По алфавиту:

Указатель категорий Педагогика Школа для родителей как форма взаимодействия ДОУ и семьи

Школа для родителей как форма взаимодействия ДОУ и семьи

Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Цель исследования: изучение опыта выпуска родительских газет в ДОУ № 57, освоение технологии выпуска родительских газет, распространение опыта.

Задачи исследования:

На основе изучения теоретической литературы по проблеме работы ДОУ с родителями, проследить историю использования родительской газеты как формы взаимодействия ДОУ и семьи и определить её роль и место среди других форм работы.

Освоить технологию отбора содержания, структурирования его и оформление газеты.

Выявить эффективность родительской газеты, как формы взаимодействия ДОУ и семьи.

Найти способы распространения опыта.

Выдержка из работы.

ВВЕДЕНИЕ 

История влияния семьи на воспитания ребенка  уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, эта  проблема волновала умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному  воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан Жак Руссо… Список поистине неисчерпаем. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием. Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства. Русский писатель и просветитель Н. И. Новиков в 1783г. в трактате « О воспитании и наставлении детей» писал: « Воспитание детей твоих счастливыми людьми и полезными гражданами и есть главная цель воспитания» [15]

Многие  исследователи занимались проблемой воспитания родителей в XIX и XX веке. Среди них: Ю.Хямяляйнен, Е.М Неклер, М.Фин, Дж.Лэмм, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, А.С.Макаренко, Т.Куликова, Е.Арнаутова.

Происходящие  в государстве, обществе и образовании  перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В Законе « Об образовании сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, и дошкольные учреждения создаются им в помощь. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверия.

Сейчас  разрабатываются новые технологии, новые формы взаимодействия ДОУ с семьями. Одна из таких новых форм – газета для родителей. Газета для родителей не главный, но важный компонент взаимодействия. Она и способ педагогического информирования семьи, и форма взаимодействия педагогов с родителями, и средство развития творческих способностей воспитателей. Несмотря на видимые достоинства, газета для родителей не стала популярной формой взаимодействия ДОУ и семьи в массовой практике. Мы предприняли попытку выяснить, почему так происходит, какова технология подготовки и выпуска газеты, её эффективность.

Объект  исследования: родители детей и воспитатели.

Предмет исследования: родительская газета, как  форма взаимодействия педагогов  и родителей детей.

Цель  исследования: изучение опыта выпуска  родительских газет в ДОУ № 57, освоение технологии выпуска родительских газет, распространение опыта.

Задачи  исследования:

На основе изучения теоретической литературы по проблеме работы ДОУ с родителями, проследить историю использования  родительской газеты как формы взаимодействия ДОУ и семьи и определить её роль и место среди других форм работы.

Освоить технологию отбора содержания, структурирования его и оформление газеты.

Выявить эффективность родительской газеты, как формы взаимодействия ДОУ  и семьи.

Найти способы распространения опыта.

Методы исследования:

Анализ  психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия педагогов  и родителей (конспектирование, составление  картотеки, аннотаций, выписок);

Анкетирование родителей, анализ результатов.

Практическая  работа по подготовке и выпуску четырех номеров газеты «Дружная семейка»;

Беседа  с родителями, воспитателями.

Гипотеза:

Газета  для родителей станет эффективной  формой взаимодействия ДОУ и семьи, если:

Содержание  газеты обеспечит психолого-педагогическое информирование родителей о развитии их детей;

В газете будут публиковаться высказывания детей, описание возникающих в группе педагогических ситуаций и их анализ;

Каждый  номер будет включать советы психолога, заметки родителей, рекомендации специалистов, работающих с детьми;

В ДОУ  будет человек, специально отвечающий за подготовку и выпуск газет.

Теоретической основой исследования стали положения  Концепции дошкольного воспитания о необходимости гуманного личностно  ориентированного подхода к воспитанию детей и о значимости взаимодействия ДОУ с семьями дошкольников как равноправных партнеров в процессе воспитания.

В работе использованы последние исследования по данной проблеме, проведенные в  Центре «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца ( Е.П. Арнаутова, Т.В. Антонова), изучались работы ученых института развития дошкольного образования РАО (А.Д. Кошелева, М.Ю. Медведева, В.Т. Кудрявцев).

Базой исследования был МДОУ ЦРР д/с  №57 г. Белгорода. 

1. Психолого-педагогические  исследования по проблеме взаимодействия  ДОУ и семьи 

1.1 Роль  семьи в воспитании детей 

«Дети – живые цветы земли» – так  поэтично выразил глубокую мысль  А. М. Горький.

А выращивают эти цветы, прежде всего в семье: родители самой природой предназначены  и обществом уполномочены быть первыми  воспитателями своих детей. Именно они вместе с детским садом помогают детям набраться сил и ума, освоить основы человеческой культуры, подготовиться к обучению в школе. В семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как гражданина.

Воспитание  детей – самая важная область  нашей жизни. Наши дети – это будущие  граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями  своих детей. Наши дети должны вырасти  прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это – не все: наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это – наши слезы, это – наша вина перед другими людьми, перед обществом, утверждал А.С.Макаренко.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские  годы приобретает в семье, он сохраняет  в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института  воспитания обусловлена тем, что  в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Семья может выступать в качестве как  положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи  с особой воспитательной ролью семьи  возникает вопрос о том, как сделать  так, чтобы максимизировать положительные  и свести к минимуму отрицательные  влияния семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Выдающийся философ В. В. Розанов отмечал: «… лишь семья, лишь она одна может воспитать в детях существеннейшие стороны культуры, привить её самые одухотворённые, эфирные частицы…».

Положительные результаты в использовании родительской газеты, как формы взаимодействия с семьями достигнуты еще и потому, что в подготовке и выпуске газет активно участвовали многие члены педагогического коллектива и родители.

Газета  для родителей всегда вызывает интерес  у слушателей курсов повышения квалификации педагогов ДОУ, которые проходят на базе нашего детского сада.

Обобщенный  опыт ДОУ №57 стал основой статьи, подготовленной для участия во II всероссийской интернетконфернции преподавателей и студентов педагогический колледжей и педагогических училищ в 2006 году. Работа отмечена Грамотой (приложение №7).

Вместе  с преподавателем колледжа и воспитателями  ДОУ подбирали материалы для  статьи «Учимся работать с родителями», опубликованной в журнале «Ребенок в детском саду» №5 2006 г. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты практической работы подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили  сформулировать следующие выводы:

1. Семья  – важнейший социальный институт, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для воспитания и развития ребенка.

Семья воспринимает и передает детям культурные и моральные ценности общества. «  Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и, прежде всего – Родины», писал И.А.Ильин.

2. Родители  составляют первую общественную  среду для ребенка. Родители  являются образцами, на которые  ребенок ориентируется ежедневно.  Личность родителей играет существеннейшую  роль в жизни каждого человека. По конституции РФ родители обязаны заботиться о воспитании своих детей.

3. Цель  и мотив воспитания ребенка  – это счастливая, полноценная,  творческая, полезная людям, а  значит нравственно богатая, жизнь  ребенка. На созидания такой  жизни и должно быть направлено семейной воспитание.

4. Только  при уверенности ребенка в  родительской любви возможно  правильное формирование психического  мира человека, возможно воспитание  нравственного поведения.

Задача  педагога – объяснить любящим  родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего, от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.

5. В  теории и практике разработаны  и апробированы разнообразные формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи. Их применение зависит от профессионализма и опыта педагогов, от особенностей контингента родителей.

6. Родительская  газета – современная форма  взаимодействия педагогов и родителей,  она обеспечивает информирование родителей о методах воспитания детей, позволяет обмениваться опытом семейного воспитания.

Газета  для родителей, как форма взаимодействия ДОУ и семьи способствует установлению сотрудничества, взаимопонимания между  субъектами целостного педагогического процесса.

7. Родительская  газета вызывает интерес у  читателей, если она ориентированна  на потребности конкретных родителей  данной группы, отвечает на их  запросы, в разных формах показывает  заинтересованное отношение к  ребенку.

8. Родительская  газета - одна из форм взаимодействия с семьями, ее эффект усиливается, если газета включается в общую систему совместной работы ( беседы, собрания-студии, консультации, газета)

9. Цель  исследования достигнута, поставленные  задачи решены в полной мере, выдвинутая гипотеза подтверждена. 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – с. 23-35.

Варюхина, С.И. Истоки доброты / С. И. Варюхина. – Минск. : 1987.

Гребенников, И.В. Воспитательный климат семьи / И.В. Гребенников. – М.: 1975.

Детский сад и семья / Подгот. Т.А. Марковой, В.Р. Ничаевой, Л.В. Загиг, В.М. Ивановой [и др.] ; под ред. Т.А.Марковой. –  М.: Просвещение, 1981.

Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья  – единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.-224 с.

Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей / А.И. Захаров. – М.: Педагогика, 1986.- 112 с.

Ильин, И.А. Душа ребенка / И.А. Ильин // Очаг. – 1993. - № 9.

Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.- 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 416 с.

Коменский, Я.А. Материнская школа // Мчелидзе, Н.Б. [ и др.] ; История дошкольной зарубежной педагогики. Хрестоматия, - М.: Просвещение, 1974.

Лешли, Д. Работа с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы / Д.Лешли. – М.: Просвещение, 1968.

Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 1968.

Маркова, Т.А. Воспитание дошкольников в семье / Т.А. Маркова. – М.: 1979.

Махов, Ф.С. Кого мы растим: Беседы о материнском  и отцовском воспитании / Ф.С. Махов.- М.: Профиздат, 1989.

Мухина, В. Возрастная психология / В. Мухина. –  М.: 1998.

Новиков, Н.И. Из трактата «О воспитании и наставлении  детей» // Умом и сердцем / Н.И. Новиков. – М.: 1989.

Оклендер, В. Окна в мир ребенка / В. Оклендер.-М.: 1997.

Розанов, В.В. Сумерки просвещения / В.В. Розанов.-М.: 1990.

Скинер, Р. Семья и как в ней уцелеть / Р. Скинер, Д. Клиз. – М.: 1995.

Спок, Б. Разговор с матерью: Кн. О воспитании. Пер. с англ. / Б. Спок. – М.: Политиздат. 1991.

Усова, А. Обучение в детском саду / А. Усова.- М.: 1970.

Фолкен, Ч.Т. Психология – это просто / Ч.Т. Фолкин. – М.: Агенство «ФАНР», 1998.

Этика и психология семейной жизни: Проб. Пособие для учителя / И.В. Гребенников, И.В. Дубровина, Г.А. Разумихина [и др.] ; под ред. И.В. Гребенникова. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru