По алфавиту:

Указатель категорий Политология Политическое образование

Политическое образование

Тип работы: Контрольная работа
Предмет: Политология
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Политические знания нужны каждому человеку, независимо от его профессии. От того, какова политическая культура граждан, каковы взаимоотношения личности, общества и государства, зависит качество принимаемых политических решений, учет интересов различных групп населения, их участие в политической жизни. Политические знания - это часть общей культуры человечества.

Выдержка из работы.

 

Содержание:

 Введение------------------------------------------------------------------------------------------3

Политическое  образование как фактор влияния  на политическую систему---------4

Роль политики в жизни общества-------------------------------------------------------------8

Международный аспект политики в современном обществе---------------------------10

Заключение----------------------------------------------------------------------------------------17

Список используемой литературы-----------------------------------------------------------19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Во все времена  политика оказывала и сегодня  оказывает огромное воздействие  на жизнь людей, государств и народов, так как она коренится в  самой природе человека как существа социального, способного полноценно жить и развиваться лишь в обществе, лишь во взаимодействии с другими людьми.

Политические  знания нужны каждому человеку, независимо от его профессии. От того, какова политическая культура граждан, каковы взаимоотношения личности, общества и государства, зависит качество принимаемых политических решений, учет интересов различных групп населения, их участие в политической жизни. Политические знания - это часть общей культуры человечества.

Сегодня во всех развитых демократических странах существуют специальные институты политического образования, развивается профессиональная политическая наука. Демократическое политическое образование базируется на таких ценностях, как естественные права человека, уважение к законам, политическому порядку, свобода выбора идей и убеждений, терпимость к иному мнению. Овладение гражданами основами политической науки и демократической культуры - одна из важнейших гарантий успеха политических и экономических реформ в нашем обществе, гуманизации политики, так как известно, что любые социальные перемены начинаются с сознания людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Политическое  образование как  фактор влияния на политическую систему. 

     Стремление к усовершенствованию общественно-политических систем, равно как и к укреплению их стабильности, издревле присуще представителям человеческого рода. Над решением этой двуединой диалектической задачи бились лучшие умы. Платон в работе «Государство» предпринял одну из первых известных попыток создания теории совершенного политического устройства общества и власти. Философы, историки, политики, государственные мужи на протяжении столетий накапливали, систематизировали и излагали знания и представления, характеризовавшие политические системы различных государств современности и предшествующих эпох.

     В ряде государств (но не во всех!) преподавание этих знаний было и остается одним  из элементов элитарного образования, входит в подготовку к политической карьере будущих государственных  деятелей, представителей высших политических классов. В других государствах, напротив, не приветствуется современное политическое образование, распространенное в Европе и Северной Америке, а приоритет отдается углубленному изучению религиозно-философских основ традиционного общественного устройства. И сегодня вопрос о желательности и возможности более широкого и глубокого воздействия политического образования на политическую систему общества сохраняет свою актуальность и дискуссионность, волнует как ученых, так и политиков, а также представителей общественных кругов.  
Иллюзия, что можно легко обнаружить наличие прямой связи между политическим образованием и политической системой, идет от представлений о связи революционных переворотов с соответствующей идейно-политической подготовкой масс, этот переворот совершающих. В связи с этим можно сослаться на известные факты из истории революционного движения в России конца 19-го – начала 20-го века, свидетельствующие о создании революционерами курсов подготовки для рабочих. На этих курсах сознательные представители пролетариата усваивали основы политической грамотности, а впоследствии применили полученные знания на практике, свергнув в октябре 1917 года буржуазную республику и установив пролетарскую диктатуру. Не является ли этот «скачок» – от полученных политических знаний к самостоятельному политическому творчеству – той особенной, специальной зависимостью, которая связывает между собой именно политическое образование и политическую систему?

     Мы  полагаем, что специфическая роль и значение политического образования раскрывается в самостоятельном, сознательном политическом творчестве человека. Являясь объектом направленного на них образовательного воздействия, люди в тоже время выступают в роли субъекта политического «делания», в качестве реальных политических актеров, благодаря которым политическая система, существующая как известная теоретическая абстракция, как бы оживает, становится реально действующей, функционирующей, меняющейся. Живое, активное политическое творчество, индивидуальное и коллективное – это тот специфический тип связи, который позволяет нам считать политическое образование фактором, влияющим на политическую систему. 

     Здесь, однако, необходимо сделать одно существенное уточнение. Напомним, что, к примеру, в СССР десятилетиями существовала и работала развитая, многоуровневая система политического образования, которая приобщила к сознательному политическому творчеству тысячи и тысячи людей, в том числе представителей молодежи. Но, – и это имеет принципиальное значение, – советская система политического образования создавалась и действовала как система, подконтрольная партии, т.е. как система партийно-политического образования. А это совсем не то же самое, что политическое образование. Партийная система политического образования не только образовывает, но и воспитывает идейно-политически, преследуя цель сформировать у обучаемого соответствующий политический идеал, а также представить окружающую действительность как производную от этого идеала. Для реализации этой цели советская система политического образования шла на заведомый подлог, критикуя политическую систему «идеологического противника» и замалчивая недостатки советской политической системы, вместо того чтобы предоставить возможность слушателям самим сделать выводы. Иными словами советская система политического образования обманывала своих слушателей, предоставляя идеологически переработанные факты вместо объективной информации и результатов объективных научных изысканий. Из всего многообразия общественно-политических теорий и учений только одна теория и одно учение преподавались слушателям развернуто и широко, тогда как другие, конкурирующие теории не были доступны для изучения. 
Но главной проблемой и главной трагедией советского политического образования был неразрешимый разрыв между воспитанными в духе активной жизненной позиции выпускниками и тем устройством общества, в которое они попадали после окончания институтов. Многие из них всю жизнь были вынуждены строго следовать идеологическим догмам, иначе просто оказывались «лишними людьми». 
Опираясь на этот поучительный опыт, мы должны констатировать, что для того чтобы политическое образование действительно раскрыло свой потенциал как фактор влияния на политическую систему общества, необходимо выполнение следующих условий:  
1. Вмешательство государства в образовательную политику учебного заведения, где ведется политическое образование, должно быть сведено к минимуму. Государство должно лишь контролировать соответствующую научную квалификацию преподавателей и наличие у учебного заведения необходимых условий для осуществления качественного учебного процесса. 
2. Политическое образование должно перестать быть доморощенным, оно должно соответствовать определенным стандартам, учитывающим, в том числе, опыт, накопленный в других странах. Это должно явиться гарантией того, что наше политическое образование вновь не окажется в заложниках отдельных общественно-политических доктрин, каким бы ни было их содержание. А получатели политического образования будут уверены в том, что их не обманывают и не выдают идеологически выдержанную систему знаний за политическое образование. 
3. Результатом политического образования должно стать развитое умение принимать самостоятельные и ответственные политические решения на основе полученного знания, приобретенного умения критически анализировать информацию (сведения, факты, результаты научных исследований) и исследовать явления политической реальности. 
Выполнение этих условий особенно актуально, поскольку система политического образования в силу ряда объективных причин ориентирована в большей степени на молодое поколение. 
Во-первых, у молодежи существует возможность выбора политического образования в качестве первого высшего образования, тогда как лица, и имеющие образование, и не сумевшие получить его ранее, не всегда располагают возможностью и желанием снова «сесть за парту». 
Во-вторых, молодежь на этапе вступления в самостоятельную жизнь в массе своей еще не успевает попасть в плен политических стереотипов, которые мешают более возрастным категориям со сложившимися, стойкими политическими убеждениями сформировать навыки открытого, объективного, отстраненно-критического восприятия политической реальности. В то же время молодежь в целом еще не отягощена грузом жизненного опыта, который делает отношение к политическому творчеству по-житейски циничным и отстраненным («пусть другие, но не я»). 
 
В-третьих, в молодежной среде нередки ситуации, когда у молодого человека есть и чувство «политического», и ярко выраженная гражданская, не конформистская позиция, а вот знаний, увы, не хватает. В силу этого молодежь менее защищена от уловок изощренной, агрессивной и циничной политической агитации и пропаганды, более подвержена риску оказаться в сетях радикальных объединений, представляющих угрозу обществу. Политическое образование, развитие навыков анализа политических явлений должно косвенно способствовать снижению этих рисков. С другой стороны, молодежь остро нуждается в навыках и знаниях, призванных смягчить процесс ее социализации, облегчить адаптацию в обществе и создать предпосылки и условия для накопления социального опыта. Именно поэтому политическое образование ей особенно необходимо.  
В-четвертых, среди других социально-демографических групп учащаяся молодежь ближе стоит к «творческой лаборатории» политического образования, где аккумулируются актуальные знания о политической жизни, формируется объективное научное представление о вызовах, стоящих перед политической системой, и ответах, которые должны быть даны, конкретизируются и детализируются проблемы и вырабатываются решения. В силу своей близости к «творческой лаборатории» политического образования молодежь обладает повышенным потенциалом реального политического творчества, что делает ее конкурентоспособной среди других социальных групп, политический опыт которых объективно превосходит опыт молодежи. Содержательная конкуренция между продвинутыми носителями новаторского творческого начала и продвинутыми же носителями знаний о реальном (фактическом) состоянии нашей политической системой должна быть весьма полезной и продуктивной для общества и государства. Но для того, чтобы реализовать конструктивный потенциал этой конкуренции, необходимо развивать, совершенствовать, активизировать разнообразные формы и механизмы диалога гражданского общества и власти. Получившая политическое образование молодежь, в силу своего стремления раскрыться, достичь самореализации, также может внести свой вклад в развитие «технологических» механизмов взаимодействия общества и власти. 
В-пятых, молодежь является кадровым резервом и для самого политического образования. Сегодня молодые люди выступают в качестве реципиентов, используя ресурсы политического образования для повышения своего статуса в качестве сознательных и активных субъектов политической жизни, а завтра они сами будут политически образовывать общество. Такая «подпитка», смена поколений – необходимое условие процесса обновления самого политического образования, страховка от того, чтобы не оторваться от жизни.  
Еще одна важная проблема: молодежь, осознает она это или нет, должна быть готова стать ответственной частью общества, в том числе должна научиться брать на себя политическую ответственность, принимать ответственные политические решения и отвечать за них, не уходя от ответственности. Это задача для политического образования. Политика – это такая область, где ничего хорошего не происходит само собой. Напротив, «само собой» происходит только плохое, то, что имеет для общества негативные последствия: плохая экология, плохое состояние здоровья населения, плохая образованность и т.п. Закон энтропии действует в политике безжалостно: все, что не поддерживается сознательно, не развивается, не совершенствуется – приходит к упадку и разрушается или гибнет. С этих позиций общество нуждается в том, чтобы его потенциал как субъекта сознательной, активной политической деятельности увеличивался. И политическое образование молодежи – один из главных факторов, влияющих на его рост. Политическое образование способствует формированию гражданской культуры личности, которая, в свою очередь, располагает «резервом влиятельности» (Алмонд Г., Верба С.). Гражданин не является постоянным участником политического процесса, редко проявляет активность в политических группах. Но у него сформирована готовность в случае необходимости мобилизовать свое обычное социальное окружение в политических целях. Его нельзя назвать активным гражданином, он - потенциально активный гражданин. И в этом заслуга политического образования.

     Роль  политики в обществе.

     Политика  — это объективно обусловленное  и целенаправленное участие больших  масс людей, организованных социальных групп и личностей в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом.

     Характерные черты политики:

     — связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности (группы, страны, человечества): мы входим в мир политики, когда решаем не только свои частные проблемы, но действуем, исходя из понимания их связи с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных интересов, когда этими же проблемами озабочены многие другие люди;

     — любой тип политики связан с решением проблем существования и функционирования государства — такого социального института, который как раз и служит для решения проблем, интересующих все общество;

     — связь с действиями и интересами больших масс людей;

     — целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость трезвого анализа, учета многообразия условий и компонентов политических действий, чисто импульсивное реагирование здесь имеет чрезвычайно низкую результативность (хотя сплошь и рядом встречается в реальной политике);

     — властный характер, способность принуждения, волевого воздействия  для  придания  целенаправленности  действиям  многих людей.

     Необходимо  принимать во внимание, что все  вышеназванные качества не изолированы, а взаимно дополняют друг друга: так, властный характер политики предопределяет использование государственного механизма; соединение частных и общих интересов осуществляется в теоретической форме, а реализация теории, программы предполагает обращение к механизмам власти.

     Роль  политики в общественной жизни определяется ее функциями. Среди них можно выделить следующие:

     — осуществление авторитарного (властного) распределения основных социальных ценностей, в качестве которых могут выступать самые разнообразные материальные и нематериальные объекты, социальные блага и преимущества;

     —   интеграцию,  объединение   всех  элементов  общественной жизни, мобилизацию  социальных ресурсов для реализации общих целей и интересов общества;

     — реализацию общей воли в условиях наличия социальной дифференциации, многообразия интересов и социально-политических ориентации людей.

     С середины 50-х п. XX в. в политологии  активно используется введенное  в научную терминологию Дэвидом  Лэйном понятие «политическая жизнь». Оно позволяет рассматривать политику в неразрывном единстве институционального и поведенческого аспектов бытия, что выражается в следующих ее признаках:

     — политика может выступать как  в качестве сферы и результата взаимодействия социальных и политических институтов, организаций, структурированных политических отношений, так и в качестве действий субъектов политических отношений;

     —  политическая жизнь служит сферой действия публичного интереса и управления, а главным их инструментом выступают  власть, принуждение, авторитетное влияние, использующие практически всегда силу организации, в качестве которой могут выступать и государства, и партии, и союзы, и движения, и социальные институты;

     — деятельный, активный характер политики позволяет людям с ее помощью  влиять на многие стороны жизни: экономику, культуру, науку, мораль;

     —   в  политическую жизнь  всегда  вовлечены большие массы людей: классы, этнические и профессиональные общности, от активности которых зависят направленность, облик, результативность политических событий;

     — центр, узел политической жизни — многообразные взаимосвязи между личностью и государством.

     Рассмотрение  политики именно в таком аспекте  принципиально важно для демократического общества и становления его институтов. Ведь демократия невозможна без человеческого участия, а оно, чтобы быть полезным демократическому обществу, должно быть квалифицированным и активным.

     Внешние факторы, влияющие, на течение политической жизни:

     —  элементы природной среды (территория, ресурсы, климат и т.д.). Оказывают  воздействие на политические процессы, формируют политические проблемы и влияют на выбор путей и возможностей их решения;

     — экономические отношения, господствующие в обществе, влияющие на политическую жизнь (а сама она активно воздействует на их формирование);

     — развитие техники (ее воздействие проявляется в таких феноменах, как война, увеличение скорости распространения информации и т.д.);

     —  статусные характеристики социальной структуры общества, сочетающие в  себе фиксацию объективного состояния  участников политических отношений (доход, вид занятий, уровень образования) и их собственных представлений о своем месте в обществе;

     — характер этнонациональных общностей, ибо устойчивые государственные системы формируются на основе нации, нации стремятся к суверенизации, образованию отдельных, самостоятельных государственных структур;

     — религия, которая часто выступает  в качестве основного фактора консолидации больших масс людей;

     —  идеология — средство духовного  сплочения и руководства, направляющего  поведение людей в сфере политических отношений, формирующее волю, стремление к политическому действию;

     —  средства массовой информации, сведения, которые они поставляют и интерпретируют;

     — общественное мнение, в рамках которого осуществляется активное и непосредственное отражение жизненных потребностей, объективных тенденций общественного развития;

     - политическая психология общества.

Международный аспект политики в  современном обществе

 

     На рубеже тысячелетий изменился международный климат, который стал более благоприятным для межгосударственного сотрудничества, однако политические изменения сняли только часть противоречий между восточными и западными странами, ближневосточными государствами. Современная мировая политика стала ареной обостряющейся борьбы глобального и внутриполитических начал.

     Под влиянием интеграционных факторов в  мире активно формируются предпосылки  для дальнейшего сплочения национальных государств, создания гуманистического мирового порядка, постепенного складывания глобального гражданского общества, утверждения норм и принципов культуры мира в отношениях между народами. Все больше государств приносят акценты сотрудничества из военной сферы в финансовую и экономическую области. Практическими результатами таких интеграционных связей уже сегодня можно назвать: подрыв монопольного положения великих держав как единоличных вершителей судеб мира; демократизацию международного сотрудничества. Такие тенденции ведут к формированию логики развития многополярного мира, который в свою очередь подвергается серьезным испытанием.

     Неуклонное  расширение субъектов международной  политики влечет за собой и разрастание  мотиваций поведение во внеполитической  сфере. Сила, престиж, выживание, усиление контроля над ресурсами становятся источниками постоянных и непрограммируемых подвижек в мировой политике. Реальность современных международных отношений предполагает первостепенную ориентацию государств на правовые нормы и регуляторы внешнеполитических связей. Одновременно нуждается в качественном обновлении и система международного права, требуются изменения структуры ООН и других международных организаций в соответствии с целями гуманизации и демократизации мировой политики.

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru