По алфавиту:

Указатель категорий Психология Конфликт: стратегия поведения и пути разрешения

Конфликт: стратегия поведения и пути разрешения

Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Межличностные конфликты в процессе совместной деятельности

Выдержка из работы.

 
 

Содержание.

      

    

1.Введение........................3

 

2.Определение

конфликта.................4

 

3.Типы

конфликта.....................8

 

4.Стили  конфликтного

поведения...............9

 

5. Способы  разрешения

конфликтов............11

 

6.Заключение........................14

  

7.Список  используемой литературы .............15

                                                                

Введение. 

Каким образом людям удастся достичь  необычайной согласованности своих

действий? Каким образом они могут координировать свои усилия с высокой

степенью  точности? Какими знаниями должно обладать человечество, чтобы не

возникало опасности хаоса и бедствий? Каким  образом многие миллионы людей

разрешают каждодневные конфликты, возникающие  в их жизни? Почему так сложно

найти общий язык и в чем причина  разногласий?

В исследованиях  социальных конфликтов можно выделить следующие основные сферы.

     1.Межличностные конфликты в процессе  совместной деятельности 

Фактором, предохраняющим (или, наоборот, подталкивающим) человека к конфликту с

окружающими, становится его самооценка (или оценка своей деятельности, статуса,

престижа, социальной значимости). “Мир рушится  окончательно для человека тогда,

когда рушится внутренний мир, когда человек  начинает плохо относиться к

внутреннему “Я”, когда он находится в плену  устойчиво заниженной самооценки”.

Если  же взаимоотношения с коллегами  и восприятие своей доли участия  в общем

труде имеют высокую степень значимости,  то сохранится  внутренняя

положительная установка на конструктивную деятельность в рамках данного

коллектива,  группы,  общества.

     2.Трудовые конфликты. В личностных  и межгрупповых отношениях имеет  место

социальная  напряженность, которая представляет собой противоположность

интересов и понимается как  уровень конфликтности, меняющийся во времени.

Социальная  напряженность - это результирующая трех взаимосвязанных

факторов: неудовлетворенности, способов её проявления и массовости.

     3. Межнациональные конфликты. Вызваны   причинами, связанными  с

социально-экономическим развитием, уровнем жизни в разных регионах России,

политической  обстановкой в  них.

     4. Социальные конфликты в разных  общественных структурах. Они

могут  проявляться  как  межнациональные, социально трудовые и политические

конфликты  и  чаще всего  вызываются  последствиями экономических  и

политических  реформ. [1,С.70]

    

1.Определение  конфликта. 

     Конфликт—явление социальное, порождаемое  самой природой общественной  жизни. 

Он непосредственным образом выражает те или иные стороны  социального бытия,

место и роль человека в нем.

Социальные  связи, свойственные обществу как сложной  системе и целостному

образованию, имеют устойчивый характер и воспроизводятся  в историческом

процессе, переходя от одного поколения людей  к другому. Они реальны,

поскольку осуществляются при совместной деятельности в определенное время и

для достижения конкретных целей. Эти связи и  отношения устанавливаются не по

чьей-либо прихоти, а объективно, под воздействием тех условий, в которых

человек существует, совершает поступки, творит.

К тому же общество не есть простая совокупность индивидов и их взаимосвязей.

Представляя собой целостную систему с  характерным для нее качественным

состоянием, оно первично по отношению к отдельной  личности. Каждый индивид,

рождаясь, застает оформленную структуру ранее сложившихся связей и по мере

своей социализации включается в нее, усваивает  ставшие к тому времени

доступными  людям знания и ценности, определившиеся нормы повеления.

Следует учитывать также и то, что самое  главное для человека — это

принадлежность  к общности себе подобных. Обстоятельства жизни человека с

древнейших  времен складывались таким образом, что ему было предназначено

сотрудничество  с другими людьми. Вместе с тем  в процессе взаимодействия

индивидов и усложнения социальных связей на определенной ступени

общественного развития во взаимных отношениях наряду с сотрудничеством стали

проявляться соперничество, конкуренция, психологическая  несовместимость,

противоположность интересов и выбора средств достижения целей. Обострение

подобных  противоречий, их эскалация привели  в конечном счете к активному

противоборству, конфликтам.

Мы приходим к выводу к выводу о том, что  конфликт должен восприниматься

вполне  нормальным общественным явлением, свойством  социальных систем,

процессом и способом взаимодействия людей. Как и человек, общество по самой

своей природе не может быть абсолютно  совершенным, идеальным,

бесконфликтным. Дисгармония, противоречия, конфликты  — постоянные и

неизбежные  составные части общественного  развития.

     Конфликт — явление осознанное, действие обдуманное. Он подтверждает ту

Муж похвалил жену за вкусный обед. А она обиделась, потому что сказано это было снисходительным  тоном, и она почувствовала себя кухаркой. 

Хвастовство, то есть восторженный рассказ о своих успехах, истинных или мнимых, вызывает раздражение, желание "поставить на место" хвастуна. 

Категоричность, безапелляционность - проявление излишней уверенности в своей правоте, самоуверенности; предполагает свое превосходство и подчинение собеседника. Сюда относятся любые высказывания категоричным тоном, в частности такие, как "Я считаю", "Я уверен". Вместо них безопаснее употреблять высказывания, отличающиеся меньшим напором: "Я думаю", "Мне кажется", "У меня сложилось впечатление, что...". 

Конфликтогенами данного вида являются и безапелляционные фразы типа "Все мужчины - подлецы", "Все женщины - обманщицы", "Все  воруют", "...и закончим этот разговор". 

Категоричные  суждения родителей о принятой в  среде молодежи музыке, одежде, манере поведения могут оттолкнуть от них детей. Например, мать говорит дочери: "Твой новый знакомый тебе не пара". Дочь в ответ нагрубила. Не исключено, что она и сама видит недостатки своего знакомого, но именно категоричность вердикта рождает протест. По-видимому, другой резонанс вызвали бы слова матери "Мне кажется, он несколько самоуверен, берется судить о том, в чем плохо разбирается. Но, может быть, я ошибаюсь, время покажет". 

Навязывание своих советов. Есть правило: давай  совет лишь тогда, когда тебя об этом просят. Советующий, по существу, занимает позицию превосходства. 

Так, например, водитель троллейбуса в порядке  инициативы взяла на себя дополнительную обязанность во время следования по маршруту просвещать пассажиров по разным темам: правила дорожного движения, правила хорошего тона и т.п. Динамик в салоне не умолкал, бесконечно повторяя прописные истины. Пассажиры выражали дружное возмущение таким навязчивым "сервисом", многие жаловались, что выходили из троллейбуса в скверном настроении. 

Заметим, что намерения у водителя были самые благие. А результат - совсем не тот, на который она рассчитывала. 

Перебивание собеседника, повышение голоса или  когда один поправляет другого. Тем  самым показывается, что его мысли  более ценны, чем мысли других, именно его надо слушать. 

Любопытен сюжет, связанный с Эйнштейном. Ученый имел маленькую записную книжечку, в которую записывал пришедшие  в голову мысли. "Почему она у  Вас такая маленькая?" - спросили его. 

"Потому, - ответил выдающийся ученый, - что хорошие мысли приходят очень редко". 

Неплохая  подсказка любителям навязывать свою точку зрения: хорошие мысли  бывают, может быть, и у них  гораздо реже, чем они считают. 

Источником  перечисленных конфликтогенов может  быть также и попытка самоутвердиться за счет позиции превосходства, проще говоря - за чужой счет. 

Утаивание информации. Информация - это необходимый  элемент жизнедеятельности. Отсутствие информации вызывает состояние тревоги. 

Информация  может утаиваться по разным причинам: например, руководителем от подчиненных из благих побуждений, чтобы не расстраивать плохими новостями. 

Но природа  не терпит пустоты, и возникший вакуум заполняется домыслами, слухами, сплетнями, которые бывают еще худшего свойства. Хотя гораздо опаснее, что возникает  недоверие к сокрывшему информацию, ибо его действие вызвало состояние тревоги. 

Нарушения этики, намеренные или непреднамеренные. Воспользовался чужой мыслью, но не сослался на автора. Доставил неудобство (нечаянно толкнул, наступил на ногу и  т.п.), но не извинился; не пригласил сесть; не поздоровался или поздоровался с одним и тем же несколько раз в течение дня. "Влез" без очереди, используя знакомого или свое начальственное положение. 

Подшучивание. Его объектом обычно становится тот, кто почему-либо не может дать достойный отпор. Любителям насмешек не следует забывать, что уже в древности порицался порок злого языка. Так, в первом псалме Давида насмешники осуждаются наряду с безбожниками и грешниками. И не случайно: осмеянный будет искать возможность сквитаться с обидчиком. 

Обман или попытка обмана есть средство добиться цели нечестным путем и  является сильнейшим конфликтогеном. 

Напоминание (возможно, и непреднамеренное) о  какой-то проигрышной для собеседника  ситуации. 

Известны  случаи парадоксального поведения, когда спасенный (по прошествии определенного времени) убивал своего спасителя. Объясняется этот парадокс тем, что, видя спасшего его, человек всякий раз заново переживал состояние позорной беспомощности и чувство благодарности постепенно вытеснилось раздражением, чувством ущербности по сравнению с человеком, которому должен быть благодарен всю жизнь. 

Конечно, это случаи из числа исключительных. Но еще Тацит сказал: "Благодеяния  приятны только тогда, когда знаешь, что можешь за них отплатить; когда  же они непомерны, то вместо благодарности воздаешь за них ненавистью". Не случайно христианские заповеди (и не только они) призывают делать добро не для того, чтобы получить благодарность, а для собственной души. Сделав добро другому, освободите его от необходимости быть обязанным Вам за сделанное, ибо, как сказал Ф.Шиллер: "Благодарность забывчивей всего". 

Перекладывание  ответственности на другого человека. 

Студент попросил друга взять на хранение большую сумму в долларах. Тот  спрятал ее у себя в книгах. Вскоре к нему приехал родственник, который случайно обнаружил конверт с долларами. Заменив их фальшивыми, он, сославшись на изменившиеся обстоятельства, уехал. Когда друг зашел за деньгами, разразился сильнейший конфликт. 

Суть  данного конфликтогена в том, что один переложил ответственность за сохранность денег на другого, а он согласился, не имея на то необходимых условий. 

Просьба одолжить деньги. 

Отказ вызывает неприятное чувство у просящего. Но и удовлетворение просьбы нередко  приводит к конфликту: отдают не всегда вовремя, приходится напоминать и т.д. Не зря родилась пословица: "Хочешь потерять друга - одолжи ему денег". 

Завершая  этим, возможно, неполный перечень конфликтогенов данного типа, необходимо отметить, что объединяет их, кроме цели достижения превосходства, еще и метод: пристройка сверху, подчеркивание своего преимущества посредством занятия позиции "Родителя". Все это - попытка манипулировать собеседником, то есть управлять им против его воли, достигая при этом собственных выгод - психологических или материальных.

Проявления  агрессивности 

В латинском  языке слово "agressio" означает "нападение". Агрессия может проявляться как черта личности и ситуативно, как реакция на сложившиеся обстоятельства.

Природная агрессивность 

Один  мой знакомый - незаурядный ученый - однажды признался, что если он с утра не поругается, то не может день работать. К сожалению, он не одинок, некоторым людям действительно присуща природная агрессивность. 

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru