По алфавиту:

Указатель категорий Психология Выдающиеся психологи и их вклад в развитие науки

Выдающиеся психологи и их вклад в развитие науки

Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

биографии ученых по психологии

Выдержка из работы.

Введение

С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук с помощью опытно-экспериментальных методов стали изучать закономерности сознания человека. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Психология стала развиваться как наука о сознании. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р.Декарт (1596-1650) приходит к выводу о различии между душой человека и его телом. Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с её центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Этот декартовский дуализм - тело, действующее механически, и управляющая им «разумная душа», локализованная в головном мозге. Декартовская фраза «Я мыслю, значит, я существую» стала основой постулата, утверждавшего, что первое, что человек обнаруживает в себе, - это его собственное сознание. Существование сознания - главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Аткинсон Ричард

Аткинсон Ричард Чэтэм (род. 19.3.1929, Оук Парк, шт. Иллинойс) - американский психолог, представитель когнитивной психологии. В 1944 г. поступил в Чикагский университет (бакалавр философии, 1948), в 1955 г. защитил докторскую диссертацию по философии в университете штата Индиана. С 1956 г. по 1957 г. преподавал прикладную и статистическую математику в Станфордском университете (Калифорния), с 1957 г. по 1961 г. он - ассоциативный профессор психологии Калифорнийского университета Лос-Анджелеса, с 1961 г. по 1964 г. - ассоциативный профессор психологии Станфордского университета, а 1964 г. по 1980 г. - профессор психологии. С 1980 г. работает в Калифорнийском университете Сан Диего в качестве профессора когнитивных наук и университетского канцлера. С 1975 г. по 1976 г. он - зам. директора Национального научного фонда, с 1976 г. по 1980 г. - директор. Член Национальной академии наук (1974). Участник 18 Международного психологического конгресса в Москве.В качестве методологических оснований ориентировался на 'компьютерную метафору', проводящую параллель между познавательными процессами человека и преобразованием информации в вычислительном устройстве. Известен своими исследованиями вербально-акустической кратковременной памяти и долговременной семантической памяти. В них он основывался на представлении, что память является динамической и развивающейся многоуровневой системой.В 1968 г. предложил свою трехкомпонентную модель памяти, в которой информация сначала попадает в сенсорные регистры, где хранится доли секунды в форме очень точного эквивалента внешней стимуляции, затем - при соответствии задаче сохранения - попадает, подвергаясь перекодированию в перцептивные знаки, в кратковременное хранилище, где постоянно восстанавливается за счет повторения в течение десятков секунд, после чего может быть переведена в долговременное хранилище, где она храниться в семантической форме (в концептуальных кодах) на протяжении очень долгого времени. Некоторые исследователи не приняли этой теории, особенно из-за положения, что в разных системах памяти информация хранится в разной форме (Д. Дойч, Р. Шепард) 
 

Векслер Давид

Векслер Давид (12.1.1896, Леспеди, Румыния - 2.5.1981, Нью-Йорк-Сити) - американский психолог, психодиагност и психиатр, создатель всемирно известных тестов интеллекта для взрослых и детей.

Образование получил в Колледже Нью-Йорк-Сити (магистр искусств, 1916) и в Колумбийском университете (доктор философии, 1925). С 1932 г. по 1967 г. работал в качестве главного психолога в Психиатрической  клинике Бельвью в Нью-Йорк-Сити. С 1942 г. по 1970 г. был клиническим профессором Медицинского колледжа Нью-Йорк-Сити, с 1970 - почетным профессором.

Если используемые в его время тесты интеллекта разрабатывались первоначально  для детей, а на взрослых переносились после добавления заданий более  трудных, но того же типа, то Векслер  создал тест - шкалу Векслера-Бельвью - специально для взрослых. К 1939 г. была опубликована первая версия шкалы, которая вскоре стала самой распространенной в США. В этом тесте были объединены разнообразные методики, большая часть из которых широко использовалась и раньше, но Векслер предложил процедуру их жесткой стандартизации, т.е. ввел ограничения по времени и определил нормативные показатели - среднее значение тестового показателя выполнения умственных задач для всех представителей данной возрастной группы.В отличие от теста Станфорд-Бине, задания в этом тесте не сгруппированы по возрастным уровням, а объединены в субтесты и расположены в порядке возрастания сложности. При этом Векслер объединил в единый комплекс тесты вербального и практического интеллекта с раздельным вычислением IQ для вербальных субтестов и для субтестов действия. При этом Векслер дал определение интеллекта как глобальной способности разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.В 1955 г. Векслер подготовил новую редакцию теста для взрослых, в 1949 г. Векслер разработал вариант теста для детей, а в 1967 г. - шкалу интеллекта для дошкольников и младших школьников.Предложил использовать свои методики в психиатрической клинике, для постановки дифференциального диагноза, на основе того, что интеллектуальные функции могут выборочно разрушаться при повреждениях мозга и психических отклонениях. Создал также батарею тестов для оценки памяти.Проводил исследования возрастных изменений интеллекта и памяти. Работал над созданием собственной модификации 'детектора лжи'.

Гоббс Томас

Гоббс Томас (1588-1679) - английский философ. Будучи поборником естественнонаучной методологии, считал поведение и психику человека безостаточно подчиненными законам механики. Отверг представление о душе как самостоятельном начале психических явлений, сводя их (включая абстрактное мышление и волю) к правилам образования ассоциаций по смежности. Гоббс полагал, что из простых ощущений, вызванных внешним воздействием, как движением атомов в мозгу, возникают остальные психические процессы.

Воля трактовалась как продукт основных чувственных  мотивов - стремления и отвращения, а ум - как своего рода счетный  аппарат, действия которого соответствуют  сложению и вычитанию, причем счету  подлежат не вещи, а имена. Человек  рассматривался как существо, наделенное от природы стремлением к самосохранению и собственной выгоде ('Природа  человека', 1650). Поскольку первоначально  люди жили разобщенно, в состоянии 'войны всех против всех', они, с целью обеспечения своей безопасности и достижения гражданского мира, добровольно согласились ограничить свободу каждого, перенеся индивидуальные естественные права на государя (государство, которому принадлежит абсолютный суверенитет) ('Левиафан', 1651). Рассматривая отношение индивида к обществу и государству, Гоббс одним из первых осветил эту проблему с позиций психологии. Его строго детерминистское и монистическое объяснение психики оказало большое влияние на естественнонаучное направление в асооциативной психологии. 
 

Кёлер Вольфганг

Кёлер Вольфганг (1887-1967)- немецко-американский психолог, один из лидеров гештальтпсихологии. Экспериментально доказал в опытах над животными ('исследование интеллекта человекообразных обезьян', 1917) роль инсайта как принципа организации поведения. По Кёлеру, при успешном решении интеллектуальной задачи происходит видение ситуации в целом и ее преобразование в гештальт, в силу чего изменяется характер приспособительных реакций.

Исследования  Кёлера расширили рамки представлений о природе навыков и новых форм поведения человека и животных. Кёлер занимался изучением феномена транспозиции, в основе которой лежат реакции организма не на отдельные, разрозненные раздражители, а на их соотношение. Он считал, что психологическое знание следует строить по образцу физического, поскольку процессы в сознании и организме как материальной системе находятся во взаимно однозначном соответствии (изоморфизм). Руководствуясь этой идеей, распространил понятие о гештальте на головной мозг. Это побудило последователей Кёлера постулировать наличие в мозгу электрических полей, служащих коррелятом психических гештальтов при восприятии внешних объектов сознании и организме как материальной системе находятся во взаимно однозначном соответствии (изоморфизм). Руководствуясь этой идеей, распространил понятие о гештальте на головной мозг. Это побудило последователей Кёлера постулировать наличие в мозгу электрических полей, служащих коррелятом психических гештальтов при восприятии внешних объектов.

Куэ Эмиль

Куэ Эмиль (26.2.1857, Труа - 2.7.1926, Нанси) - французский психотерапевт, ставший знаменитым благодаря развитому им методу произвольного самовнушения ("метод Куэ"). С 1882 г. по 1910 г. работал аптекарем. В 1910 г. переехал в Нанси и открыл там клинику психотерапии, которой руководил до своей смерти. В своей работе руководствовался взглядами Г. Бернгейма и П. Леви на сущность суггестии. Рассматривал нарушения здоровья как следствие аутосуггестии и неправильного воображения: этим обусловлены особенности его группового пассивно-суггестивного метода, когда пациенты вводятся в гипнотическое состояние, в котором обращаются друг к другу со словами: 'День ото дня мне становится все лучше и лучше'. Этот метод подвергся сильной критике специалистов, но среди практиков был очень популярен. Повлиял на Й.Г. Шультца, создателя метода аутогенной тренировки. 
 

И. М. Сеченов.

Основоположником  отечественной научной психологии является И.М. Сеченов (1829-1905). В его  книге "Рефлексы головного мозга" основные психологические процессы получают психологическую трактовку. Схема у них такая же, что  и у рефлексов: берут они начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью  и заканчиваются ответной деятельностью - поступком, движением, речью. Сеченов  этой трактовкой сделал попытку вырвать  психологию из круга внутреннего  мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической  реальности в сравнении с физиологической  её основой. Была не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

И. М. Сеченов  не соглашался с мнением своего учителя, знаменитого немецкого физиолога  Карла Людвига (1816--1895), считавшего, что  изучать мозг путем его раздражения (стимуляции) -- все равно, что изучать  механизм часов, стреляя в них  из ружья, отважился на такую “стрельбу” и открыл в одном из отделов  головного мозга (таламусе) центры, которые способны задерживать реакции  мышц на внешние стимулы. Вскоре немецкие физиологи выяснили, что, раздражая электрическим током отдельные участки коры головного мозга собаки, можно наблюдать непроизвольное движение ее конечностей. 

Следует обратить внимание на принципиальное различие между этими двумя рядами фактов. Русский физиолог и его немецкие коллеги исходили из разных посылок. Немецким физиологам важно было выяснить, имеются ли в мозгу отдельные  участки, которые “заведуют” изменениями  в теле. За исходное они принимали  прямое раздражение высших нервных  центров, а за конечный эффект этого  раздражения -- двигательную реакцию. Связь, которую они исследовали, можно выразить отношением “мозг-- реакция мышц”. Такое отношение действительно существует и, на первый взгляд, именно его изучал Сеченов. Однако он включил указанное отношение в широкий контекст, а именно в целостное отношение “организм -- среда”, изменив тем самым и всю перспективу исследования. Исходным пунктом оказывался не мозг, а внешняя среда, объекты которой посредством органов чувств действуют на мозг. Конечным же пунктом стали не сами по себе сокращения мышц, а их направленность на среду с целью приспособления к ней всего организма, решающего жизненные задачи.

Благодаря этому  физиология выходила за пределы привычной  области: ей приходилось сообразовываться со свойствами не только живого тела, но и с условиями его реальной деятельности во внешнем мире. А  это неизбежно побуждало ученых присоединить к физиологическому объяснению психологическое -- особенно, когда предметом этого объяснения становился организм человека и его жизнедеятельность. Именно на этот путь вышел, в отличие от своих западных коллег, Сеченов. Он опирался на прежние достижения в научном (причинной, детерминистском) объяснении поведения, в частности, на восходящее к Декарту понятие о рефлексе.

Ценность  понятия о рефлексе определялась тем, что юно базировалось на принципе детерминизма, на строгой причинной  зависимости работы живого тела от его устройства и внешних стимулов. Правда, с этим сочеталось представление  о том, что присущее человеку сознание не является рефлекторным и потому лишено той причинности, которая  присуща телесному миру. Чтобы  справиться с дуализмом рефлекса и сознания, но не на пути понимания  человека как машины (в чем его  сразу же обвинили противники), а  сохраняя за человеком и его психическим  миром качественное своеобразие, Сеченов  радикально преобразовал понятие о  рефлексе. Это в свою очередь предполагало радикально новый взгляд на проблему детерминизма, на причины, которые способны объяснить развитие психики.

Напомним, что  рефлекс--это целостный акт, включающий: а) восприятие внешнего воздействия, б) его переработку в головном мозгу и в) ответную реакцию организма в виде работы исполнительных органов (в частности--мышечной системы). До Сеченова считалось, что по закону рефлекса работает только спинной мозг. Сеченов не только доказал, что все поведение целиком рефлекторно, но и коренным образом изменил прежнюю схему “рефлекторной дуги”, “замкнув” ее в “кольцо” (см. выше) и предложив формулу: “мысль это две трети рефлекса”.

Многие выводы Сеченова получили неверное толкование; в частности, его обвиняли в отрицании связи между мыслью и реальным действием, в том, что мысль у него начинается там, где действие обрывается. Между тем Сеченов полагал, что задержанное благодаря торможению действие не исчезает, а как бы “уходит внутрь мозга”, запечатлеваясь и сохраняясь в нервных клетках. В то же время, прежде чем “уйти вовнутрь”, реальное действие организма становится “умным”. Эта “мысль в действии” выражена в том, что, общаясь посредством мышечной работы с внешней средой, организм приобретает знание об ее объектах.

Хорошей иллюстрацией может служить деятельность глаз, снабженных мышечными придатками. Мышцы глаза все время незримо работают, постоянно “бегают” по” предметам, определяют расстояние между ними, сравнивают их между собой, отделяют один от другого (анализ), объединяют в группу (синтез). А ведь, как известно, сравнение, анализ и синтез -- это основные умственные операции, на которых основана человеческая мысль.Таким образом, за фактом сеченовского торможения стояла идея, имевшая, как он сам подчеркивал, прямое отношение к двум основным проблемам, которыми веками занималась психология--проблемам сознания и воли. Только прежняя психология принимала сознание и волю за первичные процессы, которые совершаются внутри субъекта, и соотносила их с нервными процессами, которые совершаются в организме; Сеченов же перенес научное объяснение в новую, необычную для прежней психологии плоскость, приняв за исходное не сознание субъекта и не мозг сам по себе, а общение организма со средой. Мозг и сознание включены в этот процесс, служат непременными посредниками между жизнью целостного организма и внешним миром.Итак, Сеченов стал пионером в разработке учения о поведении. Понятие поведения не было ни исключительно физиологическим (включая понятия о сознании и воле), ни чисто психологическим (включая понятия о нервных центрах, мышечной системе). Оно стало междисциплинарным и получило дальнейшее развитие в нескольких крупных научных школах, которые сложились на русской почве. Каждая из школ базировалась на своем особом учении, хотя общим для всех стержнем оставалась категория рефлекса.

Так, общий  замысел «Рефлексов головного мозга» И.М. Сеченова сводился отнюдь не к тому, чтобы разрушить систему представлений  о душе и таким образом полностью  освободить человека от ответственности  за свои поступки. Наоборот, И.М. Сеченов  видел цель объективной науки  в том, чтобы научиться формировать  таких людей, которые «в своих  действиях руководствуются только высокими нравственными мотивами, правдой, любовью к человеку, снисходительностью к его слабостям и остаются верными своим убеждениям, наперекор  требованиям всех естественных инстинктов» (Человек, 1998, №2, с. 47). Для И.М. Сеченова научное исследование и наука  были отнюдь не самоцелью, а только средствами решения проблем отдельного человека и человечества: «Только  при развитом мною воззрении на действия человека в последнем возможна последняя  из добродетелей человеческих - всепрощающая любовь, т.е. полное снисхождение к своему ближнему» (там же). Концепция психических  процессов И. М. Сеченова. 

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru