По алфавиту:

Указатель категорий Психология Гендерные особенности протекания кризиса середины жизни

Гендерные особенности протекания кризиса середины жизни

ВУЗ: БарГУ
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
Количество страниц: 67
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы кризиса. 5
1.1. Определение понятия «гендер» 5
1.2. Возрастная классификация взрослых людей 9
1.3. Жизненный кризис как психологический феномен 12
1.3.1. Этапы возрастного кризиса 19
1.3.2. Задачи среднего возраста 22
1.4. Кризис середины жизни 25
1.4.1. Особенности протекания кризиса у женщин 32
1.4.2. Протекание кризиса середины жизни у мужчин 37
1.4.3. Конструктивное преодоление кризисов среднего возраста 43
1.4.4. Духовный кризис. Проблема смысла 45
1.4.5. Мифы середины жизни 47
ГЛАВА II Исследование специфики протекания кризиса середины жизни. 49
2.1. Обоснование выбора методов исследования и их описание. 50
2.2. Эмпирический объект исследования. 53
2.3. Проведение исследования. Анализ полученных результатов. 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ

Описание.

Данная дипломная работа посвящена исследованию гендерных особенностей кризиса середины жизни.
Актуальность работы обусловлена тем, что решение многих
проблем практической психологии невозможно без осмысления психологических особенностей кризисов личности, а также своеобразия их содержания. Мы имеем чрезвычайно мало как теоретических, так и практических разработок, посвященных периоду кризиса середины жизни. В связи с этим возникла необходимость изучения феномена кризиса середины жизни, как у мужчин, так и у женщин, в связи с мало изученностью данной проблемы в психологии.
Дипломная работа выполнена на страницах и включает в себя введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, список использованных источников, приложение, включающее в себя анкету в виде таблицы и три диаграммы.
Во введении обосновывается актуальность исследования, степень разработанности проблемы, выделяются объект и предмет исследования, формулируются цель, задачи исследования, раскрываются его теоритическая и практическая значимость, теоретическая и методологическая основа, приводится характеристика методов исследования, обозначаются положения, выносимые на защиту
В первой главе «теоретические основы проблемы кризиса» осуществлен структурный анализ гендерных особенностей протекания кризиса середины жизни. В данной главе дается обзор исследований, посвященных общим и конкретным вопросам гендера, жизненного кризиса, кризиса середины жизни. Выделены особенности протекания кризиса середины жизни у мужчин и женщин.
Во второй главе «Исследование специфики протекания кризиса в середине жизни» описаны основные процедуры исследования, представлены методы и конкретные методики изучения особенностей протекания кризиса середины жизни у мужчин и женщин. Обозначены основные результаты и выводы эмпирического исследования, направленного на изучение и описание особенностей гендерного протекания кризиса середины жизни.
В заключении данной дипломной работы подводятся краткие итоги и определяются перспективы дальнейшего анализа исследуемой проблемы.

Выдержка из работы.

Кризис середины жизни, как научная тема, был введен Карлом Густавом Юнгом, также прошедшим через острый душевный кризис в возрасте около 40 лет. Ученый считал кризисы не злом, а залогом развития. Вторая половина жизни человека, по мнению Юнга, имеет свой особый смысл и свои особые цели. Поэтому и нужна глубокая внутренняя перестройка. Утро жизни бывает посвящено устройству человека во внешнем мире, обретению социального положения, семьи, продолжению рода и заботе о потомстве. Когда эти цели в основном достигнуты, дальнейшая гонка за ними в основном бессмысленна. Цель и смысл вечера жизни – внутреннее, духовное развитие человека, обретение Самости.[63;14]
Кризис среднего возраста связан со страхом старения и осознания того, что достигнутое иногда значительно меньше, чем предполагалось, и является недолгим пиковым периодом, за которым следует постепенное уменьшение физической силы и остроты ума. Человеку присуща преувеличенная озабоченность собственным существованием и отношениями с окружающими. Физические признаки старения становятся все очевиднее и переживаются индивидом как утрата красоты, привлекательности, физических сил и сексуальной энергии. Все это и на личностном и на социальном уровне оценивается негативно. Кроме того, у человека появляется и растет беспокойство, что он может оказаться на шаг позади нового поколения, получившего профессиональную подготовку в соответствии с новыми стандартами, энергичного, обладающего новыми идеями и готовностью согласиться, по крайней мере, на первых порах, на значительно меньшую зарплату.
В результате доминирующими в общем фоне настроений становится депрессивные состояния, чувство усталости от надоевшей действительности, от которых человек либо прячется в мечтах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» через любовные интриги или взлет карьеры. В этот период человек пересматривает свою жизнь и задает себе вопрос, который иногда очень страшен, но всегда приносит облегчение: «Кто я, отдельно от своей биографии и ролей, которые я исполняю?» Если он открывает, что жил, формируя и укрепляя ложное «я» – тогда он открывает для себя возможность второго взросления. Этот кризис – возможность переопределения и переориентации личности, переходный ритуал между продолжением подросткового периода на стадии «первой взрослости» и неизбежным наступлением старости и близости смерти. Те, кто сознательно проходят через этот кризис, ощущают, что их жизнь стала более значимой.
Кризис «середины жизни» открывает перспективу обретения нового взгляда на свое «я», которая, правда, зачастую связана с весьма болезненными ощущениями.

Список литературы.

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. Уч. пособие для студентов вузов – Екатеринбург: Деловая книга , 2002. – 704 с.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Перевод с немецкого. - М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. - 296 с.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-ух томах Т. I. – М.:
Педагогика, 1980. – 232 с., Т. II / Под. ред. А. А. Бодалёва и др. –М.: Педагогика, 1980. – 288 с.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – Москва:
Издательство Наука, 1977. – 380 с.
5. Антипин П., Кокнаева Н.В. Экзистенциальная психология и психотерапия. Методическое пособие. - Новосибирск, 1996, С. 2.
6. Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000.
7. Анциферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития. Психол. журн., т. 20, №1, 1999, С. 6-19.
8. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. - М.: REFL- book, 1994. - с8.
9. Аугустинавигюте А. Соционика: Ведение./ Сост. Л. Филиппов. – М.: ООО«Фирма» Издательство АТС»; СПб.: Terra Fantastica, 1998. – 448 с.
10. Бодалев А.А. Вершина в развитии зрелого человека: характеристики и условия достижения. - М., 1998. – 254 с .
11. Бочаров В. В. Антропология возраста: Учеб. Пособие. – СПб.: Издательство С. – Петербургского университета, 2001. – 196 с.
12. Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности. - М., 1977.
13. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М., 1988.
14. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. - М., 1985.
15. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Москва, Издательство Московского университета, 1984, 200с.
16. Воронина Е.Н., Рушас В.И. Место суицидального кризиса в системе личностных кризисов // Соц. психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика. Т.1 / Под ред. Козлова В.В. - Ярославль: МАПН, 2000, С. 110.
17. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: 1991, С.100-102, 207-214, 245-249, 374-410.
18. Выготский Л. С. Развитие высших психических функции. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
19. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т.: т.4. - М., 1984. – 576 с.
20. Выготский Л.С., Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
21. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. М., 1982. – 254 с.
22. Галажинский Э.В. Самореализация личности как предмет психологического познания // Соц. психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика. Т.1 / Под ред. Козлова В.В. - Ярославль: МАПН, 2000, С. 128.
23. Гальперин П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. – Москва:МГУ, 1978. – 117 с.
24. Герриг Р., Зимбардо В. Психология и жизнь. – 16-е изд. СПб: Питер, 2004. – 955с.
25. Гипппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996. – 287 с.
26. Гроф С. Путешествие в поисках себя. Измерение сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. - М., 1994.
27. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. – 387 с.
28. Елизаров А. Н. Роль духовных ценностных ориентаций в процессе
интеграции семьи.// Вестник Моск. Унив. Серия 14 Психология. – 1997. -№3. – 59 – 66 с.
29. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью. Москва, Издательство Института Психотерапии, 2003, 300с.
30. Козлов В.В., Лукин-Григорьев В.В. Кризис как фундаментальная категория жизни. // Соц. психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика. Т.2 / Под ред. Козлова В.В. - Ярославль: МАПН, 2000, С. 94.
31. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2002.
32. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когито-Центр, 1997. – 398 с.
33. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. Санкт-Петербург, Питер, 2004, 940с.
34. Крайг Дэвис. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002.
35. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002.
36. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. – 287 с.
37. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. - 153 .
38. Лукин-Григорьев В.В., Козлов В.В. Духовные кризисы и пограничная психопатология. // Психотехнологии в соц. работе. / Сб. под ред. Козлова В.В. - Ярославль: МАПН, 1999, С.94.
39. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973. – 365 с.
40. Маклаков А.Г. Общая психология. Спб., 2002. – 298 с.
41. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога. Москва, Эксмо, 2004, 895с.
42. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. /Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А. А. - М., 1982, С. 108-117.
43. Милыпо Е.Ю. Проблема классификации личностных кризисов. // Соц. психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика. Т.2 / Под ред. Козлова В.В. - Ярославль: МАПН, 2000, С. 128.
44. Минц Г., Непомнящий А. Человек в рассвете лет: Ценностные ориентации.– Рига: Авотс, 1989.- 221 с.
45. Панц А. Когда всякому терпению приходит конец: Об отношениях в семье: Ст. психотерапевта// Диена. – 1997. – 5 мая
46. Петровский А.В. , Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. –Москва: ИНФРА - М, 1998. – 528 с.
47. Платонов К.К. Значение структурного понимания личности для психотерапии и психоневрологии. - В кн.: Вопросы психотерапии в общей медицине и психоневрологии. - Харьков, 1968, С. 43-44.
48. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: учебное пособие для студентов педагогических вузов. Москва, Академия, 2000, 180с.
49. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999
50. Практикум по возрастной психологии:/Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001.
51. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000.
52. Психология. Учебник./Под ред.А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000.
53. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию: становление человека. Пер. с англ. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.-480с.
54. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2000. – 398 с.
55. Cексология. Христовматия под редакцией Исаева издательский дом «Питер»z1-е издание, 2001 год, 512 стр
56. Сергеева Н. Психологические характеристики личностных кризисов // Соц. психология - XXI век. Т. 2. - Ярославль: МАПН, 1999, С. 283.
57. Словарь психолога-практика/Сост. С.Ю. Головин.-2-е изд.- Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.
58. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985. – 298 с.
59. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1997. – 276 с.
60. Теория и методология гендерных исследований. М.: МЦГИ, 2001.
61. Толстых А. В. Возрасты жизни. – Москва: Молодая гвардия, 1988. – 223с.
62. Франкл В. Человек в поисках смысла. Москва, Прогресс, 1990, 360с.
63. Холлис Д. Перевал в середине пути: кризис среднего возраста. Москва, Инфра-М, 2002, 140с.
64. Хрестоматия по курсу "Основы гендерных исследований" М.: МЦГИ, 2000.
65. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е межд.изд. – СПб: Питер, 2003.
66. Эльнони Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1998.– 243 с.
67. www.medportal.ru
68. www.neuro.net.ru
69. www.owl.ru
70. www.pedlib.ru

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru