По алфавиту:

Указатель категорий Психология Влияние ценностных операций родителей на ценностный мир ребенка

Влияние ценностных операций родителей на ценностный мир ребенка

ВУЗ: БГТУ
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
Количество страниц: 53
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ 6
1.1 Общетеоретические подходы к определению понятия ценности 6
1.2. Формирование ценностных ориентаций у детей 13
1.3 Влияние среды на ценностный мир ребенка 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЦЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ НА ЦЕННОСТНЫЙ МИР РЕБЕНКА 22
2.1 Организация исследования 22
2.2 Изучение ценностного мира старших дошкольников 22
2.2.1 Методика В.Г. Морогина 22
2.2.2 Методика «Цветик-семицветик» 23
2.3 Изучение ценностных ориентаций родителей 24
2.3.1 Методика В.М. Морогина 24
2.3.2 Методика М.Рокича 24
2.4 Взаимосвязь ценностных ориентаций родителей и детей 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ А 36
ПРИЛОЖЕНИЕ B 44

Описание.

Цель исследования: изучить влияние ценностных ориентаций родителей на структуру ценностно-потребностной сферы личности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: ценностно-потребностная сфера личности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние ценностных ориентаций родителей на структуру ценностно-потребностной сферы личности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: особенности ЦПСЛ родителей и характер детско-родительских отношений в семье оказывают существенное влияние на формирование ЦПСЛ старших дошкольников.
Задачи:
1.Проанализировать теоретические подходы к проблеме формирования и развития ЦПСЛ детей в системе детско-родительских отношений;
2.Изучить ценностные ориентации родителей;
3.Выявить направленность ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста;
4.Определить взаимосвязь ценностных ориентаций родителей и детей.
Методы исследования:
-теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
- психодиагностические методы (тест « Взаимодействие родителя с ребенком», методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича, методика «Цветик-семицветик»);
- экспериментально-психологический метод исследования структуры ценностно-потребностной сферы личности и внутриличностного конфликта (В.Г. Морогин, 2003);
- методы математической статистики.
Этапы исследования:
- теоретический анализ проблемы формирования и становления ценностно-потребностной сферы личности детей и их матерей;
- изучение структуры ценностно-потребностной сферы личности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от пола ребенка, особенностей ЦПСЛ родителей и характера детско-родительских отношений;
- статистическая обработка и анализ полученных данных.
- разработка рекомендаций по формированию ценностных ориентаций детей.

Выдержка из работы.

Понятие "ценность" в его психологической трактовке эквивалентно некоторому комплексу психологических явлений, которые, хотя и терминологически, обозначаются разными понятиями, но семантически однопорядковы: Н.Ф. Добрынин называет их "значимостью"; Л.И. Божович "жизненной позицией"; А.Н. Леонтьев "значением" и "личностным смыслом"; В.Н. Мясищев "психологическими отношениями".
Ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняет ее простотой и гармонией, что ведет к подлинной свободе - свободе от колебаний и страхов, свободе творческих возможностей. Ценности не являются неизменными, раз и навсегда упорядоченными, их перестройка возможна.
С.Л. Рубинштейн говорил, что ценность - значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира повеления. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках.
Таким образом, развитие ценностных ориентации тесно связано с развитием направленности личности. Рубинштейн С.Л. указывал: «что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого». И далее: «Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни»[31, с. 261].
Ценность характеризуется единством направленности личности и ее представления о себе. Когда оба эти содержания связаны друг с другом так, что каждые из них реализуется через другое, т.е. когда они оказываются двумя сторонами одного и того же – мы говорим о личностной ценности.
Ценность можно охарактеризовать одновременно как объективное «видение» личности (личность выделяет и осознает себя через отношение к определенной стороне действительности, определенным объектам), и как личностное «видение» объектов (те или иные стороны действительности приобретают для субъекта личностный смысл становятся личностно значимыми) [8, с. 138].
Перефразируя эту мысль можно определить ценность как единство личностной валентности действительности и объективной валентности личности.
Многочисленные исследования привели к выводу, о том что ценность как устойчивое и определяющее личности основание складывается в 6-7 лет и сохраняется в дальнейшем вплоть до взрослого возраста. До этого ребенок, конечно выделяет те или иные конкретные формы внешнего содержания, наиболее предпочтительные для него. Но это именно конкретные формы, которые не достигают уровня обобщенности.
С другой стороны ребенок выделяет свое «Я», но такое «Я» не отражает целостности личности, оно относится к отдельным конкретным действиям. В 6-7 лет реализуется двойной процесс (обе стороны которого взаимосвязаны), с одной стороны происходит обобщение разных конкретных значимых содержаний в трех формах: деятельности, личностных отношений, сознания и познания. С другой стороны, именно по отношению к этим обобщенным формам внешнего содержания выделяется осознания своего «Я».
Согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконина в этот период ребенок направлен как на предметный мир, так и на мир человека, сферу взаимоотношений. Происходит обобщение разных конкретных содержаний (чему в частности способствует и система воспитания, при которой ребенку в данный период предъявляются обобщенные требования). При этом личность ребенка оценивается относительно достижений в указанных обобщенных формах внешнего содержания, что со своей стороны, позволяет придать большую значимость данному содержанию [20, с. 11].
Одним из условий выделения значимого (в том числе и обобщенного) содержания является овладение его операционной стороной и наличие определенных эмоциональных переживаний, испытываемых при реализации связанного с тем или иным типом обобщенного содержания осознания себя -«образа Я».
Потому с одной стороны, субъективно поддерживаемая внешними условиями подчеркнутость определенной стороны действительности за счет связи ее с «Я-образом» приобретает личностное значение, становится субъективно значимой. А, следовательно, субъективно выделенной для ребенка. С другой стороны, первоначально неопределенное «чувство Я» «опредмечивается», оказывается положенным на некое содержание, т.к. связывается с реализацией эмоционального значимых деятельностей и отношения.
Замыкается связь трех разных источников ценности: определенной стороны действительности, эмоциональных переживаний (радости, интереса, удовольствия), с ней связанных и восприятия самого себя «чувства Я», или «Я- образа». При этом в процессе становления «Я - образа» большую роль играет идентификация себя с лицом, являющимся носителем качеств, соответствующих реализации того или иного внешнего содержания.
Тип ценностей оформляющий в период 6-7 лет оказывается устойчивым индивидуальным образованием, которое на фоне возрастных особенности, во-первых, сохранятся в дальнейшем, даже и во взрослом состоянии, и во-вторых является универсальным, и действует в разных сферах функционирования субъекта [24, с. 87].
Типизация ценности отражает основные обобщенные планы функционирования субъекта деятельности: плана отношений и плана сознания и познания. Выделение соответствующего этим планам содержания и сознания, утверждения себя, своей личности, своего «Я», определяет три основные типа ценности: деятельности отношений, сознания и познания и их сочетание.
Оказывается, что у большого числа людей наблюдается такой тип ценности, при котором не выделена та или иная сторона действительности как наиболее значимая, человек погружен в синкретическую, привычную ситуацию, предпочитает мыслительные задачи, активен в познавательных ситуациях, и в результате высокая успешность в соответствующих им учебных предметах. В то же время наблюдается недостаточная направленность на получение продукта (особенно в преметно-продуктивной деятельности), хотя и познавательную дети с таким типом ценности могу не довести до конца. Нередко проявляются трудности в сфере взаимоотношений, обучении.

Список литературы.

1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. - М, 1994.-237с.
2. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. -М., 1990. -240 с.
3. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. - 1984.Т.5.-№5.-С.63-70.
4. Анастази А. Психологическое тестирование: Пер. С англ. / под ред.К. М. Гуревича, В. И. Лубовского: в 2т. - - М., 1985. Т.2. -336 с.
5. Анисимов С. Ф. Теория ценностей в отечественной философии XXвека // Вестник МГУ. - Сер.7. Философия. - 1994. - № 4. - С.34-42.
6. Антилогова Л. Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности. - Омск, 1999. - 184 с.
7. Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 1990. -367с.
8. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.:Наука, 1978.—312с.
9. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР: Пер. С англ.--М., 1976.—165с.
10. Василенко В. А. Ценности и оценка. - Киев, 1964.
11. Винарская Е. Н. Ценностный аспект проблемы эмоциональной напряженности (психолингвистическое исследование) // Психол.журн. - 1980. --№5. - С.217-130.
12. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В.Давыдова. - - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
13. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка //Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А.Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С.261-165.
14. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учеб. Пособие/ Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько, -Мн., 1997.-237с.
15. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. - М., 1978. - - 272 с.
16. Донцов А. И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика.- -1974.—№ 5.-С.67-76.
17. Егорова М,С, Из жизни людей дошкольного возраста.- Спб: Алетейя, 2001.-239с.
18. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. -М.: Политиздат, 1986. -- 222 с.
19. Иванова Н. В. Динамика ценностных ориентации личности в зрелом возрасте (в сфере профессиональной деятельности педагога): Автореф. дис... . канд. психол. наук. - - М., 1994. - - 26 с.
20. Клименко И. Ф. Генезис ценностных ориентации, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека // к проблеме формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. - - М.,1992.--С.З-12.
21. КрайгГ. Психология развития: Пер. С англ. - - СПб.: Питер, 2000. -992с.
22. Круглое Б.С. Роль ценностных ориентации в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника. - - М., 1988. - С.4-11.
23. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. -М.:Политиздат, 1975, —304 с.Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации / НГПИ. -Новосибирск, 1992. —216 с.
24. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентации. - М.,1992,- 17с.
25. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опытмногомерной реконструкции // Вопр. философ. - - 1996. - - № 5. -С.25-26.
26. Леонтьев Д. А., Калашников М. О., Калашникова О. Э. Факторнаяструктура теста смысложизненных ориентации // Психол. журн. -1993.--Т.24.--№ 1.— С.250-155.
27. Морогин В. Г. Экспериментально-психологическое исследование ценностно-потребностной сферы личности (теория и практика): Автореф. дис... . д-ра психол. наук. - - Новосибирск, 1999. -45 с.
28. Мясищев В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности: Тексты / под ред. Ю. Б.Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М.: Изд-во МГУ, 1982. —С.35-38.
29. Непонящаяя Н.И. психодиагностика личности. -- М. Владос, 2003.192с
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –СПб, 2002. 468с.
Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru