По алфавиту:

Указатель категорий Психология Индивидуальные свойства темперамента учащихся

Индивидуальные свойства темперамента учащихся

Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Темперамент - совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности

Выдержка из работы.

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Комсомольский-на-Амуре  государственный педагогический университет.

Кафедра теории и методики технологического образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 
 

По дисциплине: Психология

Индивидуальные  свойства темперамента

(тревожность,  ригидность, экстраверсия)

учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил: студент 2 курса

                  ТЭФ Калашникова Л.Н.

                  Проверила:  
                   
                   
                   
                   

2006 г. 
 

    Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

            - Чем больше я узнаю человека, тем больше я

                люблю свою собаку,- говорил дурак.

            - Чем больше я узнаю человека, тем больше я

                люблю его,- говорила собака.

            - Чем больше я узнаю, тем больше я люблю,-

               говорил человек. 

                    Жан  Марсенак. 

  Психология - очень обширная наука, которая включает в себя разные направления. В своей работе мы решили только прикоснуться к этой теме, затронув только очень небольшую ее часть. Тема нашей курсовой работы- темпераменты.

    Психические особенности человеческой личности характеризуются различными свойствами, проявляющиеся при общественной деятельности человека. Одним  из  психических свойств  личности является темперамент человека.

    Темперамент - совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности.

    Темперамент в переводе с латинского означает "смесь, соразмеренность". Этим термином обычно характеризуют врожденные особенности  человека, определяющие характер его психики, - степень уравновешенности, эмоциональной подвижности. Темперамент не следует путать с характером, который представляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности. В основе характера лежит темперамент. [4; стр. 68]

    Многие  знают, что есть 4 основных темперамента: Холерик, Сангвиник, Меланхолик и Флегматик, но не все знают точную характеристику данных терминов.

    В своей работе я исследую  индивидуальные особенности темперамента с позиции  теории (теоретические наработки  ученых-психологов) и с позиции  практики (тестирование, наблюдение). Полученные результаты я хочу сравнить и выявить их сходства и различия. Кроме того, исследования темперамента человека, на мой взгляд, является очень важным направлением психологических наблюдений, поэтому я сама, с удовольствием узнаю больше об этом.

Глава I. Темперамент и  особенности 

его свойств.

1.1 Понятие  о темпераменте, его  отличительные происхождение и развитие.

    Доказано, - что на земле нет двух людей  с одинаковыми узорами пальцев  рук, что на дереве нет двух совершенно одинаковых листьев, Точно также в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человеке, неповторима. Однако, человек не рождается готовой личностью. Ею он становиться постепенно. Уже с ранних детских лет у него наблюдаются свои индивидуальные особенности психики, Эти особенности очень консервативны и устойчивы, Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нами свойства личности (взгляды и убеждения, черты характера, способности), они образуют своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии в зависимости от ее особенностей вырастают определенные индивидуальности. Такими устойчивыми и присущими человеку от рождения психическими качествами являются свойства темперамента.

    Основной  отличительный признак темперамента в том, что его проявления характеризуют динамику отдельных психических  процессов и динамику всей  психической деятельности в целом. Индивидуальные особенности динамики психической деятельности обуславливают также темперамент и другими психическими  свойствами личности, прежде всего мотивами и отношениями личности.

    Несмотря  на то, что темперамент  один  из  наиболее  древних терминов, введенный около двух с половиной веков тому назад Гиппократом, в психологии до сих пор нет строго определенного понятия "темперамент", В зависимости от общих концепций психики и личности разные психологи нового и новейшего времени относили к темпераменту очень различные способности. Так, например, к темпераменту относили общительность и замкнутость, "жизненную установку" (Кречмер, 1924), любовь к господству и наслаждение властью (Sheldon, 1942), аффективных предрасположений (Нейман, 1919) и т.д. Противоречивость признаков темперамента, у разных авторов столь велика, что многие авторы (Бэн, 1366, Лазурский, 1917) считали, что учение о темпераментах отжило свой век. Таким образом; понятие темперамент должно быть не исходной предпосылкой, а конечным результатом разработки теории темперамента. Исходной же предпосылкой этой теории должно быть описание признаков, по которым можно было бы отличить темперамент от других индивидуально-психологических особенностей. [12; стр. 124]

Свойства  темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Основными компонентами темперамента являются: общая психологическая активность; историка; эмоциональность. От темперамента зависит: скорость возникновения психических процессов и их устойчивость; темп и ритм деятельности и поведения; интенсивность психических процессов. Темперамент накладывает отпечаток и на другие особенности психики.

    Свойства, темперамента, как и любые психические свойства, представляют собой некоторые потенции, проявляющиеся или не проявляющиеся в зависимости от ряда условий. Зависимость проявлений темперамента от условий ведет к тому, что люди совершенно различного темперамента могут, тем не менее, в разных условиях проявлять очень сходные или даже тождественные качественные психические особенности, тогда как в одинаковых условиях они проявляют прямо противоположные качественные особенности.

    Свойства  темперамента, как и свойства нервной  системы, не являются абсолютно неизменными. Свойства темперамента проявляются не с момента рождения и не все сразу в определенном возрасте, а развиваются в определенной последовательности, обусловленной как общими закономерностями созревания высшей нервной деятельности, так и специфическими закономерностями созревания каждого типа нервной систем. Причина индивидуальных особенностей поведения обусловлена свойствами нервных процессов возбуждения и торможения и их различными сочетаниями.

    Черты темперамента могут проявляться  в разных сферах жизни (например, в  условиях школы и дома) в разной степени. Определенные проявления темперамента и его свойств могут ограничиваться, направляться в то или иное русло под воздействием вырабатываемых установок и привычек. Другими словами, свойства темперамента сказываются - на чертах поведения, но не предопределяют результаты первостепенное значение имеют -воспитательные воздействия и вся система отношений растущего человека к окружающему миру.

    Черты темперамента, его свойства, т. е. особенности  динамической стороны психики, являются только одной из предпосылок развития тех важнейших свойств психики, которые составляют характер человека.

Заключение

 

    Проведя анализ литературы как наших, так  и зарубежных ученых, занимающихся изучением темперамента человека и его свойств, я сравнил предполагаемые ими результаты с получившимися в итоге моей экспериментальной деятельности и пришел к выводу, что они очень близки.

    В заключение проделанной работы, сделать следующее выводы:

  1. Свойства темперамента зависят от одного и того же общего типа нервной системы, не представляют собой психологически не связанного бесструктурного конгломерата между ними имеется вполне закономерная взаимосвязь и взаимозависимость.
  2. По результатам исследования видно, что уровень тревожности у мальчиков выше, чем у девочек. Уровень ригидности также у мальчиков выше, что говорит о том, что девочки более пластичны и быстрее приспосабливаются к новой обстановке; уровень экстраверсии как для мальчиков, так и для девочек низкий.
  3. С повзрослением школьников картина меняется: уровень тревожности у девочек становится выше, чем у мальчиков; уровень ригидности, наоборот, у мальчиков выше, чем у девочек. Из этого следует, что девочки становятся более пластичными. Уровень экстраверсии как у девочек, так и у мальчиков низкий.
  4. Для эффективного обучения необходимо учитывать индивидуальные свойства темперамента и их проявление на уроках для последующего выбора правильных методов обучения.

    Я считаю, что поставленные в курсовой работе цели были достигнуты. 
 
 
 

Литература

 
 
  1. Л.А. Венгер, В.С. Мухина «Психология»   Москва «Просвещение» 1988.Гаиезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1986.
  2. Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности, - М.; ФиС, 1978.
  3. Ю. Гиппенрейтер, В. Романова «Психология индивидуальных различий» Москва - Издательство Московского Университета - 1982 год.
  4. Ж. Годфруа «Что такое психология» Москва - «Мир» - 1992 год.
  5. Е. Жариков, Е. Крушельницкий «Для тебя и о тебе» Москва - «Просвещение» - 1991 год.
  6. Климов Ј. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань: Йзд-во Казанского государственного университета, 1969.
  7. Е. Кораблина, М. Ронгинский «Изучение индивидуально-психологических особенностей личности» Санкт-Петербург - 1992 год.
  8. В.А. Крутецкий «Психология»   Москва «Просвещение» 1988.
  9. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. - Пермь, 1973.
  10. Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы человека. - И. * Просвещение, 1966.
  11. Общая психология. Учебник для студентов педагогических институтов /Под ред. А. В. Петровского. – М: Просвещение, 1986. Общая психология. Учебник для студентов педагогических институтов /Под ред. А. В. Петровского. – М: Просвещение, 1986.
  12. Педагогический журнал «Народное образование».
  13. Г. Смирнова «Психология психологического общения» Москва - 1993 год.
  14. А.П. Чехов «Темпераменты» Москва - Государственное издательство художественной литературы - 1960 год.
  15. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - И,; Прогресс, 1982.

Приложение

 

    Методика  изучения индивидуально-психологических  свойств темперамента школьника, 

      Цель: Изучение индивидуально-психологических свойств темперамента школьника. 

    Ход исследования. 

    Инструкция:  "Ребята, я попрошу вас ответить на ряд вопросов, которые не являются задачами или правилами, они не связаны со школьной программой. Все они очень простые. Отвечая на каждый вопрос, надо давать один из двух ответов: либо "да", либо "нет". Если вы захотите ответить на какой-нибудь вопрос "да", надо поставить в клетку на бланке для ответов плюс (+); если захотите ответить "нет", нужно поставить минус (-) Номер клетки на бланке для ответов соответствует номеру вопроса. Если вы захотите исправить ответ, сделайте это так, чтобы было понятно. 

    Отвечая, помните:

    1. Не  нужно тратить много времени  на обдумывание ответов;

    2. Обязательно  отвечайте на все вопросы подряд, ни одного не пропуская;

    3. Отвечайте  искренне и честно; не старайтесь своими ответами произвести хорошее впечатление.  

    вопросы: 

    1. Когда тебя о чем-то спрашивают, ты чаше всего быстро находишь ответ?

    2. Бываешь ли ты очень сердитым  и раздражительным?

    3. Часто ли у тебя меняется настроение?

    4. Беспокоят ли тебя различные  перемены в жизни (например, переезды)?

    5. Считаешь  ли ты, что всегда надо покупать  только очень надежные и прочные вещи?

    6. Бывает ли так, что иногда  тебя почти все раздражает?

    7. Тебе понравилась бы такая  работа, где все надо делать очень быстро?

    8. Часто ли ты планируешь то, как ты будешь вести себя  при встрече?

    9. Ты можешь без особого труда  развеселить компанию скучающих  ребят?

    10. Когда  ты что-то уже сделал, ты обычно говоришь себе: "В этой ситуации любой на моей месте поступил точно так же"?

    11. Ты  сильно привыкаешь к определенной  одежде, ее цвету и покрою, так что очень неохотно меняешь на что-то другое?

    12. Ты когда-нибудь говорил неправду?

    13. Забываешь ли ты про все остальное, когда занят каким-либо делом?

    14. Ты иногда чувствуешь себя  усталым без особой причины?

    15. Можешь ли ты сказать, что  чуть-чуть более обидчивый, чем  другие?

    16. Тебе всегда очень нравится  играть с другими ребятами?

    17. Тебе  всегда очень трудно браться  за какое-либо новое, незнакомое дело?

    18. У тебя временами бывает такое  чувство, что тебе надоело все?

    19. Бывает, что ты так волнуешься, что не можешь усидеть на  месте?

    20. Охотно  ли ты делаешь работу, которая  требует сосредоточенного внимания на мелких деталях?

    21. Ты шумишь иногда в классе, когда там нет учителя?

    22. Можешь ли ты веселиться, не  сдерживая себя, в компании ребят?

    23. Тебя легко огорчить?

    24. Можешь ли ты иногда сказать  про себя, что беззаботный человек?

    25. Если  ты оказываешься в глупом положении, то ты потом долго расстраиваешься?

    26. Когда тебя о чем-нибудь просят, тебе всегда бывает трудно  отказать?

    27. Ты любишь часто ходить в  гости?

    28. Чувствуешь  ли ты себя особенно неприятно,  Если кто-то или что-то нарушает твои привычки, обычный уклад жизни?

    29. Случалось ли тебе говорить о ком-либо плохо?

    30. Как ты думаешь, тебя считают  веселым человеком?

    31. Ты  избегаешь иметь веши, которые  ненадежны, непрочны, хотя и очень красивы?

    32. Тебе бывает трудно уснуть  из-за разных мыслей?

    33. Ты почти всегда уверен, что  справишься с делом, за которое ты взялся?

    34. Разговаривал ли ты когда-нибудь  грубо с родителями?

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru