По алфавиту:

Указатель категорий Политология Тоталитаризм: сущность и особенности

Тоталитаризм: сущность и особенности

Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политология
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Тоталитарный режим со временем разлагается изнутри. Особенно из
политической элиты выходят лица, которые становятся в оппозицию к режиму. С возникновением инакомыслия от режима отчуждаются сначала узкие группировки диссидентов, затем широкие слои населения. Дорушает разрушение тоталитаризма отход от жёсткого контроля в экономической сфере. Таким образом на смену тоталитаризму приходит авторитаризм.

Выдержка из работы.

 

ТОТАЛИТАРИЗМ:

СУЩНОСТЬ  И ОСОБЕННОСТИ. 
 

ПЛАН  .

1. Возникновение  понятия “тоталитаризм”

2. Основные  признаки тоталитаризма

3. Особенности  советского тоталитаризма

4. О  возникновении тоталитаризма

5. Фашизм  и коммунизм как формы тоталитаризма

6. Возникновение тоталитаризма в России

7. Что  же такое тоталитаризм?

8. Основные  черты тоталитарного общества

9. Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Возникновение понятия  "тоталитаризм". 

    Понятие "тоталитаризм"  впервые  возникает  в  окружении  Муссолини  в середине двадцатых годов. В научной литературе Запада оно вошло в  обиход  в конце  тридцатых  годов.  Статус  же  научной  концепции  за  этим  термином

    утвердил  собравшийся в 1952  году  в  США  политологический  симпозиум,  где тоталитаризм был определён как "закрытая и неподвижная социокультурная и политическая структура, в которой всякое действие - от воспитания  детей  до производства и распределения  товаров -  направляется  и контролируется  из единого центра". 
     

    2.Основные признаки тоталитаризма. 

    З. Бжезинский на основе изучения мировых тоталитарных режимов  выделил в качестве основных признаков тоталитаризма  наличие  единственной  массовой партии во главе с лидером-диктатором; официально господствующую  в  обществе идеологию; монополию на средства массовой информации, на  вооружённые силы;

    систему террористического полицейского  контроля;  централизованную  систему контроля и управления экономикой. 
     

    3.Особенности советского тоталитаризма 

    Российские  политологи, опираясь на западные  исследования,  определяют следующие  особенности  советского  тоталитаризма:  абсолютная   единоличная власть;  индокринация  общества  (внушение  единой  доктрины);   изначальная аморальность и полное  презрение  к  человеку;  ситез  элементов  азиатского деспотизма и радикальных идеологических доктрин;  исключительная  ориентация на будущее; патетические апелляции к массам;  опора на  внешнюю экспансию;

    великодержавные амбиции; всемогущая вера в мировой  революционный процесс  во главе со страной-лидером. 
     

    4.О возникновении тоталитаризма. 

    Необходимо  отметить, что часть политологов  считает,  что  тоталитаризм

    всего лишь политическая метафора, в частности  в  американской  "Энциклопедии социальных наук" 1968 года он назван "ненаучной концепцией".Также нет единого мнения среди политологов о том, когда вообще  возник тоталитаризм.  Одни  считают  его  вечным  атрибутом  человеческой  истории, другие - достоянием индустриальной эпохи, третьи -  феноменом исключительно двадцатого века.

    Историческим  прототипом  тоталитарных   режимов   считают   восточные деспотии. Однако между тоталитаризмом и ортодоксальными  системами  прошлого (и восточными и европейскими)  есть  ряд коренных  различий.  Одно  из  них состоит в том, что эти системы в отличие  от  тоталитарных  не  менялись,  а если и менялись, то достаточно  медленно.  В  средневековой  Европе  церковь указывала во что веровать, но позволяла держаться одних и тех  же  верований от рождения до смерти. Особенность  же  тоталитарного  государства  та,  что контролируя мысль оно не фиксирует её на чём-то  одном.  Выдвигаются  догмы, не подлежащие обсуждению, однако изменяемые изо дня в день. Догмы нужны  для абсолютного  повиновения   подданных,   однако,  невозможно   обойтись   без корректив диктуемых потребностями политики власть предержащих.

    Дж. Оруэлл в 1941 году в  своей  статье  "Литература  и  тоталитаризм"

    приводит  такой пример: "... до сентября 1939 года каждому немцу вменялось  в обязанность испытывать к  русскому  большевизму  отвращение  и  ужас,  после сентября 1939 года - восторг и страстное сочувствие. Если  между  Россией  и Германией начнётся война, а это весьма вероятно в ближайшие   несколько лет, с неизбежностью вновь произойдёт крутая перемена." 
     

    5.Фашизм и коммунизм как формы тоталитаризма. 

    Большинство политологов сходится во мнении о единстве происхождения фашизма и коммунизма. Даже такие  противопоставления  как теория классовой борьбы и национально-расовая идея, интернационализм и национализм  выполняли одинаковые функции.

    В марксизме  национализм представляет собой побочный продукт капиталистического  развития, которому противопоставляется идея интернационализма. Подавление национального начала входило интегральной частью в культуру тоталитаризма в СССР. Советские люди были объявлены членами "новой исторической общности" в лице  интернационального  советского народа. Эта идеология приобрела в своеобразно перевёрнутой  форме функции

    национализма  и служила потребности сохранения целостности  СССР  в  условиях сепаратистских устремлений отдельных национальных регионов.

    Что  касается  фашизма,  то  в  нём  произошло  органическое   слияние

    социализма и национализма. Расизм и национализм в фашизме сыграли роль, аналогичную  той,  которую  сыграли   теория   классовой   борьбы   и   идея интернационализма в коммунизме. Фашизм отождествлял  общество с нацией, а нацию-с государством. Государство рассматривалось   как   юридическое воплощение нации и стояло  неизмеримо  выше  и  отдельно  взятых индивидов  и организаций, из которых национальная община состоит.

    Таким образом, и интернационализм и  национализм  были  поставлены  на службу  идентичным  целям:  обоснования   и   идеологического   обслуживания тоталитарных режимов фашистского и коммунистического толка. 
     
     

    6.Возникновение тоталитаризма в России. 

    Существует довольно устойчивое  мнение,  согласно  которому  появление советской коммунистической империи на Востоке и нацистского  третьего  рейха на Западе  объясняется  национально  -  историческими  традициями  России  и Германии, и в сущности это лишь  продолжение  истории  этих  стран  в  новых условиях. Такое мнение верно лишь отчасти, т.к.  как в России  и Германии традиционно были сильны тенденции централизма и культ сильного  государства, но для  такого  феномена,  как  тоталитаризм  необходима  особая  социально-

    экономическая ситуация,  которая  стала  бы  благоприятной  почвой  для  его возникновения.

    К сожалению, подобная ситуация сложилась в России в начале ХХ века.

    Подавляющее большинство населения страны было малограмотным,  огромные  массы рабочих из разорившихся крестьян жили просто в нищете.  Всё  это  привело  к тому, что в обществе восторжествовали  примитивные,  простые  и  утопические идеи с одной  стороны,  а  с  другой  -  стремление  к  достижению  реальных ценностей  социального  реванша.  Ко  времени  возникновения   тоталитарного режима массы были слабо  подготовлены  политически,  но  жаждали  социальных благ  и  выдвижения   на   общественную   поверхность.   Лозунг   социальной

    справедливости  был абстрактным призывом,  более  близкими  были  призывы  ко всеобщему равенству, социальной уравниловке, что в результате  переросло в диктат  социальной  исключительности  по   принципу   рабочего,   бедняцкого происхождения.

    С  этой  точки  зрения  неверно  такое  разделение:  Сталин  и  его

    административно-командный  аппарат,  манипулирующий  народом,  -это  одно,  а страдающий народ - совсем другое. Низы во многом определяли фигуры вождей и их мышление. Происходила как бы  взаимная  манипуляция.  Авансцену  покидали представители старой гвардии, а на передний план  выходили  руководители  из низов  народа,  малообразованные  отчаянные,  жестокие  политики,  прошедшие

    школу каторги и ссылки. 
     
     

    7.Что же такое тоталитаризм? 

    Слово "total" означает "целый,  общий".  Тоталитаризм  -  это  явление

    всеобщее, затрагивающее все сферы жизни. 

    В  экономике  он  означает   огосударствление   экономической   жизни,

    экономическую несвободу личности. Личность не имеет  собственных интересов  в производстве. Происходит отчуждение человека от результатов  его труда,  и,

    как  следствие,  лишение  его   инициативы.   Государством   устанавливается

    централизованное, плановое управление экономикой.

    Ф. Хайек  в своей книге "Дорога к рабству",  написанной  в  1944  году,

    особый  акцент делает именно на этом аспекте  тоталитаризма.  Он  приходит  к

    выводу  о том, что свобода политическая - ничто  без  свободы  экономической.

    Контроль  над  важнейшими  ресурсами  общества,  как  материальными,  так  и

    нематериальными, будет находиться у тех, в чьих руках сосредоточен  контроль

    над экономической властью. Идея централизованного  планирования  заключается

    в том, что  не  человек,  но  общество  решает  экономические  проблемы,  и,

    следовательно,  общество  (точнее  отдельные  его  представители)  судит  об

    относительной  ценности  тех или иных   целей.   Там,   где   единственный

    работодатель - государство или подконтрольные режиму частные предприятия  не

    может быть и речи о свободном политическом, интеллектуальном или  каком-либо

    ином  волеизъявлении  людей.  Ф.   Хайек   видел   опасность   возникновения

    тоталитаризма  в  возрастающем   государственном   регулировании   экономики

    Великобритании. 

    В политической сфере  вся  власть  принадлежит  особой  группе  людей,

    которую народ не может  контролировать.  Большевики,  например,  поставившие

    перед собой цель  свержения  существующей  системы,  с  самого  начала  были

    вынуждены  действовать  как  конспиративная  партия.  Эта  конспиративность,

    интеллектуальная,  идеологическая  и  политическая  закрытость  остались  её

    существенной  характеристикой  и  после  завоевания   власти.   Общество   и

    государство при тоталитаризме оказываются  поглощёнными одной  господствующей

    партией, происходит слияние высших органов  этой  партии  и  высших  органов

    государственной власти. Фактически происходит превращение  партии в  решающий

    стержневой  элемент государственной структуры. Обязательным  элементом  такой

    структуры является запрет на оппозиционные партии и движения.

    Характерной чертой всех тоталитарных режимов является  также  то,  что

    власть  не опирается на законы и конституцию. В сталинской  конституции  были

    гарантированы почти все права  человека,  которые  на  деле  практически  не

    выполнялись. Не случайно первые выступления  диссидентов  в  СССР  проходили

    под лозунгами за соблюдение конституции.

    Симптоматичны также и насильственные методы избрания тех или иных  лиц

    в органы государственной власти. Достаточно вспомнить такой курьёзный  факт:

    объявление  по  телевидению  о  результатах   голосования   утверждалось   в

    президиуме  ЦК КПСС за два дня до выборов. 

    В духовной сфере господствует  одна  идеология  и  мировоззрение.  Как

    правило - это утопические теории, реализующие  извечную мечту людей  о  более

    совершенном и счастливом общественном порядке, в основе которых  лежит  идея

    достижения  фундаментальной  гармонии  между  людьми.   Тоталитарный   режим

    использует  мифологизированную  версию  одной  такой  идеологии  в  качестве

    единственно возможного мировоззрения, которое  превращается в некое подобие

    государственной  религии.  Эта  монополия  на  идеологию   пронизывает   всю

    иерархию  властных отношений сверху донизу - от главы  государства  и  партии

    до  самых низших звеньев власти и  ячеек общества.  В  СССР  такой  идеологией

    стал  марксизм, в Северной Корее - идеи "пучхе" и т.д. В тоталитарном  режиме

    все  без   исключения   ресурсы   (и   материальные,   и   человеческие,   и

    интеллектуальные)  направлены  на  достижение  одной   универсальной   цели:

    тысячелетнего рейха, коммунистического царства всеобщего счастья и т.д.

    Эта  превращённая  в  религию  идеология  породила  ещё  один  феномен

    тоталитаризма: культ личности. Как и  всякие  религии  эти  идеологии  имеют

    свои священные  писания, своих пророков  и  бого-человеков  (в  лице  вождей, фюреров, дуче и т.д.). Таким образом, получается, чуть ли  не  теократическое правление, где верховный  жрец-идеолог  одновременно  является  и  верховным

    правителем. Н. Бердяев называет подобную систему  обратной теократией. 
     
     

    8.Основные черты тоталитарного общества. 

    Контроль  за свободой мысли и подавление инакомыслия.

    Дж. Оруэлл по этому поводу писал: "тоталитаризм  посягнул  на  свободу

    личности  так, как никогда прежде не могли  и вообразить. Важно отдавать  себе

    отчёт в  том,  что  его  контроль над мыслью  преследует  цели  не  только

    запретительные, но и конструктивные. Не просто возбраняется выражать -  даже

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru