По алфавиту:

Указатель категорий Педагогика Формирование у старших дошкольников бережного отношения к природе в процессе организованной деятельности

Формирование у старших дошкольников бережного отношения к природе в процессе организованной деятельности

ВУЗ: БГПУ
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
Количество страниц: 33
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Cкачиваний: 1
Последнее скачивание: 2010-10-11

Содержание.

Введение 3
1. Бережное отношение к природе как компонент экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста
6
1.1 Понятие экологического воспитания 6
1.2 Особенности личности ребенка старшего дошкольного возраста 8
1.3 Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста
10
2. Экспериментальное исследование формирования бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
15
2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста
15
2.2 Организация и содержание формирующего эксперимента по развитию бережного отношения к природе у старших дошкольников
19
2.3 Результаты исследований на контрольном этапе эксперимента 20
Заключение 24
Список литературы 26
Приложение 28

Описание.

Объект исследования: процесс формирования бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: экологическая культура, как средство формирования бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе организованной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование бережного отношения детей к природе будет осуществляться успешно, если создать следующие педагогические условия:
1. Давать детям систематические экологические знания; научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир.
2. Формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними.
3. Развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками и привычками морального поведения.
4. Давать экологические знания в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить такие задачи:
1. Детально изучить литературу по данной проблеме.
2. Выявить наиболее эффективные формы и методы работы по воспитанию у детей бережного отношения к природе через формирование экологической культуры.
3. Разработать и апробировать мероприятие для детей старшего дошкольного возраста, направленное на формирование бережного отношения к природе.
Методологической основой исследования являются важнейшие положения об экологическом воспитании, эстетическом отношении человека к природе; о роли экологического воспитания в осознанно-правильном отношении к природе и в формировании личности.
Методы исследования:
? теоретические: анализ теоретической и методической литературы, обобщение результатов исследования.
? эмпирические: опрос, эксперимент.
? математические: подсчёт результатов диагностики детей, построение таблиц, диаграмм.
Теоретическая значимость состоит в изучение психолого-педагогической литературы, современных программ по экологическому образованию и воспитанию детей дошкольного возраста.
Практическая значимость: разработан сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, направленный на формирование у них бережного отношения к природе.
В исследовании приняли участие 40 детей – 2 группы старших дошкольников яслей-сада №431 г. Минска.

Выдержка из работы.

Для осуществления экспериментальной работы мы поставили перед собой ряд задач:
1. Выявить уровень знаний детей о мире животных, о растительном мире, о неживой природе, о временах года, отношение к миру природы.
2. Определить морально-ценностное отношение к природе у детей.
3. Выявить у детей практические навыки бережного отношения к объектам природы.
Приступая к констатирующему эксперименту, следует отметить, что экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Ценностное отношение к природе базируется на элементарных знаниях, которые и обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников.
Обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом – соответствующее осознанное правильное отношение к окружающему миру.
Констатирующий эксперимент проводился на базе яслей-сада №431 г.Минска.
За экспериментальную и контрольную группы были выбраны дети старшей группы, приблизительно равные по уровню развития, в количестве 40 человек (2 группы по 20 человек).
Целью констатирующего эксперимента было выявление показателей навыков экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Для констатирующего эксперимента были подобраны следующие задания:
1. Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников.
2. Моральная ситуация для определения морально-ценностного отношения к природе.
3. Специальные ситуации для выявления у детей практических навыков бережного отношения к природе.
Тестирование детей проходило в индивидуальном порядке. Обобщение данных критериев экологических знаний позволило определить уровень сформированности этого качества.
Контрольные задания (вопросы) для определения уровня знаний о природопользовании старших дошкольников:
1.Тема Питание
а) Какие профессии людей связаны с питанием?
б) Болезни от неправильного питания?
2.Тема Вода
а) Что такое пар и лёд?
б) Что растворяется в воде, а что нет?
3.Тема Жилище
а) Назвать материалы для строительства?
б) Название жилищ разного назначения?
4.Тема Население
а) Кто по национальности ты и твои родственники?
б) Чем мы пользуемся вместе с другими людьми?
5.Тема Здоровье
а) Назвать части тела и их работу?
б) Назвать лекарственные растения?
6.Тема. Профессии
а) Назвать профессии и что делают люди этих профессий?
б) Какую работу делает ребёнок в семье?
7.Тема Семья.
а) Как и зачем учится человек?
б) Зачем нужны библиотеки?
8.Тема Энергия
а) Бывает ли огонь в природе. Отчего бывают пожары?
б) Как вырастают дрова?
9.Тема Экономика
а) Где люди приобретают продукты и игрушки?
б) Что такое зарплата?
10.Тема Право
а) Кто в семье главный?
б) Что такое заповедники?
Оценка результатов деятельности:
Высокий уровень (5-6 баллов): Ребенок без особого труда отвечает и аргументирует свой выбор.
Средний уровень (3-4 баллов): Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при ответе. Не всегда аргументирует свой выбор. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Список литературы.

1. Абдуллаев, З. Экологическое отношение и экологическое сознание. // Философские науки. –1991, N2, – С. 186-190.
2. Алексеев, С.В., Симонова, Л.В. Идеи целостности в системе экологического образования старших дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 330 с.
3. Башлакова, Л.Н., Мартынова, Л.А. Психологические занятия- тренинги в детском саду. – Мн.: «Зорны верасень», 2007. – 231 с.
4. Бобылева, Л., Дупленко, О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание, 1998. –N 7. –С. 36-42.
5. Букин, А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.
6. Веселов, Т.М. Формирование экологической культуры старших дошкольников //Дошкольное образование, 2003. – №2. – С.110-113.
7. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание дошкольников: Проблемы и перспективы // Начальная школа, 1997. – №4. – С.159.
8. Володченко, И.А. Экологические праздники в детском саду // Листья в ладонях, 1994 – № 3. – С.5-9.
9. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и старших дошкольников. – М.: Аркти, 1999. – 178 с.
10. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание, 1998. –N 7. –С. 45-49.
11. Зерщикова, Т., Ярошевич, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание, 2005. –N 7. –С. 3-9 /
12. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56 с.
13. Каутц, О.Л. Земля – наш общий дом // Листья в ладонях, 2002. – № 2. – С.32-37.
14. Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с.
15. Королева, А. Земля – наш дом // Дошкольное воспитание, 1998. – N7. – С. 34-36.
16. Кочергина, В. Наш дом – Земля // Дошкольное воспитание, 2004. – N7. – С. 50-53.
17. Мещерякова, О.Т. Детские праздники для дошколят // Листья в ладонях, 1999. – № 6.– С.14-21.
18. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: детство-пресс, 2003. – 319 с.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 456 с.
20. "Мы" – Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. – СПб: Детство-пресс, 2003. – 240 с.
21. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр "Академия", 2002. – 336 с.
22. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. – М.: Просвещение, 2004. – 208 с.
23. Новолодская, Е.Г. Методика развития экологической культуры у старших дошкольников // Дошкольное образование, 2002. – №3. – С.52-55.
24. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360 с.
25. Рыжова, Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998, – N 7. – С. 26-34.
...
Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru