Школа |
Предмет
исслед. |
Методы |
Представления
о психическом развитии |
|
|
|
Движущие
силы развития |
Условия
развития |
Ход
развития |
Роль
биологического фактора |
Роль
среды |
Психоанализ
З.
Фрейда. |
Неосознанные
детерминанты поведения человека. |
Метод свободных
ассоциаций.
Анализ сновидений. |
Преформизм (созревание).
Факторы развития (наследственность и
среда). |
Наследственность
и среда. |
От индивидуального
к социальному (социализация). |
Для развития человека
главное значение имеет другой человек
(например: родители). |
Предметы, которые
его окружают, не имеют никакого значения
для развития человека. |
Индивидуальная
психология
А.
Адлера. |
Человек
как единое целое
и самосогласующееся целое. |
Наблюдение. |
Чувство неполноценности
и компенсация;
Стремление к
превосходству; Стиль жизни; Социальный
интерес;
Творческое Я;
Порядок рождения; Фикционный финализм. |
Наследственность,
окружение и среда. |
Может приводить
к впечатляющим достижениям в жизни человека,
а может повлечь за собой и чрезмерно выраженное
чувство собственной неполноценности,
если усилия, направленные на компенсацию
дефекта, не приводят к желаемому результату. |
Неполноценность
органов,
стремление к
превосходству является врожденным
и что мы никогда от него не освободимся,
потому что это стремление и есть сама
жизнь. |
Чрезмерная опека
и отвержение со стороны родителей. Другие
люди – прежде всего мать, а затем остальные
члены семьи – способствуют процессу
развития социального интереса.
Опыт старшего
или младшего ребенка в семье
по отношению к другим детям, особенности
влияния родительских установок
и ценностей – все это меняется
в результате появления в семье
следующих детей и сильно влияет
на формирование стиля жизни. |
Классический
бихевиоризм
Дж.
Уотсон. |
Поведение человека от рождения
до смерти. |
Объективные экспериментальные
методы |
Условный рефлекс
является ключом к выработке навыков,
построения сложных движений из простых,
а также к любым формам научения, в том
числе носящим аффективный характер. |
Среда. |
Возможность моделирования
желательного поведения членов общества
посредством целенаправленного
введения необходимых для этого
условий (стимулов). |
Он указывал
на отсутствие врожденной связи между
организмом и объектами: вследствие процессов
обусловливания стимулами одной и той
же реакции могут становиться разные объекты. |
При наличии
сравнительно немногочисленных врожденных
реакций, которые приблизительно одинаковы
у всех детей, при условии овладения
внешней и внутренней средой, возможно,
направить формирование любого ребенка
по строго определенному пути |
Оперантное
научение
Скиннера. |
Оперантное поведение |
Свободный оперантный
метод.
Научение через
кормушку. |
Скорость, с
которой оперантное поведение приобретается
и сохраняется, зависит от режима применяемого
подкрепления. |
Среда. |
Подкрепленное
поведение стремится повториться, а поведение
неподкрепленное или наказуемое имеет
тенденцию не повторяться или подавляться. |
Если последствия
благоприятны для организма, тогда вероятность
повторения операнта в будущем усиливается. |
Организм активно
воздействует на окружение с целью изменить
события. |
Социальное
научение
А.
Бандура, Сирс. |
Социальное
научение в процессе воспитания ребенка,
кросскультурный анализ – исследование
воспитания и развития ребенка в разных
культурах, развитие личности. |
Кратковременные
поведенческие эксперименты.
Наблюдение. |
Преформизм (созревание).
Факторы развития
(наследственность и среда). |
Наследственность
и среда. |
От индивидуального
к социальному (социализация). |
В процессе осваивания
поведения, без сомнений, важную роль
играют и биологические факторы.
Гены и гормоны оказывают воздействие
на физическое развитие, которое в
свою очередь способно влиять на поведение. |
Социальная среда,
в которой рождается ребенок, оказывает
влияние на развитие ребенка.
Многое в поведении
человека возникает на основе наблюдения
за поведением другого. |
Гештальтпсихология. |
Содержания
психики, познавательных процессов, а
также структуры и динамики развития
личности. |
Метод экспериментального
исследования мышления — метод „рассуждения
вслух“. |
Фигура и
фон.
Константы восприятия. |
Среда. |
Простейшее
формирование восприятия заключается
в разделении зрительных ощущений на
объект — фигуру, расположенный
на фоне.
Воспринимаемый
размер объекта остается постоянным,
вне зависимости от изменения
размера его изображения на сетчатке
глаза. |
Восприятие
простых вещей может показаться
естественным или врожденным. |
Предметы, составляющие
наше окружение, воспринимаются чувствами
не в виде отдельных объектов, а как организованные
формы.
Роль и место
фигуры и фона в восприятии определяется
личностными, социальными факторами. |
Генетическая
психология Ж.Пиаже. |
Особенности детской
логики, механизмы познавательной деятельности
ребенка, которые скрыты за внешней картинкой
его поведения. |
Психологическое
исследование, метод клинической беседы.
Наблюдение. |
Преформизм (созревание).
Факторы развития
(наследственность
и среда). |
Наследственность
и среда. |
От индивидуального
к социальному (социализация). |
Функции: адаптация,
ассимиляция, аккомодация, как динамические
процессы неизменны, наследственно
закреплены, не зависят от содержания
и от опыта. |
Структуры (умственная
система или целостность) складываются
в процессе жизни, зависят от содержания
и опыта. |
Гуманистическая
психология
К.Роджерс,
А.Маслоу. |
Высшие ценности,
самоактуализация личности, творчество,
любовь, свобода, ответственность, автономия,
психическое здоровье, межличностное
общение. |
Наблюдение
эмпирические
исследования. |
Создания условий,
стимулирующих
свободное развитие
людей. |
Наследственность
и среда. |
Развитие, осуществляющееся
в соответствии с их собственными
целями и стремлениями. |
Люди в основном
стремятся вперед и при подходящих условиях
полностью осуществляют возможности,
заложенные в них от рождения. |
Личность и поведение
в большей степени являются функцией уникального
восприятия человеком окружения. |
Культурно-историческая
концепция Л.С. Выготского. |
Психология
сознания. |
Экспериментально-генетический
метод. |
Обучение, деятельность. |
Морфофизиологические
особенности мозга и общение. |
От социального
к индивидуальному (закон развития
высших психических функций). |
Биологический
фактор определяет собой тот базис,
тот фундамент, ту основу прирожденных
реакций, из пределов которой организм
не в состоянии выйти и над которой надстраивается
система приобретенных реакций. |
Социальная
среда определяет выработку поведения
– это есть истинный рычаг воспитательного
процесса, и вся роль учителя сводится
к управлению этим рычагом, опыт ученика,
установление условных рефлексов, всецело
и без всякого остатка определяется социальной
средой. |
Теория
деятельности
А.Н.
Леонтьев,
Б.
Эльконин. |
Психология
сознания. |
Наблюдение. |
Обучение.
Деятельность. |
Морфофизиологические
особенности мозга и общение. |
От социального
к индивидуальному (закон развития
высших психических функций). |
Развитие ребенка
не подчиняется действию биологических
законов. |
Влияние среды
определяется переживаниями ребенка. |