По алфавиту:

Указатель категорий Педагогика Формирование у дошкольников лингвистического понимания о слове

Формирование у дошкольников лингвистического понимания о слове

ВУЗ: БГПУ
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
Количество страниц: 35
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧСЕГО ПОНИМАНИЯ СЛОВА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1. Особенности формирования элементарного осознания лингвистических понятий в процессе подготовки к чтению 5
1.2. Методы и приемы обучения детей использованию термина «слово» в речи, звукового анализа слова, практическим действиям со словами 11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ О СЛОВЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 17
2.1. Констатирующий эксперимент 17
2.2. Формирующий эксперимент 20
2.3. Контрольный эксперимент 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Описание.

Школьное обучение является закономерным этапом на жизненном пути любого ребенка-дошкольника, и, как отмечается в педагогических исследованиях, его успешность зависит от готовности дошкольников к усвоению учебных предметов, включенных в содержание образования начальной школы, то есть от специальной готовности к школьному обучению
Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, т.к. является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Следовательно, обучение чтению должно начинаться уже в дошкольном возрасте.
Чем взрослее ребенок, тем больше и сложнее данные окружающего мира, которые он познает. Чтение - это средство извлечения информации, средство добывания самых разнообразных знаний. Правильное чтение отражает свойства нормальной устной речи, что обусловливает понимание читаемого слова, текста. Единицей произношения и чтения может быть только слог (сочетание звуков), чтение по буквам искажает звуковую форму слов, поэтому чтение происходит с учетом норм сочетания звуков речи. Дошкольный возраст является сензитивным для обучения. Именно в этом возрасте закладываются первичные навыки чтения и письма.
Актуальность данной работы заключается в том, что без сформированности элементарного осознания лингвистических понятий, в том числе и понятия «слово», обучение чтению затруднительно. В то же время на сегодняшний день проблема развития осознания лингвистического понимания слова изучена не в полной мере. Таким образом, формирование элементарных лингвистических понятий в дошкольном возрасте должно находиться в центре внимания работников ДОУ при обучении детей чтению.
Цель работы - подобрать и апробировать эффективные методы формирования у дошкольников лингвистического понятия о слове в контексте подготовки детей к чтению.
Объект исследования – лингвистическое понимание о слове.
Предмет исследования – формирование лингвистического понимания о слове в дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования – игровой метод является эффективным методом формирования у детей лингвистического понимания о слове.
В соответствии с целью и гипотезой были выделены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности формирования элементарных лингвистических понятий у дошкольников в процессе обучения чтению.
2. Изучить основные методы и приемы формирования лингвистического понятия о слове.
3. Экспериментально проверить гипотезу.

Выдержка из работы.

Обучение дошкольников чтению строится как процесс сознательного усвоения произношения в словах звуков родного языка и обозначения их буквами, опирается на восприятие состава и последовательности звуков слов (звуковой анализ) и воссоздание звуковой структуры слов по графическим знакам (звуковой синтез). В методике обучения чтению соотношение звукового анализа и синтеза не сводится к разложению слов на звуки и соединению тех же звуков (названий звуков) в слова. Звуковой синтез требует особых приемов, ведущих к осознанию учащимися звукового состава прямого слога и сущности слитного произношения согласного и гласного в прямом слоге [9, c. 132].
В зависимости от выбора метода обучения чтению, у детей формировали определенные лингвистические понятия. Исторически способы обучения чтению сводятся к четырем основным [2, c. 13-17]:
1. Буквослагательный метод. Данный метод обучения чтению является наиболее ранним (со времен Древней Греции), в России применялся с 16 до середины 19 века. В основе этого способа обучения лежало выделение единицы членения текста - буквы, но представление о звуковом составе слов оставалось упрощенным - буква однозначно связывалась со звуком, считалось, что букв столько же, сколько звуков. Поэтому главным было заучивание букв, составление из них слогов, слоги заучивались, и учащиеся читали слова сначала "по складам", потом "по верхам" (без называния букв) и, наконец, по заученным слогам. Не понимая, как из "складов" получаются слова, учащиеся заучивали их наизусть.
2. Слоговой метод. Ученики, запомнив все или несколько букв, переходили сразу к заучиванию слогов и к чтению слов из них (без складывания из букв). Этот способ требовал механического заучивания многочисленных слогов всех типов. Наилучший вариант способа, разработанный Г Кремлевым (1854), основывался на заучивании группы гласных, с которыми потом последовательно сочетался каждый согласный, такой принцип "подобия" подводил к обобщению звуков, включая элементы звукового анализа, но главным оставалось запоминание слогов.

Список литературы.

1. Алексеева М. М.. Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений - М.: Академия, 2000. – 298 с.
2. Афанасьев П. О., Хрестоматия по истории методов преподавания русского языка в начальной школе – М: ПРЕСС, 2002. – 467 с.
3. Богуславская Н.Е. Особенности детского восприятия лексической семантики // Слово в системных отношениях. — Свердловск, 1998. – 173 с.
4. Бугрименко Е.А.,Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.:Знание, 1997. – 96 с
5. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – М: Детство-пресс, 2007. – 112 с.
6. Горецкий В. Г., КирюшкинВ. А., Шанько А. Ф. Метод, руководство к букварю. - М., 1992. – 217 с.
7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М: Просвещение, 1995. – 281 с.
8. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. М: академ книга, 1998. – 312 с.
9. Ильина М.Н. Подготовка к школе. - СПб.: Дельта, 1999. - 224 с.
10. Имедадзе Н.В. Управление процессом овладения вторым языком // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М., 1984. – 345 с.
11. Коноваленко В.В. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста. – М: Гном и Д, 2007. – 48 с.
12. Левин В.Игры с буквами и слогами// Дошкольное образование. – 2001. - № 4. С. 17-19
13. Львов М.Р. Размышления о родном языке в школе // Дидактика. – 1993. - № 2–3
14. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – М: Речь, 2004. – 128 с.
15. Новиковская О. Д. Развитие звуковой культуры у дошкольников. Логопедические игры и упражнения - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 415 с.
16. Подготовка к обучению грамоте в детском саду/ под. ред. Н.С. Смаржинской, Н.С. Баренцевой. – Минск: Народная Асвета, 1992. – 392 с.
17. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М: Пресс, 2001. – 396 с.
18. Редозубов С.П. Методика обучения чтению и письму в начальной школе. - М., 1991. – 337 с.
19. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. – Смоленск: ООО Изд-во "Ассоциация XXI век", 2000. – 80 с
20. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада. /Под редакцией Ф. А. Сохина. - М: Просвещение,1991. – 127 с.
21. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста/О.С.Ушакова. Е.М.Струнина. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС. 2004. – 287 с.
22. Федин С.И. Лучшие игры со словами. –М: Просвещение, 1999. – 321 с.
23. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. - М.: Просвещение, 2004. – 394 с.
24. Филичёва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург,1996. – 452 с.
25. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М: Просвещение, 1993. – 175 с.
26. Эльконин Д.В. Как учить детей читать /Дошкольное воспитание, 1997, № 6-10
27. Эсперсон О. Философия грамматики. - М.: Изд-во иностр. лит., 1994. – 128 с.

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru