По алфавиту:

Указатель категорий Психология Взаимосвязь эмоционального развития школьника с его успеваемостью

Взаимосвязь эмоционального развития школьника с его успеваемостью

ВУЗ: БИП
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
Количество страниц: 34
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Cкачиваний: 1
Последнее скачивание: 2010-06-01

Содержание.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально – волевой сферы в подростковом возрасте 5
1.1 Сущность эмоций и их роль в жизни человека 5
1.2 Теории возникновения эмоций 9
1.3 Эмоциональное развитие школьника в подростковом возрасте 12
1.4 Эмоционально-волевая сфера подростка и ее роль в учебной деятельности 18
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи эмоционального развития школьника с его успеваемостью 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Анализ и интерпретация результатов изучения 24
2.3 Анализ результатов успеваемости школьников. 26
2.4. О связи эмоционального развития школьника с его успеваемостью 27
Заключение 29
Список использованных источников: 31
Приложение 34

Описание.

Цель исследования: охарактеризовать взаимосвязь между эмоциональным развитием школьников и их успеваемостью.
Задачи иследования:
1. Теоретически изучить проблему развития эмоций у школьников в подростковом возрасте;
2. Обосновать основные направления экспериментального изучения развития эмоций школьников в подростковом возрасте;
3. Выявить особенности развития эмоциональной сферы школьников в подростковом возрасте;
4. Проанализировать результаты успеваемости испытуемых;
5. Охарактеризовать существующую связь или различия между эмоциональным развитием школьников и их успеваемостью.
Гипотеза исследования: для школьников с естественным протеканием эмоционального становления личности характерна высокая успеваемость и наоборот.
Объект исследования: учащиеся общеобразовательной школы подросткового возраста
Предмет исследования: особенности развития эмоциональной сферы подростков 14 – 15 лет.
Методы исследования: для достижения поставленной цели был использован метод теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования, психодиагностические методы (наблюдение, тест-опросник «Тест школьной тревожности Филлипса», анализ отметок испытуемых), а также методы математической статистики.
Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования: данное исследование позволяет раскрыть важность формирования эмоциональной сферы в подростковом возрасте, дополнив уже имеющиеся знания в области психологии эмоционального развития, а также влиять на организацию учебно-воспитательного процесса.

Выдержка из работы.

А.О. Дробинская уделяя особое внимание эмоциональной сфере школьника в книге «Школьные трудности нестандартных детей» пишет: «Анализируя каждый индивидуальный случай стойких трудностей в обучении и нарушении адаптации к школе, необходимо принимать во внимание не только особенности развития, состояние здоровья и пробелы в знаниях, но и эмоциональное состояние ученика, направленность его личных усилий и интересов».
Л.М. Страхова так же отмечает связь эмоциональных процессов и мышления, а многие специалисты - влияние самооценки на успех ребенка в школе. Безусловно, уверенность, с которой ученик отвечает на вопросы учителя у доски, зависит не только от уровня знаний и подготовленности к уроку, но и от уровня его самооценки. Низкий уровень самооценки создает проблемы как в освоении учебного материала («Я все равно этого не пойму»; «Мне это никогда не запомнить»), так и в отношениях с одноклассниками и учителями («Я не буду отвечать у доски, все надо мной смеются», «Не пойду на урок биологии, учительница все равно считает меня тупицей и выше двойки не поставит»)
Еще один вариант влияния успешности обучения на формирование самооценки школьника: известны случаи, когда ребенок, успешно и без проблем, практически не затрачивая усилий, переходит из класса в класс. На фоне легких успехов закрепляется привычка к постоянному одобрению, развивается высокий уровень притязаний и высокая самооценка. Но когда ученик в старших классах где материал требует глубокой и серьезной проработки, вдруг понимает, что он уже не имеет явного превосходства по отношению к одноклассникам, и даже сталкивается со сложностями в учебе, у него резко падает самооценка.
Неадекватно завышенная самооценка также может привести к проблемам, как для самого ученика, так и для тех, кто его окружает и взаимодействует с ним. Не так редки конфликтные ситуации между учителем и учеником, когда последний отказывается посещать уроки по предмету, необоснованно считая себя лучше знающим материал учебного курса, им сам учитель, и как результат, имеет значительные проблемы в освоении материала по предмету. Иногда ребенок не соглашается со справедливо поставленной оценкой, считая себя правым и не соглашаясь с доводами педагогов, которые пытаются объяснить сущность проблемы и предложить пути ее решения.
Плохая успеваемость, как правило, ведет к ухудшению отношений подростка с одноклассниками, усложнению отношений с родителями, и учителями и как следствие – к снижению уровня самооценки. Подросток становится конфликтным, замкнутым или ищет общения вне школы и семьи.
Волевое действие характеризуется тем, что оно является собственным, инициативным, и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Н.П. Майорова утверждает, важным компонентом учебной деятельности является самоконтроль учащихся.
Отсутствие таких волевых качеств, как инициативность, самостоятельность и др., может повлиять на успешность обучения подростка. Однако, можно предположить, что формирование волевых качеств может быть осуществлено лишь при наличии положительного эмоционального отношения школьника к обучению.

Список литературы.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для вузов./ Г.С. Абрамова; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
2. Андреева А.Д. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. М.: Пдагогика, 1995.
3. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М.: ЮВЕНТУС, 1991
4. Бодров В. Я. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Прометей, 1995г.
5. Божович Л.И., Благонадеждина Л.В. Изучение мотивации поведения детей и подростков. / Под ред. Божович Л.И. – М.: «Педагогика», 1972г.
6. Ваш психологический портрет: популярные тесты./ . – Киров: Литературно – художественное изд-во Кировского отделения СФК, 1990.
7. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений - М.: Изд-во МГУ, 1976 г
8. Возрастная и педагогическая психология под ред. Гамезо и др. М.: Психологическая служба, 1984 г.
9. Волков Б.С. Психология подростка. – М.: Академ. Проект, 2005г.
10. Выготский Л.С. Проблемы эмоций.//Вопросы психологии, 1958 №3.
11. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М.: Знание, 1988
12. Гурьева В.А. Психопатология подросткового возраста. Томск, Изд-во Томского гос-го ун-та, 1994.
13. Дармодехин С. В. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. М.: Педагогика, 1999 г.
14. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. -М. -Политиздат, 1978 год.
15. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982
16. Изард, К.Е. Психология эмоций./ К.Е. Изард; – СПб.: Питер 2000.
17. Карпова Г.А Педагогическая диагностика эмоционального самочувствия школьника: Метод. реком. / Урал. гос. пед. Ун-т. Екатеринбург,1997
18. Ковалев, А.Г. Психология личности./ А.Г. Ковалев; - Просвещение, 1995.
19. Ковалева, Л.Е. Формула эмоций.: Публицист. очерки / Л.Е. Ковалева; - М.: дет. лич. 1974.
20. Колесов, Д.П. Современный подросток. Взросление и пол.: Учебное пособие./ Д.П. Колесов. – М.: МПСИ Флинта,.. 2003.
21. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1982.
22. Кондрашенко В.Т., Чернявская А.Г. По лабиринтам души подростка. М., 1991.
23. Крайг, Г. Психология развития./ Г.Крайг : перевод с английского; - Питер, 2001.
24. Краковский А.П. О подростках. М., 1970.
25. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет)[Текст]: Учебное пособие. –5-е изд. / И.Ю. Кулагина - М.: Изд-во УРАО, 1999.
26. Лун, А.Н. Эмоции и личность./ А.Н. Лун; - М.: Знание, 1982.
27. Миллер, С. Психология развития: методы исследования./ С.Миллер.; - СПб.: Питер.
30. Можчинская Ю.Б. Агрессивность подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. СПб, Питер, 1999.
31. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. Ростов н/Д, изд-во гос-го ун-та, 1997.
32. Немов, Р.С. Абщая психология.: Учебник для ср. проф. образования. / Р.С. Немов; - М.: Владос, 2003.
33. Орлов Ю. М. Эмоциональный стресс. М.: МНЭПУ, 1997г.
34. Первин, Л.А.Психология личности: теория и исследование/ Л.А. Первин, О.П. Джон. – М.: Аспект Пресс, 2001.
35. Петровский, А.В. О психологии личности./ А.В. Петровский; - М.: Знание, 1971.
36. Прихожан А.Н., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М., 1990.
37. Психология современного подростка. Под ред. Д. И. Фельдштейна М.: Психологическая служба, 1997 г.
38. Психология эмоций. Тексты/ Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер; - М.: Издательство МГУ, 1984.
39. Рабочая книга школьного психолога / Под. ред. И.В. Дубровиной. М.,
40. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста./ Ф. Райс; – 8-е издание. – СПб.: Питер, 2000.
41. Реан, А.А. Практическая психодиагностика личности: учеб. пособие для вузов. – Практикум по психодиагностике. / А.А. Реан;
42. Ремшмидт Р. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994
43. Рубинштейн, С. П. Основы общей психологии./ С.П. Рубинштейн; - СПб.: Питер 1999
44. Соколова Е.Т. Нормальные трудности подросткового возраста. // Учителю и родителям о психологии подростка. М., 1990. с.35-67
45. Учителям и родителям о психологии подростка. Под ред. Аракелова Г.Г. М.: Педагогика, 1990 г.
46. Хухлаева О.В. Счастливый подросток. М.: Педагогика, 2000.
47. Шингаров Г.X. Место эмоции в структуре личности. -В кн.: Проблема личности.
48. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков.-М.-изд-во 1961 г.

Узнать стоимость уникальной работы в Zaochnik.com

  • Самые низкие цены на рынке
  • 100% гарантия качества
  • Опыт работ более 10 лет
  • Официальный договор
  • Проверка на Антиплагиат
  • Соблюдения сроков
  • Соответсвие ГОСТу
  • Бесплатная доработка
  • Персональный менеджер
...
Похожие работы:
© 2009-2017 Все права защищены — dipland.ru

Замечания и предложения высылать на e-mail