По алфавиту:

Указатель категорий Психология Личностные особенности и тревожность

Личностные особенности и тревожность

Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
Количество страниц: 40
Язык документа: Русский
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический аспект изучения личностных особенностей тревожности в психолого-педагогической литературе.
1.1. Исследование проблемы тревожности у подростков в трудах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………..6
1.2. Сущность тревожности: определение, виды, причины, механизмы развития и протекания в подростковом возрасте…………………………………………...12
Выводы по первой главе…………………………………………………………...16
Глава 2. Практическое изучение личностных особенностей у детей 14-15 лет, влияющих на проявление у них тревожности
2.1. Методы и методики исследования……………………………………………17
2.2. Анализ результатов исследования тревожности…………………………….25
2.3. Коррекционно-развивающие мероприятия по нивелированию тревожности у подростков………………………………………………………………………...29
Выводы по второй главе…………………………………………………………...37
Заключение………………………………………………………………………….38
Список литературы…………………………………………………………………40

Описание.

Введение

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека.
Данный возрастной период рассматривается в психологии как кризисный. У детей, впрочем как и у окружающих их взрослых, наступает так называемое «трудное время» - быстрый рост, половое созревание и не всегда эмоциональная сфера может перестроиться так же быстро как и физическая. Не все родители могут понять сразу, что их ребенок становится более взрослым, и продолжают его так же тщательно опекать и лелеять. Дети, в свою очередь, с присущим им максимализмом и желанием свободы отвергают эту опеку. Это становится причиной множества конфликтов в социальный среде, в которую вступает ребенок.
Процесс развития личности подростка обусловлен перемещением центра духовной и физической жизни ребенка из дома во внешний мир, переход в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Подросток не может определить свое «Я», и у него появляются симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и куда идет. Подобная путаница ролей часто приводит подростков в группы правонарушителей, наркоманов, алкоголиков. Однако отрицательное прохождение кризиса подросткового возраста еще не означает, что человек останется неприкаянным на всю последующую жизнь, а тот, кто обрел ясные представления о своем «Я», не будет разочарован в столкновениях с жизнью.
Таким образом, подростковый возраст - важный, ответственный и нелегкий этап жизни каждого человека. В этот период меняются представления о себе и окружающей действительности. Настроение становится эмоционально неустойчивым. Переходя из детского мира во взрослый, подросток еще не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, поэтому поведение его часто бывает непредсказуемым и неадекватным.
Характерной особенностью подросткового возраста является переломный момент в развитии индивидуально - психологических особенностей, вследствие чего у личности формируется стойкое чувство тревожности, которое выражается в повышенном беспокойстве, неуверенности, эмоциональной неустойчивости.
Актуальность данной темы обосновывается тем, что на современном этапе проблема подростковой тревожности приобрела острый резонанс. Возникла острая практическая необходимость в поиске эффективных путей коррекционной помощи тревожным подросткам и в определении личностных особенностей, влияющих на развитие тревожности у подростков.
Из актуальности темы следует, что необходимо изучение личностных особенностей, которые оказывают влияние на развитие подростковой тревожности. В качестве проблемы нашего исследования мы предлагаем рассмотреть зависимость между личностными особенностями и влиянием их на проявление тревожности у детей 14-15 лет.
База исследования: МОУ СОШ № 118 Центрального района г. Волгограда. Количество респондентов - 30.
Объект – подростки 14-15 лет.
Предмет – влияние личностных особенностей подростков на проявление тревожности у них.
Цель – изучить влияние личностных особенностей подростков на формирование у них тревожности.


Гипотеза:
- у подростков-интровертов с низкой самооценкой высокий уровень тревожности выше, чем у подростков-экстравертов с адекватной самооценкой наблюдается умеренный и низкий уровень тревожности.
- нивелирование тревожности у подростков будет эффективным, если разработать систему краткосрочных коррекционно-развивающих занятий.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Проанализировать проблемы тревожности и личностных особенностей в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить уровень тревожности.
3. Проследить взаимосвязь тревожности и личностных особенностей подростков.
4. Выработать практические рекомендации по снижению уровня тревожности.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
- практические: тестирование, проведение диагностических методик.

Выдержка из работы.

Заключение
На основе анализа теоретической и методической литературы по данной теме, мы считаем целесообразным сделать следующие выводы:
- Современные исследования тревожности направлены на различение ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожностью, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности как результата взаимодействий личности и ее окружения.
- Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий веер ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.
- Утрата эмоциональности в отношениях, нереализованная потребность любви и признании, отвержение в семье, плохое обращение – все это относится к факторам, способствующим формированию личностной тревожности ребенка. Дети часто неуверенны в себе, а отсюда попытка самоутвердиться, которая выражается в побеге из дома, совершении правонарушений, стремление к криминальному миру.
Для того, чтобы проверить нашу гипотезу, нами было организовано практическое изучение влияния личностных особенностей на развитие тревожности. В ходе исследования мы подтвердили наше предположение о том, что уровень тревожности зависит от уровня самооценки и направленности личности (экстраверсия-интроверсия): у подростков-интровертов с низкой самооценкой наблюдается высокий уровень тревожности; у подростков-экстравертов с адекватной самооценкой наблюдается умеренный и низкий уровень тревожности.

Мы считаем, что лицам с высоким показателем тревожности следует формировать чувство уверенности в успехе. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование.
В заключении хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, при коррекции и профилактике личностной тревожности подростков необходимо учитывать личностные особенности подростков.

Список литературы.

Список литературы
1.Анастази А.,С. Урбина «Психологическое тестирование» - Питер 2003.
2. Арбелева М.М. Взаимосвязь самооценок детей и оценок родителей в дошкольном возрасте. – М., 1988.
3. Бодалев А.А., Куницына В. Н. К вопросу о восприятии человеком самого себя. – М., 1968.
4. Кон И. Открытие Я. – М., 1978.
5 . «Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника» / Под ред. Я.Л. Коломинского. – Минск, 1997.
6. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М., 1976.
7. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская СП6., 1996. 175 с.
8. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М., 1998.
9. Мясищев В. II. Понятие личности в аспектах нормы и патологии /1 Психология личности: В 2 т. / Сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 1999. Т. 1. С. 197--223.
10. Мясищев В. II. Структура личности и отношения человека к деятельности // Психология личности: В 2 т. Сост. Д. Я. Райго родский. Самара, 1999. Т. 1. С. 223 226.
11. Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева и В.Н. Столина. – М., 1987.
12. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии 1995 № 2.
13. Петровский В. А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно- развивающее взаимодействие. Ростов н/д., 1995. С. 12.35.
14. Петровский В.А. Личность в психологии. – М., 1996.
15. Практикум по возрастной и педагогической психологии /Под ред. Дубровиной И.В. – М., 1999.
16. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – М., 2002.
17. Практикум по детской психологии / Под ред. Урунтаевой Г. А., Афонькиной. – М., 1995.
18. Практическая психодиагностика: Методик и тесты – Самара, 1998.
19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996.
20.Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М., 2000.
21. Словарь справочник по психодиагностике. /Под ред. Л. Бурлачук, с.Р. Морозова. – Спб. -2003.
22. Слуцкий В.М. Влияние оценки взрослого на формирование оценки к себе у детей. – М., 1985.
23. Тагиева Г.Б. Становление самооценки старших дошкольников как фактора психологической готовности их к школьному обучению. – М., 1983.
Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru