает широким спектром разноплановых теоретических подходов к пониманию понятия «эмоции» при отсутствии единой объединяющей концепции. В связи с этим на основе теоретико-методологического анализа психологических работ определим терминологические рамки понятия «эмоции» в широком феноменологическом поле психических явлений. Необходимо отметить, что на современном этапе развития психологии отношение к определению и пониманию эмоций неоднозначное: наблюдается как терминологическое расхождение, так и различие теоретических позиций в пони-мании данного феномена [21, с. 102].

Список литературы.

1. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. - М.: Просвещение, 1984. - С. 173 - 178
2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихо-логии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 216 с.
3. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии 2000. №5. С. 21 - 26
4. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. - СПб.: Питер, 1996. – 256 с.
5. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоции // Психология эмоций: Тексты. - М.: Просвещение, 1984. - С. 9 -15
6. Возрастная и педагогическая психология: / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова и др.; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979. – 288с.
7. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведе-ний. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 304 с.
8. Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев, 1987. – 178 с.
9. Елисеев О.П. Практикум по психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 560 с.
10. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000. - 464 с.
11. Крайнин В.А., Крайнина З.М. Человек не слышит. – М.: Знание, 1987. – 144 с.
12. Краткий психологический словарь // Под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. - М.: Феникс, 1999. - 512с.
13. Крылов А.А., Маничева С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 411 с.
14. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 192 с.
15. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.
16. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2004. - 583 с.
17. Немов Р.С. Психология: Психология образования. - М.: Владос, 2000. - 317 с.
18. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб.: Дельта, 1997. – 464 с.
19. Петшак В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников //Дефектология. — 1989. — № 6.- С. 15 – 22.
20. Прилепская Т.Н. Особенности самооценки и уровня притязаний у глу-хих и слышащих дошкольников // Дефектология. - 1989. - №5. - С.26-32.
21. Психологический словарь // Под ред. И.О. Зиновьевой. - СПб.: Питер, 1999. - 619 с.
22. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.
23. Рахманов В.М. Функциональные расстройства слуха и роль психотера-пии в их устранении.– М.: Просвещение, 1992. – 128 с.
24. Рейковсикй Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 1979. – 214 с.
25. Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности. - Мн.: Вышэйшая школа, 1999. - 257 с.
26. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. - М.: Педаго-гика, 1975. - 232 с.
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 1989. - 514 с.
28. Самощенко И.В. Глухой ребенок: Воспитание и обучение: Опыт матери и сурдопедагога. — М.: Издательство ACT, 2003. — 171 с.
29. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М.: Наука, 1981. - 278 с.
30. Сурдопедагогика / Под ред. М.И. Никитиной. - М.: Просвещение, 1989. - 384 с
31. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. - М.: Просвещение, 1986. - 312 с.

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru