По алфавиту:

Указатель категорий Психология Мотивационно-потребностная сфера личности учащегося и особенности ее формирования в процессе занятий физической культурой

Мотивационно-потребностная сфера личности учащегося и особенности ее формирования в процессе занятий физической культурой

ВУЗ: ИФ
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
Количество страниц: 10
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

Заполнение тетради

Описание.

Тема работы: «Мотивационно-потребностная сфера личности учащегося и особенности ее формирования в процессе занятий физической культурой»
Актуальность. Проблема развития мотивационно-потребностной сферы на занятиях физической культурой актуальна на сегодняшний день. поскольку главная задача уроков физ-ры - развитие личности учеников. В то же время, эффективность физической деятельности в большой степени определяется функционированием личностных характеристик, и в частности, мотивацией к занятиям физической культурой.
Цель работы - изучение особенностей формирования мотивационно-потребностной сферы учеников в процессе занятия физической культурой.
Объект исследования - мотивационно-потребностная сфера учащихся старших классов.
Предмет исследования - формирование мотивационно-потребностной сферы учеников на занятиях физической культурой.
Гипотеза исследования - мальчики более склонны к мотивации на достижение успеха, в то время как девочки более склонны к мотивации избегания неудачи.
Первая глава работы посвящена теоретико-библиографическому анализу. Анализ литературы по проблеме понятия мотивации в современной психологической науке показал, что термин «мотивация», введенный А. Шопенгауэром, получил дальнейшую разработку в трудах С. Шварца (стадиальная модель принятия морального решения); А.А. Файзуллаева (четыре этапа в мотивационном процессе); Д.В. Колосова (мотивационное поле как функциональный орган головного мозга); А. Маслоу (пирамида потребностей); Ф. Херцберга (теория двух факторов); Д. Мак-Грегора (теория Х" и "теория Y"); В. Врума (теория ожидания). Стадиальную модель принятия морального решения разработал С. Шварц. Ценность его модели состоит в тщательном рассмотрении оценки: ситуации, приводящей к возникновению желания помочь другому человеку, своих возможностей, последствий для себя и для нуждающегося в помощи. Если стимул не превратился в мотив, значит, он или “не понят” или “не принят”. А. А. Файзуллаев выделяет в мотивационном процессе четыре этапа. Первый этап - возникновение и осознание побуждения. Второй этап - это “принятие мотива”. Третий этап - это реализация мотива, в течение которого в зависимости от конкретных условий и способов реализации может измениться психологическое содержание мотива. Последний этап - актуализация потенциального побуждения, под которой имеется в виду осознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей черты характера в условиях внутренней или внешней необходимости, привычки или желания. Формирование побуждения, направленного на удовлетворение потребностей, проходит, по Д.В. Колосову, ряд последовательных стадий (зон).

Выдержка из работы.

Развитие мотивационно-потребностной сферы на занятиях физической культурой имеет особое значение. Проблема развития мотивайионно-потребностной сферы на занятиях физической культурой раскрыта в трудах М.П. Лебедева, Л.И. Лубышевой, Ю.Ю. Палаймы, Н.Н. Пономарева и др. В качестве внешних (по отношению к учащимся) могут быть выделены следующие условия: деятельность преподавателя физической культуры и тренера, содержание занятий, методы обучения и развития двигательных качеств, уровень педагогического мастерства преподавателя и тренера, материально-техническое оснащение физкультурно-спортивной базы учебного заведения, использование ТСО, психологический климат в группе, единство требований педагогического коллектива, а также школы и семьи. К внешним условиям относятся и те взаимодействия с окружающими людьми, в которые вступают школьники в процессе занятий физической культурой и спортом. В качестве внутренних условий становления мотивации могут быть выделены те качественные изменения в психическом развитии, структурные психологические новообразования, которые возникают у школьников и студентов при включении их в организуемые педагогом занятия физическими упражнениями. Сюда можно отнести: формы взаимодействия и общения с другим человеком (со взрослым, сверстниками); направленность личности школьника и студента (на потребление или создание, на индивидуальные или общественные цели, на разные стороны общественных и межличностных отношений) в процессе занятий физической культурой и спортом.
Мотивацию определяют не только мотивы занятий физическими упражнениями (учебно-познавательные, результативные, процессуальные, отметочные, благополучия, долженствования, социально значимые мотивы и мотивы избегания неприятностей), но и цели, эмоции, смысл занятий физическими упражнениями (общественный и личностный), а также другие интересы, выступающие в роли мотивов занятий физической культурой. Интерес при своём развитии превращается в новую, вторичную, духовную потребность - в физическом совершенствовании, на основе которой возникают новые мотивы и интересы.
Интересы различают как эпизодические и постоянные. Эпизодические интересы возникают и сохраняются лишь в процессе конкретной деятельности, в конкретных условиях. После её прекращения они угасают. Постоянные интересы не зависят от конкретных условий. Они характеризуются тем, что побуждают к деятельности в интересующей человека области даже тогда, когда условия для этого неблагоприятные. Именно постоянные, устойчивые интересы играют основную роль в поддержании и развитии активности. Их называют ещё интересами действия, лежащими в основе активной, целеустремлённой деятельности, связанной с усилиями, с преодолением препятствий. Поэтому такие интересы являются важным условием в развитии таких определяющих качеств личности, как целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие.
Мотивацию, как и другие высшие психические функции, следует рассматривать как социально обусловленное образование. Она складывается и изменяется в процессе жизнедеятельности школьника и студента, и прежде всего их учебной деятельности. В деятельности рождаются новые мотивы, интересы и потребности, оказывающие обратное влияние на деятельность. Мотивационно-потребностная сфера не может быть сведена ни к одному из видов побуждений, входящих в неё (мотивам, целям, интересам, эмоциям и др.). Потребности, смысл занятий физическими упражнениями и спортом, мотивы, цели, эмоции, интересы постоянно изменяются и вступают в новые отношения друг с другом. Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к занятиям физической культурой и спортом, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в неё побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними.

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru