По алфавиту:

Указатель категорий Психология Динамика представлений о значимости профессии «Практически психолог», у студентов психологической специальности

Динамика представлений о значимости профессии «Практически психолог», у студентов психологической специальности

ВУЗ: БарГУ
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
Количество страниц: 28
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

Введение 3
1. Профессия «Практический психолог» в системе образования 5
1.1 Структура, содержание, задачи профессии «практический психолог» 5
1.2 Основные характеристики студенчества 11
2. Исследование динамики представлений о значимости профессии «Практический психолог» у студентов психологической специальности
14
2.1 Организация и методики исследования 14
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 14
2.2.1 Описание представлений о будущей профессии студентов 1-го курса
14
2.2.2 Описание представлений о будущей профессии студентов 5-го курса
16
2.2.3 Сравнительный анализ представлений о будущей профессии студентов младших и старших курсов
18
Заключение 20
Список литературы 22
Приложение 24

Описание.

Объект исследования – представления студентов о профессии психолога.
Предмет исследования – представления студентов о профессии психолога на разных этапах вузовского обучения.
Гипотеза исследования: представления студентов о будущей профессии изменяются в процессе вузовского обучения, приобретая все большую полноту, адекватность и целостность.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования.
2. Выявить структурные компоненты представлений о профессии у будущих психологов.
3. Провести сравнительный анализ представлений о значимости профессии психолога у студентов разных курсов.

Выдержка из работы.

При ответе на вопрос «Как Вы себе представляете работу психолога? Чем занимается психолог?» можно условно выделить 2 типа ответов: свободное описание или систематизация (классификация, выделение направлений, на основании различных критериев).
Из 27 человек студентов первого курса 16 дали ответы первого типа и 11 человек второго.
Среди ответов, часто встречается высказывание, что «психолог должен помогать людям (в трудных, кризисных и т.д. ситуациях… при решении проблем и жизненных вопросов…)». Тема психолога – «помощника» присутствует примерно в 70% ответов студентов первого курса.
Также в данных описаниях присутствуют представления о психологе, как о человеке, который обладает некими качествами и знаниями, которые особо выделяют его из массы других людей. Данные высказывания носят слегка преувеличенный характер. К ним, на наш взгляд, можно отнести: психолог должен «быть «светом» в темноте»; «должен своего рода направлять на путь истинный»; «психолог – это «владыка душ», именно он знает, что нужно человеку…».
В двух ответах, присутствуют высказывания о том, что психолог должен давать советы.
В ответах второго типа, студенты осуществляли попытки некоторым образом классифицировать основные направления деятельности психолога: в 7 работах мы видим попытку обозначить возрастные категории, с которыми может работать психолог (дошкольники, школьники, студенты, взрослые и пожилые люди).
В документах, регламентирующих деятельность педагога-психолога, обозначены следующие направления его деятельности:
? психодиагностическая,
? психокоррекционная,
? консультационная,
? психопрофилактическая,
? психопросветительская.
В 5-ти работах студентов 1-го курса, осуществлены попытки выделить эти направления, как ведущие в деятельности психолога.
В ряде ответов данного типа присутствуют высказывания о том, что психологу необходимо проводить планирование своей деятельности, вести документацию, повышать квалификацию, взаимодействовать с различными центрами и структурами.
Таким образом, мы видим, что в целом по выборке, у студентов первого курса имеются общие представление о работе психолога, часть из которых соответствует реальным квалификационным требованиям. Однако, кроме этого, мы видим часть ответов, представления о работе психолога в которых, довольно поверхностны и преувеличены.
Ответы на вопрос: «Какими качествами (профессиональными и личностными) должен обладать психолог?», которые были даны студентами первого курса, представлены в приложении 1.
Всего было названо 81 качество, из которых: 55 – личностные, 26 – профессиональные.
Рассмотрим наиболее часто называемые из них.
Качества личности:
? Доброта – 10 человек;
? Доброжелательность – 9 человек;
? Внимательность – 8 человек;
? Спокойствие – 7 человек;
? Открытость и понимание – 6 человек;
? Отзывчивость, терпение и ум – 5 человек;
? и др.
Как мы видим, наиболее часто студенты-психологи первого курса указывают на то, что психолог должен быть добрым и доброжелательным.
Отдельным блоком ими называются качества, которые можно условно сгруппировать по признаку умения психологом контролировать свои эмоции. Прежде всего, сюда относятся: спокойствие (7 чел.), терпение (5 чел.), сдержанность (4 чел.), уравновешенность (4 чел.).

Список литературы.

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – В 2 т. – М.: Педагогика, 1980. – 361 с.
2. Давыдов В.В. Учение А.Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения // А.Н. Леонтьев и современная психология. – М., 1983. – С.128-140.
3. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция "социальных представлений" в современной французской психологии. - М., 1987. – 427с.
4. Дьяченко М. И. Психология высшей школы: Учеб. пособие / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. – Мн.: Тесей, 2003. – 352 с.
5. Зиброва С.В. Профессиональное сознание: репрезентация и образ профессии. – Дисс. …канд. психол. наук. – Красноярск, 1999. – 122с.
6. Кирт Н.Л. Динамика представлений о профессиональной карьере психологов в процессе профессионального самоопределения: Дис… канд. психол. наук. – М., 2000. – 158 с.
7. Климов Е. А. Введение в психологию труда. – М., 1988. – 38с.
8. Климов Е. А. Образ... чего? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1991. - № 4. – С.24-31.
9. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1977. –304с.
10. Макеева Е. С. Динамика профессионального самосознания студентов-психологов с различными психологическими защитами: Автореф. дис. …канд. Психол. Наук: 19.00.07 / БГПУ им. Максима Танка – Мн., 2003.-21с.
11. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания педагога. // Вопросы психологии, 1990. - №3. – С. 58 – 64.
12. Муравьева О. С. Психолого – педагогические аспекты учебно – профессиональной адаптации студентов – первокурсников // Псiхалогiя, №2, 2005.
13. Некрасова Е.В. Проблемы становления профессионального самосознания в процессе самоопределения. // Сибирский психологический журнал, 1999. - Вып.10. – С. 98 – 101.
14. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие / Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркина. – Р-н-Д.: «Феникс», 2002.
15. Педагогика и психология высшей школы. / Отв. ред. С. И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 544 с. – (Серия «Учебники, учебные пособия»).
16. Пионова Р. С.Педагогика высшей школы: Учеб. пособие. – Мн.: Университетское, 2002. – 256 с.
17. Помаз Г.С. Специфика личностной профессиональной подготовки к труду психолога в период обучения в вузе // «Гуманитарные и социально-экономические науки». Изд-во «СКНЦ ВШ», Ростов-на-Дону, 2006, С. 207-208.
18. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента./ Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – С.-Пт., 2001. – 240с.
19. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. – М.: Изд-во МГУ, 1999. - 150 с.
20. Психологическое сопровождение выбора профессии./ Л.М. Митиной. – М., 1998. – 184с.
21. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 2000. – 384с.
22. Шихирев П.И. Современная социальная психология. – М., 1999. – 448с.
23. Шумская Л.И. Современное студенчество: возрастные и социально-психологические особенности. // Психология. – 2000. - №3. – С. 3 – 12.

Узнать стоимость уникальной работы в Zaochnik.com

  • Самые низкие цены на рынке
  • 100% гарантия качества
  • Опыт работ более 10 лет
  • Официальный договор
  • Проверка на Антиплагиат
  • Соблюдения сроков
  • Соответсвие ГОСТу
  • Бесплатная доработка
  • Персональный менеджер
...
Похожие работы:
© 2009-2017 Все права защищены — dipland.ru

Замечания и предложения высылать на e-mail