По алфавиту:

Указатель категорий Педагогика Формирование профессиональной компетентности будущих дизайнеров

Формирование профессиональной компетентности будущих дизайнеров

Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Образование есть деятельность растущего человека в специально организованной среде, взывающей его к мотивированной познавательной активности, насыщая новым, все более трудным, посильным учебным материалом. Образовательная среда, постоянно расширяющаяся сфера жизнедеятельности растущего человека – студента, включающая в себя все большее богатство его опосредованных культурой связей с окружающим миром.

Выдержка из работы.

Формирование  профессиональной компетентности будущих дизайнеров

Субхангулова  Л.М., аспирант

кафедры теории и методики профессионального  образования

специальность педагогики и психологии профессионального  образования 

старший преподаватель 

факультета  «Дизайн и Сервиса»

г. Уфа, Башкирского экономико-юридического  техникума (БЭК)

 

      Образование есть деятельность растущего человека в специально организованной среде, взывающей его к мотивированной  познавательной активности, насыщая новым, все более трудным, посильным учебным материалом. Образовательная среда, постоянно расширяющаяся сфера жизнедеятельности растущего человека – студента, включающая в себя все большее богатство его опосредованных культурой связей с окружающим миром.

      Создание  условий для становления и развития профессиональных качеств в ссузе – это тот резерв, который может обеспечить приближение обозначенной цели. Целенаправленно организованная среда для студента-дизайнера позволяет у будущего специалиста сформировать потребность в совместной деятельности, выработать стратегию взаимодействия, овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Развитие образовательной среды для студентов–дизайнеров выступает необходимым условием потому, что именно в пространстве ссуза, происходит студенческий обмен ценностями профессии дизайнера, осуществляется ценностное взаимодействие преподавателя и студента.

      В современной педагогической литературе уделено достаточно внимания проблеме влияния среды на образование  личности. Данная проблема рассматривалась  в исследованиях В.Ю. Беляева, В.А. Иньковой, В.А. Козырева, В.А. Красильниковой, Г.В. Менг, В.Н. Нестеренко, И.Г. Полищука, Н.А. Сизинцевой, Д.В. Чернилевского.         

 Образовательная  среда учит извлекать знания  из собственной деятельности, из  наблюдений и восприятий, раскрывать жизненное значение изучаемых объектов, вооружает азбукой логического мышления, осознанного восприятия вещей и слов, учит постигать принципы собственных действий и руководствоваться ими в новых ситуациях.

      Образовательная среда является важнейшим условием формирования профессиональной компетентности студентов дизайнеров.  
 Специфика созданной творческой образовательной среды кафедры дизайна в значительной степени определялась внешними связями, выходом преподавателей и студентов (субъектов) за пределы университетской жизнедеятельности.

      Для реализации принципа моделирования  будущей деятельности в процессе обучения возникает необходимость  в организации творческих, факультативных форм организации учебного процесса. Это творческие группы, научно-творческие лаборатории, где студенты на практике применяют полученные знания и умения, реализуя свой творческий потенциал. В мастерской кафедры проводится совместная работа студентов с преподавателями и мастерами производственного обучения. Совместное творчество играет большую роль в формировании образного и профессионального мышления. Разрабатывая эскизы, студенты погружаются в круг задач, вплоть до разработки сценария показа, самостоятельно принимая решения, используя при этом знания, полученные в процессе обучения.          

 Формированию  профессиональной компетентности  будущего дизайнера способствует  участие в деятельности творческой  лаборатории композиционного анализа,  будущие специалисты выполняют  роли организатора, дизайнера, конструктора, технолога, которые формируют профессиональную компетентность. На этом этапе особое значение приобретает педагогическая поддержка будущего дизайнера, анализ профессиональных и жизненных ситуаций, адекватная оценка своих возможностей, личной позиции и мотивации к самосовершенствованию в профессиональной деятельности.         

 Специально  созданная среда способствует  развитию потребности в получении  новых знаний в области проектирования  интерьера, зданий, архитектурно – ландшафтной среды. Анализ результатов учебной деятельности студентов–дизайнеров специализации «Дизайн», показал, что эффективным способом самореализации студентов в творчестве является конкурсная деятельность в сфере дизайна.          

 Метод  целенаправленного педагогического  наблюдения позволил определить, что студенты, вовлеченные в сферу профессиональных интересов, посредством конкурсов, выставок и участием в конференциях приобретают социокультурный «опыт жизни», лучше ориентируются в информационном пространстве, занимают инициативную позицию при решении проектных задач.         

 Каждый  студент-дизайнер включен в ряд  социальных взаимодействий. Ежедневная  жизнь будущего специалиста-дизайнера  связана с другими основными  субъектами образовательного процесса: преподавательского состава и  студенческой группой. Поэтому одним из факторов, влияющих на формирование профессиональной

компетентности  будущего дизайнера являются особенности  различных взаимодействий, в которые включен студент ссуза.

      Нельзя  не согласиться с тем, что необходимым  условием становления профессиональной компетентности будущего дизайнера является профессиональная компетентность всего коллектива в целом.         

 Преподавательский состав кафедры «Дизайн» (и ссуза в целом) играет важную роль в процессе формирования профессиональной компетентности студентов, поскольку преподаватель, является источником тех установок, позиций, которые он стремиться сформировать у будущих специалистов, причем влияет на этот процесс своим гражданским, идейным и нравственным обликом.         

 Преподаватели ссуза, как специалисты в определенной области знаний в ходе учебно–воспитательной работы, производственной практики, курсового и дипломного проектирования демонстрирует обучающимся творческое отношение к профессиональной деятельности.  
        Также, свои знания и опыт передают студентам педагоги –осуществляется чтение лекций, руководство научно – исследовательской работой, практикой,   выпускными квалификационными работами студентов. В осуществлении процессов творческого коммуникативного взаимодействия мы основываемся на том, что условием последующего самообучения и дальнейшего развития личности является

формированная потребность в приобретении новых  знаний и умений.

      Результаты  целенаправленного педагогического  наблюдения подтверждают, что рефлексивное субъект – субъектное взаимодействие в творческом процессе проектирования формирует наиболее высокий уровень творческой позиции личности, расширяет спектр мотивации учебно-проектной деятельности. Отсутствие активности студента – дизайнера в учебно-познавательной проектной деятельности формирует пассивных исполнителей в будущей профессиональной деятельности.

      Производственная  практика способствует овладению профессиональным мастерством, навыками работы в рабочем  коллективе. Последнее особенно важно, так как художественное произведение в области дизайна является продуктом коллективного труда художника-автора и мастеров-рабочих. Создание такого произведения искусства всегда связано с производственным процессом, а значит и со многими специалистами, обеспечивающими выпуск продукции. Поэтому выполнить произведение в определенной технологической системе без утери элементов, раскрывающих замысел, можно только при осознании и практическом освоении возможностей, имеющихся в конкретном материале на конкретном производстве. Всему этому служит производственная практика, включающая изучение технологии непосредственно на производстве, участие в производстве, а также изготовление собственных проектов в материале.        

 Профессиональное  творчество студентов к концу обучения становится более самостоятельным. При этом задача педагогов состоит не только в том, чтобы обучить будущего специалиста мастерству, а предполагает выявление, становление и развитие его творческой индивидуальности как неповторимого единства мировоззрения, внутреннего мира и творческих способностей.        

 Такой  подход способствует формированию  у студентов – дизайнеров на  занятиях по дизайн проектированию  устойчивой потребности в художественно-творческой  деятельности на основе дальнейшего  самообучения, что приводит к самоактуализации личности в реальной профессиональной деятельности.

      В результате прослеживается положительная  динамика в отношении к профессии, умение вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью  решения профессиональных задач.        

 Студенты, активно действующие в рамках  обозначенной среды, значительно  усовершенствовали свои знания  и умения, осознавая их востребованность  на практике. При обучении в  специально организованной образовательной  среде у студентов стремительно возрос интерес к предстоящей деятельности дизайнера, развивалось ценностное отношение к профессии, в целом повысился уровень профессиональной компетентности.  

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru