По алфавиту:

Указатель категорий Психология Особенности адаптации ребёнка к школьной жизни

Особенности адаптации ребёнка к школьной жизни

Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2011
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Проблема готовности к школьному обучению – одна из важнейших областей изучения, интересующая как теоретиков, так и практиков педагогических и психологических наук. Это обоснованно тем, что неподготовленность ребенка к школьному обучению, вызывает множество проблем на всех его последующих этапах.

Выдержка из работы.

 

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

«Ярославский  государственный педагогический университет

 им. К.Д.Ушинского» 

Кафедра дошкольной педагогики и психологии 

Специальность 031100

 «Педагогика  и методика дошкольного образования» 
 
 

РЕФЕРАТ

по  возрастной психологии на тему:

«Особенности  адаптации ребёнка

  к школьной жизни» 

                Работа  выполнена студенткой заочного отделения гр.65 К

                шифр  ПД 0067

                Захаровой Л.Ф.

                   Проверил: доцент

                   Шкатова Т.Г. 
                 

          Ярославль 2011

    Содержание. 

Введение…………………………………………………….……3

I. Готовность ребёнка школе……………………………………4

1. Личностная  готовность ребёнка к школе……………………5

2. Интеллектуальная  готовность ребенка к школе…………….5

3. Социально-психологическая готовность ребенка к школе...6

II. Особенности адаптации……………………………………...7

1. Виды школьной адаптации и их продолжительность………….7

2. Признаки успешной  адаптации ребенка к школе………….11

III. Помощь ребенку в адаптации к школьному обучению…..12

Заключение………………………………………………………15

Список литературы……………………………………..……….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Поступление ребенка в школу - чрезвычайно  ответственный момент как для  самого ребенка, так и для его  родителей. Для безболезненного  и успешного вхождения в учебную  деятельность, ребенок должен быть здоровым и всесторонне подготовленным.

    Начало  обучения в школе - один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, связанный с большим количеством разного рода нагрузок: социально-психологические перемены в жизни ребенка - новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль «ученика», со своими плюсами и минусами.

    Должность ученика требует от ребенка осознания  и его собственной роли, и позиции  учителя, и установленной дистанции  в отношениях, и правил, по которым  строятся эти отношения.

    И здесь очень важно, как будет  происходить первый этап адаптации ребёнка к школе: какую линию поведения выберут сопровождающие его на этом этапе взрослые - учителя и родители; насколько доступной и своевременной будет возможность психологической поддержки в каких-то критических ситуациях.

    Проблема  готовности к школьному обучению – одна из важнейших областей изучения, интересующая как теоретиков, так и практиков педагогических и психологических наук. Это обоснованно тем, что неподготовленность ребенка к школьному обучению, вызывает множество проблем на всех его последующих этапах. 
 
 
 
 
 
 

    1. Готовность  ребёнка к школе.
 

Определяя понятие «готовность ребенка  к школьному обучению», Л.А. Венгер отмечает: «Быть готовым к школе  – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе  – значит быть готовым всему этому научиться» [4].

    Что же поможет ребенку «всему этому  научиться»? Прежде всего, необходима мотивационная готовность к школе, т.е. наличие у детей желания  учиться. Информацию о мотивации  ребенка, можно получить в ходе наблюдений за ним в процессе сюжетно-ролевых игр. Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.

    Но  стремление ребенка идти в школу  может быть обусловлено мотивами, не имеющими прямого отношения к  учению. Так интерес к школе  часто стимулируется тем, что  все его сверстники туда идут; потому, что он слышал дома, что попасть именно в эту гимназию очень важно и почетно; потому, что он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки – детей привлекает все новое!!! Ребенок может стремиться в школу, т.к. хочет узнавать что-то новое; иметь определенные права (на тот же ранец или тетрадки), а также закрепленные за ним обязанности (рано вставать, готовить уроки). Пусть он еще полностью не осознает, что для того, чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать игрой или прогулкой, но, в принципе, он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать – тогда мы говорим о наличии позиции школьника.

    Анализируя  проблему готовности ребенка к школьному  обучению, психологи выделяют следующие  параметры готовности. 

1. Личностная готовность ребенка к школе.

    Личностная  готовность ребенка к школе включает в себя формирование у ребенка  готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определение уровня мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебник, тетрадь), а возможность получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.  

2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе.

    Данный  компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

    дифференцированное  восприятие;

    аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

    рациональный  подход к действительности (ослабление роли фантазии);

    логическое  запоминание;

    интерес к знаниям, процессу их получения  за счет дополнительных усилий;

    овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

    развитие  тонких движений руки и зрительно – двигательных координаций. 

3. Социально-психологическая готовность ребенка к школе.

    Этот  компонент готовности включает в  себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении друг с другом, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения. 
 
 
 

    1. Особенности адаптации.
 

    «Школьная адаптация» - приспособление ребенка  к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений  в новом коллективе. В процессе школьной адаптации происходит включение ребенка в систему взаимоотношений класса с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.

    Период  адаптации ребенка к школе  может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.

    Немаловажным  фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям. 

    1. Виды адаптации  и их продолжительность

    Понятие адаптации непосредственно связано  с понятием "готовность ребенка  к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.

    Психологическая адаптация ребенка к школе охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную, волевую, учебно-познавательную. Известно, что успешность школьного обучения определяется, с одной стороны, индивидуальными особенностями учащихся, с другой - спецификой учебного материала. Главную трудность "предметной" адаптации для начинающего школьника представляет освоение содержания обучения - грамоты и математических представлений. На первый взгляд, это не так. Содержание обучения в первом классе и в подготовительной к школе группе во многом совпадает. Фактически знания, которые получают школьники на уроках в начале обучения, большей частью усвоены еще в детском саду. В то же время известно: первое полугодие в школе самое трудное. Все дело в том, что в основе усвоения знаний в условиях школьного обучения лежат иные механизмы. Это значит, что в дошкольный период знания усваиваются большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной форме, в привычных для детей видах деятельности. В процессе же школьного обучения главное - научить детей осознавать учебную задачу. Достижение такой цели требует от учащихся определенных усилий и развития целого ряда важных учебных качеств:

    1. Личностно-мотивационное отношение к школе и учению: желание (или нежелание) принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, то есть учиться.

    2. Принятие учебной задачи: понимание  задач, поставленных педагогом;  желание их выполнять; стремление  к успеху или желание избежать неудачи.

    3. Представления о содержании деятельности  и способах ее выполнения: уровень  элементарных знаний и умений, сформированных к началу обучения.

    4. Информационное отношение: обеспечивает  восприятие, переработку и сохранение  разнообразной информации в процессе обучения.

    5. Управление деятельностью: планирование, контроль и оценка собственной  деятельности, а также восприимчивость  к обучающему воздействию.

    Следовательно, даже высокий уровень познавательной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения. Необходимо, чтобы был высокий общий уровень развития ребенка и развиты ведущие качества личности.

    В период приспособления ребенка к  школе наиболее значимые изменения  происходят в его поведении. Как  правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.

    По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.

    Первая  группа детей адаптируется в течение  первых двух месяцев обучения. Эти  дети относительно быстро вливаются  в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них  почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

    Вторая  группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.

    Третья  группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.

    Процесс физиологической адаптации ребенка к школе также можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма.

    Первый  этап физиологической адаптации - ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем. Эта "физиологическая буря" длится достаточно долго (две-три недели).

    Второй  этап - неустойчивое приспособление, когда  организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты, реакции на постороннее воздействие.

    На  первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится. Организм тратит все, что есть, иногда и "в долг берет". Поэтому учителю важно помнить, какую высокую "цену" платит организм каждого ребенка в этот период. На втором этапе эта "цена" снижается. Буря начинает затихать.

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru