По алфавиту:

Указатель категорий Политология Политика как общественное явление

Политика как общественное явление

Тип работы: Реферат
Предмет: Политология
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Политика – понятие ключевое в политической науке. Все последующие проблемы данной науки исходят из категории политика и замыкаются вокруг нее.

Выдержка из работы.

ЛЕКЦИЯ 3. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ  
 
Политика – понятие ключевое в политической науке. Все последующие проблемы данной науки исходят из категории политика и замыкаются вокруг нее.  
 
Политика – также понятие историческое. На заре истории человечества не было такого понятия, как политика и люди вели повседневную борьбу за свое существование - добычу пищи и одежды, защиту от нападений более сильных, чем они, представителей животного мира. Значит все взаимоотношения между людьми объяснялись инстинктом самосохранения. Следовательно, политика возникает с появлением в обществе властных отношений.  
Как явление социальное политика возникает только в обществе, которое представляет взаимодействие индивидов, наделенных сознанием и волей. Каждый из них преследует, прежде всего свои интересы. В примитивных обществах согласованное поведение индивидов были основаны на естественном совпадении их интересов. Однако с развитием человеческих потребностей появился прибавочный продукт. Возникновение частной собственности обособило отдельного человека. В результате этого сформировался самостоятельный человек, независимый от власти общины. Индивидуальный интерес все реже совпадал с общим, с интересами других общинников. В этих условиях интеграция общества, согласие его членов не могли обеспечиваться традиционными институтами. Поэтому можно подчеркнуть, что именно потребности в согласовании различающихся групп интересов привели к появлению политики и ее институтов. Теперь с помощью этих институтов политики индивидуальные стремления людей стали переводится в политическую волю общества. Значит, политика была предназначена для удовлетворения не только личных потребностей, но и общезначимых групповых интересов.  
Политика возникает также в зависимости от географических, природных, экономических, социальных, культурных условий конкретной страны. Притом от этих объективных факторов зависят направленность политики, возможности, средства и методы реализации власти. Так в странах западной цивилизации политика возникла в результате социального расслоения общества. Однако, как показала история, она может возникать не только вследствие усиления социального неравенства. В странах Востока потребность в политике была вызвана необходимостью обеспечения населения продовольствием и предметами первой необходимости, защиты территориальной целостности страны от нападений чужеземцев, освоения новых земель.  
Слово «политика» пришло к нам из Древней Греции и происходит от греческого polis (город). В Древней Греции оно обозначало различные формы государственного правления. Одно из первых произведений, посвященных изучению политики – трактат Аристотеля « La Politika » дословно так и называется: «То, что относится к государству».  
В английском языке, а также в американской и мировой политической науке в целом для обозначения различных сторон политики используют три самостоятельных термина: « polity » ( «полити» или «полития»), « policy » («полиси») и « politics » («политикс»). Эти понятия примерно соответствуют форме политики, ее содержанию и политическому процессу.  
Полития означает политическую организацию того или иного общества, государство в широком смысле слова, т.е. совокупность всех граждан страны и весь механизм осуществления власти. Другими словами полития – это политический строй страны и политический порядок в единстве составляющих его институтов и норм.  
Полиси означает содержание, образ действий власти, правительства и технологию принятия политических решений. Полиси также относятся не только к действиям центральной власти, но и к способу поведения, принятия решений органами власти.  
Политикс – это политика, рассматриваемая с точки зрения возникновения и разрешения в ней конфликтов. Политикс-анализ занимается субъектами, претендующими на власть или стремящимися –повлиять на политические решения: партиями, общественными организациями, СМИ, заинтересованными группами, а также конфликтующими интересами.  
В политической науке полити (форма), полиси (содержание) и политикс (процесс) называют измерениями политики, отражающими ее важнейшие аспекты.  
Как видим, понятие политика – многогранное и многообъемное и практически охватывает все сферы жизнедеятельности человека в обществе. В этой связи в политологии имеют место различные парадигмы (подходы) объяснения политики. Выделим основные парадигмы политики:  
1. Теологическая – сверхъестественная интерпретация политики.  
2. Натуралистическая – природа политики вытекает из влияния: внешней среды – географическая парадигма; свойств живой природы – биологическая парадигма; качеств самого человека – психологическая парадигма.  
3. Социальная – политика характеризуется через воздействие других сфер общественной жизни, социокультурных свойств политического субъекта.  
4. Рационально-критическая – политика объясняется не только внешними по отношению к ней факторами, но в большей мере ее внутренними причинами, свойствами, элементами.  
Если их суммировать все сказанное, то современная политическая наука выделяет следующие основные толкования политики:  
· Как отношения между классами и социальными группами общества;  
· Как господства, связанного с завоеванием и использованием власти;  
· Как управления, упорядочения общественной жизни;  
· Как системы принципов и норм регулирования жизни общества в целом и социальных групп, имеющихся в данном обществе.  
В любом из этих подходов просматривается понимание политики как области межгрупповых отношений по поводу использования власти, ее публичных институтов для реализации их общественно значимых интересов и потребностей.  
Все это позволяет рассматривать политику в двух ее основных аспектах: во-первых, как средство организационного и духовного начала нового государственного устройства; во-вторых, в качестве регулятивно-контрольной сферы, направляющей жизнь, деятельность, отношения людей, общественных групп, классов, наций и взаимоотношения между странами.  
Современное состояние политической науки позволяет рассматривать политику в условиях методологического плюрализма как многомерное общественное явление. В этой связи многие исследователи многомерность политики видят в том, что она выступает в единстве трех взаимосвязанных аспектов:  
1. Как сфера общественной жизни;  
2. Как один из видов активности социальных субъектов, их совокупной деятельности и индивидуального поведения;  
3. Как тип социальных отношений.  
Вышесказанное позволяет дать следующее общее определение политики. Политика – это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно-значимых запросов и потребностей.  
Характерными чертами политики являются:  
1. Связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности (группы, страны, человечества в целом);  
2. Любой тип политики связан с решением проблем существования и функционирования государства;  
3. Связь с действиями и интересами больших масс людей;  
4. Целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость трезвого анализа и учета многообразия условий и компонентов политических действий;  
5. Властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действиям многих людей.  
Политика, обладая этими специфическими чертами, имеет характерные только для нее свойства. Они таковы: универсальность – способность сознательно увеличивать или уменьшать число объектов государственно-властного регулирования; инклюзивность – способность проникать в другие области общественной жизни. Есть и такое свойство политики – это способность сочетаться с неполитическими общественными явлениями и сферами.  
Весьма сложной и многоуровневой является структура политики. Выделим узловые части структуры, наиболее полно характеризующие внутреннюю сущность политики.  
Политический интерес как структура политики представляет собой внутренний, осознанный источник политического поведения, побуждающий людей к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.  
Политическая организация, отражающая роль институтов публичной власти как центров управления и регулирования общественными процессами.  
Политические отношения, выражающие устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и институтами власти.  
Политическая деятельность, выступающая разновидностью социальной активности субъектов, действия которых выражают реализацию ими своих политических статусов.  
Политическое сознание, характеризующее зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим властно-значимым интересам.  
Сложная структура политики определяет не простую схему ее взаимоотношения с другими сферами общественной жизни. Выделяются причинно-следственные связи, которые объясняют детерминированность происхождения и характера протекания политических процессов неполитическими (экономическими, идеологическими, культурными и другими) факторами; функциональные связи отражают взаимозависимость политики и других сфер жизни общества как относительно самостоятельных систем регулирования социальных процессов.  
Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Количество функций может быть различным. Чем более многочисленны функции политики в конкретном обществе, тем менее развито общество и сама политическая сфера, подминающая под себя другие сферы его жизнедеятельности. В современных обществах политика выполняет ряд наиболее значимых функций, без которых они не могут нормально развиваться.  
1. Функция обеспечения целостности и стабильности общества. Она осуществляется благодаря тому, что политика определяет проекты будущего, социальные ориентиры и направленность развития, обеспечивая их ресурсами.  
2. Функция мобилизации и эффективности общей деятельности. Политика формулирует ценностно-значимые цели поступательного развития и обеспечивает их реализацию путем создания развитого мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности удовлетворения социальных потребностей, изменения социального статуса с помощью власти.  
3. Управленческая и регулятивная функции. Выражая, властно значимые интересы и потребности различных социальных групп общества, политика обеспечивает их взаимодействие и влияет на них путем принятия политических решений. Согласно данной функции, политика управляет социальными процессами и регулирует их, воздействуя на интересы групп, используя социальное принуждение и насилие.  
4. Функция рационализации. Учитывая групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает и осуществляет их цивилизованное разрешение.  
5. Функция политической социализации. Благодаря вовлеченности индивида или группы политика включает личность в социальные отношения, наделяет ее опытом и навыками преобразовательной деятельности и эффективного выполнения политических ролей и функций.  
6. Интеграция различных групп и слоев общества в единое целое.  
7. Обеспечение инновационности социального развития общества и человека, расширение сферы отношений между народами, человеком и природой.  
8. Обеспечение целостности общественной системы и порядка в обществе.  
Эти функции наиболее полно раскрывают сущность политики и включают ее рассмотрение в трех измерениях. Во-первых, институциональном, как совокупности институтов, в рамках которых осуществляется властвующая и управленческая деятельность, оформляются и функционируют властеотношения. Во-вторых, нормативном - как совокупности ценностей и норм, целей и задач политической деятельности, зависящих от общих интересов социальных групп. В-третьих, процессуальном - как системы действий по защите и реализации общих интересов и целей по осуществлению власти и управления государством.  
Многогранность политики определяется и не менее сложной типологией. В современной науке выделяют различные типы политики:  
1. директивная;  
2. функциональная;  
3. коммуникативная.  
Директивная политика основана на прямом принудительном насилии. Это политика силы, в основе которой лежат принципы «игры с отрицательной суммой». Характерной чертой такой политики является ригоризм, означающий нетерпимость и нежелание «поступаться принципами».  
Функциональная политика акцентирует внимание на правилах игры, учитывающих разнообразие существующих социальных ролей и институтов. Это – политика компромисса, основанная на логике «игры с нулевой суммой».  
Коммуникативная политика – это политика сотрудничества на принципах игры «с положительной суммой».  
В жизни общества, особенно современного, большое значение имеет соотношение политики и морали. Являясь сферой социального выбора группы, индивидов, организаций, политика органично связана с моралью. Как известно, выбор проектов желаемого, будущего, значимость тех или иных целей, определение средств и методов их достижения основываются на моральных представлениях человека о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и достоинстве.  
Между политикой и моралью есть то, что их сближает, одновременно есть и то, что их различает.  
Сближает их то, что и та и другая относятся к сфере социального выбора. Их содержание обусловлено влиянием множества факторов, начиная от исторических и социокультурных и кончая субъективными представлениями и случаем. Кроме того надо сказать, что упорядочение поведения людей осуществляется при помощи нравственных и политико-правовых норм, которые являются общеобязательными для всех людей. Вот что их сближает.  
Теперь посмотрим каковы различия между ними. Нравственные и политические нормы различаются способом формирования и средствами реализации. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, совести, справедливости. Они становятся обязательными для всех по мере осознания и признания их большинством членов общества. Политические нормы устанавливаются государством и закрепляются в законах. Нормы морали не закрепляются в специальных актах, а существуют в сознании людей. В большинстве случаев они соблюдаются добровольно на основе понимания людьми справедливости их предписаний, благодаря внутреннему убеждению и силе общественного мнения. Нравственные нормы выступают в виде обобщенных правил поведения, свойственных для всех ситуаций, а политические нормы более детализированы и специализированы для конкретных участников политической жизни. Мораль и политика также различаются механизмом воздействия на общество. Так мораль является разновидностью индивидуального регулирования с помощью наиболее общих правил поведения. Политика же обращена к общественным или групповым интересам и поэтому прямо не выражает индивидуальных особенностей.  
В реальной практике взаимоотношения политики и морали намного сложнее и противоречивее. Как показывает исторический опыт многих цивилизованных государств, сбалансированного взаимодействия политики и морали можно добиться только в зрелом гражданском обществе, где соблюдение законов властью и индивидом является естественным следствием их культурного, цивилизованного и интеллектуального развития.  
В истории чаще встречались две крайности. Первая, когда политика полностью подчиняла себе нравственные нормы и ценности. При этом потребности конкретного человека приносились в жертву интересам общества. В таком случае политическая целесообразность подменяла простые требования честности, порядочности, совести. Замена морали политикой привела к утверждению тоталитарных режимов. Вторая крайность выражается в слиянии политики и морали. Опираясь на вечные ценности, мораль снижает эффективность и результативность политических решений и при принятии решений политиками всякий раз приходится соизмерять их с нравственными нормами общества.  
 
Макиавелли определил сущность политики через «государственный интерес». Реализация «государственного интереса» предполагала, по Макиавелли, использование различных средств, даже самых жестоких. Однако еще раньше Аристотель утверждал, что политика и мораль неразделимы, поскольку целью политики является достижение общего блага, счастливой жизни для всех граждан.  
В наши дни мы часто встречается с выражением, что политика – это «слишком человеческое» или «вообще грязное дело». Ответить на поставленный вопрос однозначно невозможно и поэтому с древних времен идет вечный спор. Смысл этого спора можно сформулировать следующим образом – выяснить, как в реальности должны соотноситься цели, средства и главным образом результаты политической деятельности; можно ли добиваться решения самых благородных целей насильственными методами; следует ли во имя достижения счастья большинства общества принести в жертву жизнь одного человека?  
Как было сказано выше, политика, как деятельность по руководству и управлению может быть ориентирована на реализацию интересов как всего общества, так и отдельной группы или личности. Субъекты политики в своих действиях нередко руководствуются имеющимися у них представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, прекрасном и безобразном. Эти ценности задают порой определенную направленность конкретным политическим действиям. Однако, как показывает историческая действительность многих стран мира, подобное взаимодействие политики и морали существует скорее идеально, нежели реально. На практике порой оказывается, что даже самые честные и благородные люди, попадая в политику и наделенные властью, постепенно утрачивают свои лучшие благородные качества, деградируют сами и разлагающее воздействуют тем самым на свое окружение, способствуя и его деморализации. В литературе можно найти такой пример. Н Чаушеску, бывший руководитель Румынии, за 20 лет своего «правления» «сколотил» свое личное состояние в размере 3,8 млрд. фунтов стерлингов. Это состояние равно стоимости личного имущества английской королевы Елизаветы 11. Но здесь надо учесть одно обстоятельство – монархи накапливали эти богатства в течение нескольких поколений и имея при том определенные финансово-экономические основания. Вовсе не случайно Н. Чаушеску был расстрелян восставшим своим же народом прямо на центральной площади страны.  
Естественно напрашивается такой вопрос – в силу каких причин или факторов перерождаются политики в худшую сторону, утрачивая свои лучшие качества, которыми они обладали, когда шли к власти? Политологи, изучающие эти проблемы, выделяют такие причины этого неординарного явления.  
Первая причина заключается, по их мнению, в том, что опережающий рост потребностей человека наталкивается на ограниченные возможности их удовлетворения и порождает желание осуществить их за счет других людей. Политика как раз открывает во многих случаях такую возможность, где идет распределение ресурсов и благ, статусов и привилегий с помощью власти. С помощью власти субъект политики может удовлетворить все свои искушения: в богатстве, в желании повелевать, в господстве над другими людьми.  
Вторая причина – индивидуальные и общественные интересы, как правило, противоречат друг другу. Конкретно взятый человек живет в обществе и поэтому вынужден подчиняться тем правилам, которые сложились в нем. В такой ситуации в действие вступают две взаимоисключающие друг друга тенденции. Первая – общество как бы «репрессирует» индивидуальность и уникальность личности. Вторая – политика же предоставляет этой личности выйти за пределы установленного общественного контроля.  
Эта опасность развращения человека властью давно была подмечена в истории политической мысли. Выше мы отмечали взгляды по данному вопросу Аристотеля и Макиавелли. Мыслители прошлого сдержать разрушающие начала политики пытались с помощью морали. Они утверждали, что мораль является единственным и одним из наиболее важных институтов регуляции не простых отношений между людьми в сфере общественных и политических отношений. Линия концепции особого выделения морали как сдерживающего фактора у древних мыслителей была выстроена следующим образом: во-первых, обязательность моральных основ основана на силе общественного мнения и внутреннем убеждении индивида в истинности данных правил; во-вторых, мораль согласовывает свободу и необходимость и снимает противоречие между личностью и обществом. Однако в бурный ХХ век мораль постепенно утратила свои прежние позиции и политика стала в большей степени оморальной, так как произошло слияние политики и морали. Мораль теперь снижает уровень результативности политических решений. Выход из этого замкнутого круга двести лет тому назад предложил президент США, автор Декларации независимости США Томас Джефферсон, который утверждал, что искусство управления состоит в искусстве быть честным. Но в политике выполнить данное требование не очень просто. Удержаться от соблазна получения благ за счет других, от искушения богатством, славой, привилегиями для большинства политиков, к сожалению, оказывается невозможным.  
 
 
 
 
 
 

Стандартизация  и сертификации

Стандартизация

Сущность  и содержание стандартизации

В 1993 г. принята новая редакция комплекса государственных основополагающих стандартов «Госсистема стандартизации РФ» (ГССРФ). Введение новой организации приближает стандарты РФ к международным правилам и учитывает рыночную экономику. В частности введён новый вид нормативного документа - технический регламент сформулированный в правилах информации о нормативных документах. Эти нововведения важны в плане присоединения РФ к кодексу ВТО по стандартизации. Работа по совершенствованию систему стандартизации в стране очень динамично, но всегда соответствует мнениям происходящим в различных сферах жизни общества и прежде всего в экономической должна стремиться успевать и даже опережать их чтобы стандарты способствовали развитию а не отставанию отечественно производства. Кроме того действующая система стандартизации смещает приоритеты на оценке качества объекта стандартизации и методом их использования, что также согласуются с мировым опытом и необходимо для обеспечения взаимопонимания между партнёрами в сфере техники и технологий, как и в конечном счёте в торгово-экономических связях. Фонд стандартов служащий обязательным для информационной организации работ не только по Стандартизации но и по сертификации метрологии и управлению качеством приобрёл и межгосударственное значение для СНГ. Это содействует развитию стандартизации в странах содружества и укрепления экономических связей между ними.

Стандартизация - деятельность, направленная на разработку и установление требования, норм, правил, характеристик обязательных для  выполнения, а также и рекомендуемых, обеспечивающих право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда. Цель стандартизации - достижение оптимальной степени упорядоченности в той или иной области, посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих планируемых и (или) потенциальных задач. Их соответствие по стандартизации должны быть повышением степени соответствия продуктов (услуги) или процессах, их соответствия по функциональному назначению устранения технических барьеров в международном товарообмене, содействие техническому прогрессу и сотрудничестве в различных научных целях. Цели стандартизации можно разделить на общие и более узкие, касающиеся обеспечению соответствий конкретизаций общих целей для российской стандартизации связано с выполнением технических требований, стандартов которые являются обязательными. К ней относятся: разработка нормативных требований, правил обеспечивающих: 1. безопасность продукции, работы, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества; 2. совместимость, взаимозаменяемость деталей. 3. качество продукции, работ и услуг в соответствии с развитием НТП, единства измерений. 4. экономия всех видов ресурсов. 5. безопасность хозяйственных объектов связанной с возникновением различных катастроф (природного и технического характера), ЧП и т.д. Это определено законом РФ по стандартизации принятых в 1993 г. Конкретные цели стандартизации относятся к определению области деятельности отрасли производства товаров и услуг к тому или иному виду стандартизации связанных с объектом стандартизации и «области стандартизации». Объектом стандартизации обычно называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики правила и т.д. Стандартизация может касаться либо объектов в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик). Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например? Машиностроение является областью стандартизации, а объектом стандартизации в машиностроении могут быть технологические процессы, типы двигателей и т.д.

Уровень стандартизации различается в зависимости от того участники какого географического, политического экономического региона мира принимают стандарты. Если участие в стандартизации открыто для соответствующих органов любой страны, то этот уровень называется международная стандартизация. Региональная стандартизация - деятельность открытая только для соответствующих органов государств одного экономического, политического или географического региона мира. Международная и региональная сертификация осуществляется специалистами стран представленных соответствующих международных и региональных организаций. Национальная стандартизация - в одном конкретном государстве. При этом национальная стандартизация в свою очередь может также осуществляться на различных уровнях: на государственном отраслевом уровне в том или ином секторе экономики (на уровне министерства) либо на уровне ассоциации производственных фирм, предприятий, учреждений. Стандартизация, которая проводится в административно-территориальной единице, области края, принято называть административно-территориальной стандартизацией.

Нормативные документы по стандартизации. Виды стандартизации

В процессе стандартизации выбираются нормы, правила, требования, характеристики касающиеся объектов стандартизации, которые оформляются в виде отдельного, нормативного документа стандартизации. Различают следующие нормативные документы:

1. стандарт - нормативный  документ разработанный на основе  консенсуса, утверждённый признанным  органом, направленный на достижение  оптимальной степени упорядочивания  в отдельной области. В стандарте  устанавливаются для всеобщего и многократного использования общие принципы, правила, характеристики, касающихся различных видов деятельности, или их результатов научных исследований, технических достижений и практического опыта. И тогда его использование принесёт оптимальную выгоду для общества. Стандарты делятся на международные, региональные, национальные и административно-территориальные. Они принимаются соответствующими международными, региональными, национальными и региональными органами по стандартизации. Все эти категории стандартов предназначены для широкого круга потребителей по существующим нормам стандарты периодически пересматриваются для вписания в них изменений, чтобы их требования соответствовали уровню научно-технического прогресса. В литературе под термином стандарт понимается одна из разновидностей нормативных документов, однако на практике этот термин может употребиться и по отношению к эталону, образцу или описанию продукта процесса или услуги.

2. Документы  технических условий устанавливают  технические требования к продукту, процессу, услуги. Обычно в документе ТУ указываются методы или процедуры, которые следует использовать для проверки соблюдения требований данного нормативного документа в этих ситуациях, когда это необходимо.

3. Свод правил, как и документ ТУ может быть самостоятельным стандартом, либо самостоятельным документом, либо частью стандарта. Свод правил обычно разрабатывают для процессов проектирования, монтажного оборудования и конструкций технической эксплуатации или обслуживания объекта. Технические правила содержащиеся в документе носят рекомендательных характер.

4. Регламент  - документ в котором содержатся  обязательные правовые нормы.  Принимает регламент орган власти, а не орган по стандартизации  как другие нормативные документы. Разновидности регламента: технический - содержит технические требования к объекту стандартизации. Технический регламент обычно дополняются методическими документами.

Различают следующие  виды стандартов:

1. Основополагающий  стандарт - нормативный документ который содержит общее или руководящие местоположение для определения области.

2. Терминологический  - в котором объектом стандартизации  является термины. Такой стандарт  содержит определения (толкование) терминов и примеры его применения.

3. Стандарт на  методы испытаний устанавливает методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряжённых с ними действий.

4. Стандарт на  продукцию содержит требования  к продукции которые обеспечивают  соответствие продукции её назначению. Может быть полным и неполным. Полный стандарт устанавливает не только вышеупомянутые требования, но и правила отбора проб, проведения испытаний, упаковки, экипирования, хранения и. т.д. неполный стандарт содержи часть требований к продукции (качество, правилам поставки)

Стандарты

Перечисленные нормативные документы принимаются (утверждаются) на разных уровнях управления хозяйственной деятельности, по этому признаку все стандарты в РФ делятся на следующие категории:

1. Основополагающие

2. Стандарты  на продукцию (услугу)

3. Стандарты  на работу (процессы)

4. Стандарты  на методы контроля (испытание,  измерения)

1. Разрабатывают  с целью содействия, взаимопонимания  техническому единству и взаимосвязи,  деятельностью в различных областях  науки, техники и производства. Этот вид нормативных документов устанавливает также организационные принципы, положения, требования и нормы которые рассматриваются как общие для этих сфер деятельности и должны способствовать выполнению целей в общих как для науки как и для производства.

2. Устанавливают  требования либо к конкретному виду продукции (услуги) либо к группе однородной продукции (услуги). В отечественной практике есть две разновидности этого вида нормативных документов стандарты общих технических условий, которые содержат требования общие для группы однородной продукции (услуги); стандарты технических условий содержащие требования к отдельной продукции (услуги).

3. Устанавливаю  требования к конкретным видам  работ, которые осуществляются  на разных стадиях жизненного  цикла продукции: разработки, производства, потребления (эксплуатации), хранения, транспортировка, ремонт, утилизация. В частности такие стандарты могут включать требования к методу автоматизированного проектирования продукции, техническим режимам и т.д. Особое место в этих стандартах занимают требования безопасности людей при осуществлении и технологических процессов. При осуществлении технологических операций стандартизации принадлежат предельно допустимые нормы различного рода воздействий технологических процессов на окружающую среду. Эти воздействия могут носить химический характер (выброс вредных химикатов), физических (радиационное излучение), биологическое (заражение микроорганизмами), механический (различные разрушения в окружающей среде).

4. Рекомендуют  применять методики контроля  в наибольшей степени обеспечивающие объективность оценки обязательных требований к качеству продукции, которые содержаться в стандартах на неё. Главный критерий объективности метода контроля - воспроизводимость и сопоставимость результата. Применение нормативных документов и характера их требований.

В Российской системе  стандартизации рекомендуется два  основных способов применения нормативных  документов: 1. Непосредственное использование  соответствующей области (производства, испытаний и т.д.) 2. введение его  в другой нормативный документ. Последнее предполагает включение полного текста или части данного нормативного документа в другой нормативный документ. Пример: международное правило (нормы) вводится в национальный стандарт, который может применяться непосредственно на предприятии, либо правила (нормы) содержащиеся в этом национальном стандарте включают в стандарт предприятия.

Следует различать  «принятие» и «применение». «Принятие» - официальное опубликование нормативного документа уполномоченным на то государственным органом. «Применение» - делится на прямое и косвенное. Прямое «применение» международного стандарта не связанно с его принятием в нормативном документе действующим в национальной системе стандартизации. В этом случае международный стандарт применяется в том виде, в котором он изучен в соответствии международной организации. И косвенное применение стандарта - использование его в соответствующей области путём включения его в национальный нормативный документ.

Применение  нормативных документов РФ

Вопросом применения нормативных документов в РФ касаются:

- использование национальных стандартов других нормативных документов отечественными организациями и субъектами хозяйственной деятельности.

- применения международных, региональных нормативных документов и стандартов

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru