По алфавиту:

Указатель категорий Психология Особенности забывания как механизма памяти

Особенности забывания как механизма памяти

Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
Количество страниц: 42
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2007
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

Введение 3
Глава 1.Теоретическое обоснование вопроса о памяти 6
1.1 Общее представление о памяти. Различные подходы к изучению памяти, теории памяти 6
1.2 Характеристика основных процессов памяти. Виды памяти 8
1.3 Развитие памяти 15
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Особенности забывания как механизма памяти 24
2.1 Теория З. Фрейда о забывании 24
2.2 Забывание как механизм памяти 29
2.3 Техника тренировки памяти 31
Выводы по главе 2 39
Заключение 40
Список литературы 42

Описание.

Современные словари толкуют память как процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим. «Благодаря памяти, – говорил Д. Лихачев, – прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. Память – преодоление времени, смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти».
Память входит в целостную структуру личности. При отсутствии памяти все другие способности человека оказываются бесполезными. Человек, лишенный памяти, как указывал И.М.Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем обладать, и его действия определялись бы только инстинктами.
Говоря о памяти, русский философ Николай Бердяев подчеркивал ее активный, творческий характер, связанный с осмыслением и преображением действительности. Это качество памяти свойственно и чтению, ибо в его акте совершается постоянная связь читаемого материала с прошлым читательским опытом. Специалисты в области психологии чтения С.М.Бородин и В.А.Бородина в книге «Учим читать» пишут: «Читая, мы одновременно из нашего хранилища знаний – мозга – извлекаем то, что знаем о читаемом предмете. Происходит встреча того, о чем мы читаем, с тем, что нами уже усвоено по этому поводу. В результате такой встречи образуются новые связи – оперативные, или рабочие. Таким образом, мы не только закрепляем свои знания, но и пополняем их новыми».
Память — процессы организа¬ции и сохранения прошлого опы¬та, делающие возможным его повторное использование в деятель¬ности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и бу¬дущим и является важнейшей по¬знавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. В раз¬личных формах память встречается на всех уровнях жизни и включает не только процессы сохранения индивидуаль¬ного опыта, но и механизмы пере¬дачи наследственной информации. В последнее время фронт этих иссле¬дований расширился в связи с по¬явлением машинных средств накоп¬ления и поиска данных.
Забыть – значит вычеркнуть из памяти, перестать пережевывать, иными словами – отпустить, ослабить хватку; особенно это касается воспоминаний. Забыть – не значит умертвить свой мозг. Сознательное забывание – это когда вы избавляетесь от события, так, чтобы оно не маячило на переднем плане, а сошло со сцены и ограничивалось задворками вашей памяти.
Занимаясь сознательным забыванием, мы отказываемся извлекать на поверхность огнеопасный материал, отказываемся вспоминать. Забывание – занятие активное, а не пассивное. Это значит: не затрагивать конкретные материалы, не ворошить их снова и снова, не взвинчивать себя навязчивыми мыслями, картинами, эмоциями. Сознательно забывать – значит перестать себя изводить, отказаться от этой привычки и не вспоминать о ней, не оглядываться назад и таким образом жить в новом окружении, творя новую жизнь и новые переживания взамен старых, о которых можно будет думать впредь. Такое забывание не стирает воспоминания, а окончательно успокаивает окружающие память эмоции.
Таким образом, изучением памяти и механизмов памяти занимались многие ученые педагоги и психологи, такие как Лихачев Д., Сеченов И.М., Зинченко Т.П., Зинченко В.П. и другие, но это не уменьшает важности и актуальности нашего исследования.
Целью нашей работы стало изучение особенностей забывания как механизма памяти.
Предмет работы: забывание как механизм памяти.
Объектом исследования стала непосредственно память человека, механизмы памяти.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1.проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемому нами вопросу;
2.определить основные понятия: память, виды памяти,
3.рассмотреть основные подходы к изучению памяти;
4.охарактеризовать основные процессы памяти;
5.рассмотреть процесс забывания, как один из механизмов памяти.
В написании работы опирались на труды таких педагогов и психологов, как Лапп Д., Сеченов И.М., Лихачев Д., Рубинштейн С.Л., Выготский Л.С., Джемс У. и др.

Выдержка из работы.

С одной стороны, память отдельного человека нередко предпочитает материал одной модальности (зрительной, слуховой, двигательной). С другой - у разных людей различен уровень организации материала, хотя и говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, но по отношению к запоминанию это не всегда так.
Одни люди хорошо усваивают движения, у них легко формируются разнообразные двигательные навыки. Другие могут с легкостью запомнить такие сложные контуры и формы, которые другим совершенно недоступны. При этом зрительная память может демонстрировать самые удивительные свойства. Так, во время экзамена при подготовке к ответу студент изложил содержание материала, но в углу одного листа оставил пустое место. Оказалось, что это место предназначено для рисунка, который он никак не мог вспомнить. Люди с выраженной слуховой памятью могут не только запомнить, но и воспроизвести впервые услышанные и подчас довольно сложные музыкальные произведения.
Эти особенности памяти могут быть врожденными, но могут быть связаны и с особенностями профессиональной деятельности людей или условиями среды, в которой развивается и формируется человек.
Человеку свойственно не только ошибаться, но и забывать о своих ошибках. Забывание - это защитный механизм, фильтр, который помогает организовать информацию и сохранить целостность картины мира (у каждого своей). Представьте, что будет с вашим рабочим столом (или компьютером), если хранить все бумаги, с которыми когда-либо пришлось иметь дело. Способность забывать - это хорошо! Однако, не редко этот фильтр с той же эффективности лишает нас полезной информации. Поэтому задача сводится не к тому, как избавиться от забывания, а как научиться управлять этим процессом.
Особенностью человеческой памяти является забывание информации, если она не повторяется в течение длительного промежутка времени. Поэтому чем меньше будет промежуток времени между информационно связанными модулями, тем лучше будет усвоен материал.
Таким образом, мы проанализировали научную психолого-педагогическую литературу по вопросу изучения памяти, механизмов памяти и забывания, как одного из механизмов памяти.
На основе произведенного теоретического анализа мы определили основные понятия, рассмотрели виды, процессы и механизмы памяти, а также выяснили методы по развитию и тренировке памяти. Так же более подробно рассмотрели вопрос об особенностях забывания как процесса памяти и проанализировали работу З. Фрейда о процессе забывания, тем самым выполнили поставленные в работе задачи и достигли желаемой цели

Список литературы.

.Альбуханова - Славская К.А.. Личность в процессе деятельности // психология личности // т. 2// хрестоматия.- Самара: изд. Дом "БАХРАХ", 1999г., с.240.
2. Вартинян Г.А, Пирогов А.А. Механизмы памяти ЦНС. Л., наука, 1988г.
3.Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 3. Субъект. Переживание. Действие. Сознание. - Л.: ЛГУ, 1981.
4.Воронин Л. Г., Коновалов В. Ф. Электрографические следовые процессы и память. М., 1976. 164 с.
5.Вундт В. Введение в психологию. - М., 1912.
6.Выготский Л.С. Собрание соч. Т. 5. – М., 1983.
7.Голубева Э. А. Индивидуальные особенности памяти ребенка. М., 1980. 125 с.
8.Горбунова Л. Д. Влияние индивидуальных особенностей памяти на продуктивность решения оперативных задач // психол. Журн. 1983. Т. 4. № 6. С. 106—108.
9.Джемс У. Психология. М.: педагогика, 1991 г., с.88
10.Зимняя И.А., Педагогическая психология, М., 1999 г.
11.Зинченко Т.П., Зинченко В.П. Психология памяти: Учеб. пособие. – М.: Дубна, 2002. – 179 с.
12.Крутецкий В. А. Психология. М.: Просвещение, 1986.
13.Лапп Д. Улучшение памяти в любом возрасте. – СПб.: Питер, 2002. – 216с
14.Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975 г., с.304.
15.Лёзер Ф. Тренировка памяти (пер. с нем), М., МИР, 1979г
16.Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Изд. МГУ, 1968г
17.Маклаков А.Г. Общая психология: учебное пособие. – Спб.: Питер, 2005. – 583 с.
18.Матюгин И. Ю. Как развивать внимание и память вашего ребенка. – М.: Эйдос, 1994. – 114 с
19.Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. - СПб.: "Ювента", "Наука", 1999
20.Немов Р.С. Общие основы психологии /психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- книга 1. - М.: ВЛАДОС, 1997.
21.Общая психология. Под редакцией В. В. Богословского. М.: Просвещение, 1973.Психология памяти: Хрестоматия. – М.: ЧЕРО, 2000. – 813с
22.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. М. 2001
23.Проблемы экспериментальной психологии личности// учёные зап. Пермского пед ин-та. Пермь , 1970 г., 296 с.
24.Психологический словарь, 1983. С.332
25.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. Спб., Питер. 1999
26.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер 2001
27.Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов на Дону: Феникс, 1999
28.Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования (сост. Е.И. Рогов. М. 2000).
29 Файгенберг И.М. Память и обучение. ЦОЛИТУВ, М.1974г.
30.Федотчев А. И. Влияние школьного обучения на развитие памяти ребенка // Вопр. психол. 1980. № 4. С. 132—137.
31.Фрейд З. «Психопатология обыденной жизни», М. 1966
32.Хасанов И.А. Феномен времени. Часть I. Объективное время. - М.: ИПКгосслужбы, 1998.
32.Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 2001
33.Якунин В.А., Педагогическая психология, Спб., изд-во «Питер», 1998г
Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru