По алфавиту:

Указатель категорий Психология Влияние семейной микросреды на психологическое здоровье ребенка

Влияние семейной микросреды на психологическое здоровье ребенка

ВУЗ: БГПУ
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
Количество страниц: 54
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Cкачиваний: 1
Последнее скачивание: 2011-10-13

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ 7
1.1 Проблема психологического здоровья в современной психологической литературе 7
1.2 Семейная микросреда как фактор психического и эмоционального благополучия ребенка 12
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОЙ МИКРОСРЕДЫ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 28
2.1 Этапы и методика исследования 28
2.2 Изучение семейной микросреды 29
2.3 Изучение психологического здоровья ребенка 33
2.4 Соотношение микроклимата с психологическим здоровьем 34
2.3Выводы и рекомендации 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ А 46
ПРИЛОЖЕНИЕ В 49
ПРИЛОЖЕНИЕ С 55

Описание.

Цель исследования: изучить влияние семейной микросреды на психологическое здоровье ребенка
Объект исследования: психологическое здоровье детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние семейной микросреды на психологическое здоровье детей.
Задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую, методическую, научную литературу по проблеме исследования;
2. изучить семейную микросреду старших дошкольников;
3. изучить социально-психологическую компетентность родителей;
4. определить уровень психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста;
5. установить соотношение микроклимата семьи с психологическим здоровьем детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: семейная микросреда влияет на эмоциональное благополучие ребенка:
Семейная микросреда может быть благоприятной и неблагоприятной для эмоционального благополучия ребенка
Неблагоприятная семейная микросреда оказывает отрицательное влияние на самооценку ребенка, на уровень тревожности.
Методы исследования:
• опросник "Взаимодействие родитель-ребенок" И.М.Марковской;
• тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен;
• рисуночные тесты «Рисунок семьи», «Дом-Дерево-Человек»;
• методика де Греефе.
Этапы исследования:
1 этап –теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2 этап – диагностика взаимодействия родителей и детей, эмоционального состояния детей.
3 этап – обработка и анализ результатов
4 этап – составление рекомендаций.

Выдержка из работы.

Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым. Сами взрослые не всегда понимают, каких образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответственно специфике детского возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка. [9]
Осознанная или неосознанная родительская и педагогическая авторитарность порождает у дошкольников дефицит неординарности, чувства собственного достоинства, неуверенность в себе и многие другие качества, осложняющие благоприятное становление личности [14].Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия [14].
Под влиянием опыта общения со взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность - сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка со взрослым и начинается ориентация ребенка на других, тем более что он также нуждается в признании окружающих людей [14].
В дошкольном детстве фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Теперь он может не только ориентироваться и действовать в плане конкретных сиюминутных стимулов, но и устанавливать связи между общими понятиями и представлениями, которые не были получены в его непосредственном опыте. Таким образом, мышление ребенка отрывается от чисто наглядной основы, т.е. переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному. Подобное развитие памяти и мышления дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности - игровой, изобразительной, конструктивной. У него, по замечанию Д.Б. Эльконина, «появляется возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли» [14].
С развитием процессов мышления неразрывно связано развитие речи. В дошкольном возрасте речь начинает выполнять функцию планирования и регулирования деятельности ребенка, все более обогащается словарный запас и грамматический строй речи. Теперь ребенок способен не только прокомментировать конкретное событие и выразить сиюминутное желание, но и задуматься, и порассуждать о природе, других людях, самом себе и своем месте в мире.
Таким образом, с развитием памяти, мышления, речи неразрывно связано появление мировоззрения и самосознания ребенка-дошкольника [14].
Вот далеко не полный список тех изменений и новообразований, которые происходят в дошкольном возрасте. Это описание будет еще менее полным, если не обратить внимание на ту роль, которую играет взрослый на всем протяжении развития ребенка. Переоценить значение взрослого и, главное, общения со взрослым для психического развития и психического здоровья ребенка трудно. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по-человечески» мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде [7].
Столь же ярким примером является феномен «госпитализации», при котором взаимодействие ребенка со взрослым ограничивается лишь формальным уходом за детьми и исключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым человеком (это происходит при помещении ребенка раннего возраста в дом ребенка) [11].
В исследованиях Э. Пиклер доказано, что такие дети во многом отстают от своих сверстников как в физическом, интеллектуальном, так и в эмоциональном развитии: они позже начинают сидеть, ходить, говорить, их игры бедны и однообразны и часто ограничиваются простой манипуляцией с предметом. Такие дети, как правило, пассивны, нелюбознательны, не владеют навыками общения с другими людьми. Безусловно, описанные примеры представляют крайние, нетипичные явления, но они являются яркой иллюстрацией к тому факту, что общение ребенка со взрослыми является основополагающей детерминантой психического развития и психического здоровья детей [11].

Список литературы.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1997.
2. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья.- СПб., 1998
3. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.
4. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2002.
5. Братусь Б.С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. - 296 с.
6. Войнов В.Б., Сысоева А.Ф., Варвулева И.Ю. Психоневрологическая оценка состояния детей в динамике 1-3 классов // Физиология развития человека. Материалы интернациональной конференции. - М., 2000.-140 С.
7. Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. -/Авт.- Сост. Е. Е. Данилова/ - М.: Издательский центр “Академия”, 1998. - 160 с.
8. Дубровина И. В. Управление практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы.- Москва: Академия, 1995. - 168 с.
9. Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков. -М.: Академия, 2000. - 256 с.
10. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.Н. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984.
11. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. 2-Е издание испр.И перераб.-СПб.: Питер, 2003.-512с.
12. Ермолаева М.В. Психология развития. - М, 2003. - 246 с.
13. Леонтьев А. Н. Трудности развития психики. - 4-е изд. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981.- 405 с.
14. Мухина В.С. Возрастная психологии :Учебник для студ. Вузов.-7-Е изд. Стереотип.- М.:Издательский центр «Академия»,»2003.- 456с.
15. Мухина В.С. Таинство детства. - М.: Центр ВЛАДОС, 2005, 362 с.
16. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. - Кн. 3:- 3-Е изд. - М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. - 632 с.
17. Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебник для ВУЗов.- СПб.: Питер, 2003.- 607с.
18. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1996.- 240 с.
19. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. - М.: Русское педагогическое агенство.1996,-374 С.
20. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, трудности. - М.: Тривола, 1995.- 342 с.
21. Обухова Л.Ф. Детская психология. -М.: Русское педагогическое агентство, 1999, -285 с.
22. Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада: Учеб пособие для пед ин-тов. –Мн.: Выш.шк.., 1986.
23. Пахальян В.Э. Психопрофилактика и сохранность психологического здоровья детей.// Прикладная психология.-2002.-№5-6
24. Пахальян В.Э, Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст. - М.: Питер, 2006,- с.294
25. Практическая психология образования./Под ред. Дубровиной И.В. М., 1997.
26. Пралеска. Программа дошкольного образования.—Мн., 2007.
27. Прихожан А. М. Предпосылки, профилактика и преодоление тревожности.// Психологическая наука и образование, 1998, №2
28. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы./Под ред. Дубровиной И.В. Екатеринбург, 2000.5
29. Психология самосознания. Хрестоматия. Самара, 2000.
30. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и рук. Учреждений, обесп. Получение дошкольного образования/Е.А. Панько[и др.]—Мн.,2007.—304с.
31. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В2 кн. - 2-Е изд., Перераб. И доп. - М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998:- кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. 480 С.: Ил.
32. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1996.- 425 С.
33. Слот В., Спанярд Х. Нидерландская модель социальной помощи детям и подросткам, ориентированным на социальную компетенцию.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2000, № 1.
34. Спиваковская А.С. Как быть родителем. М., 1996.
35. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья. М., 2000.
36. Тест тревожности. М., 1992.
37. Смирнова Е.О. Психология дитя: от рождения до 7 лет. - М., 1994.- 264
38. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Центр ВЛАДОС, 2004, 286 с.
39. Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья у школьников: Автореф. Дис. …докт. Психол. Наук. М., 2001.- 142С.
40. Чеснакова Е.П. Источник нашей жизни//Пралеска -2008.-№3,6, 9,10.
41. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1995
42. Юраш А.Г. Актуальность охраны психологического и психического здоровья детей на современном этапе развития общества// Психологическая газета, 1997, № 10(25)
Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru