По алфавиту:

Указатель категорий Педагогика Формирование основ безопасного поведения младших школьников во внеклассной работе

Формирование основ безопасного поведения младших школьников во внеклассной работе

ВУЗ: БГПУ
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
Количество страниц: 36
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

Введение 3
Раздел І. Теоретические основы безопасного поведения младших
школьников. 4
І.1. Сущность понятия «безопасность». 4
І.2. Основные направления работы учителя начальных классов
по формированию безопасного поведения младших школьников. 7
Раздел ІІ. Методика организации учебно-воспитательного
процесса по формированию безопасного поведения младших
школьников. 15
ІІ.1. Эффективные формы и методы формирования безопасного
поведения на уроках «Ознакомление с окружающим миром»
и во внеклассной работе. 15
ІІ.2. Рекомендации учителю начальных классов по формированию
безопасного поведения младших школьников. 24
Раздел ІІІ. Заключение. 32
Список использованной литературы 35

Описание.

Известно, что в последнее время перед обществом ставятся задачи пре-одоления кризисной демографической ситуации, кода смертность намного пре-вышает рождаемость. К сожалению, в цифрах смертности немалый процент со-ставляет гибель и увечья детей на дорогах и в экстремальных ситуациях.
Казалось бы, в детских учреждениях проводят занятия по соблюдению правил дорожного движения, во всех учебниках по курсу «Ознакомление с ок-ружающим миром» этому вопросу уделяется особое внимание, издается журнал «Основы безопасности жизнеобеспечения», в котором даются рекомендации по организации профилактической работы по предупреждению детского травма-тизма, большую работу проводит ГАИ. Но школьники, особенно первоклассни-ки, часто становятся участниками дорожно-транспортных происшествий, не могут найти выход из неординарных жизненных ситуаций, так как не имеют достаточного жизненного опыта, необходимого для решения подобного рода задач.
Несмотря на технический прогресс, человеческая натура в результате эволюции не претерпела практически никаких изменений. Люди уже многие тысячелетия делятся на «пастырей и паству, хозяев и рабов, начальников и под-чиненных, насильников и жертв» (5, с.34). Стремящиеся к власти и огромным богатствам используют для достижения своих целей других людей, унижая или даже устраняя их физически. Произвол возводится в абсолютный закон, и те, кто слабее, становятся жертвами.
Дети всегда страдают больше других. Если старики уже не имеют сил, чтобы противостоять злу, они могут противопоставить ему свой богатый жиз-ненный опыт и избежать нежелательных встреч. Дети не имеют ни сил, ни опы-та. Они достаточно шустрые создания для того, чтобы побыстрее убежать, за-биться в какую-нибудь щель и куда-нибудь залезть, где до них не доберутся желающие причинить им зло. Но умение защитить себя у человека – не врож-денное качество. Его нужно воспитывать.
 Наше исследование направлено на изучение целей, структуры и методики работы учителя младших классов и воспитателя детского коллектива в области формирования основ безопасного поведения младших школьников, поиска наиболее эффективных приемов и методов формирования безопасного поведе-ния детей на улице, в транспорте, в экстремальных ситуациях (непривычных, таящих в себе потенциальную опасность или угрозу жизни), на разработку практических рекомендаций педагогам, работающим в сфере воспитания младших школьников по формированию у них безопасного поведения.

Выдержка из работы.

1.1. Сущность понятия «безопасность».
«Безопасность – положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь или чему-нибудь», – читаем мы в толковом словаре С.И.Ожегова (17, с.41). В то же время раскрывается понятие опасности. «Опасный – способный вызвать, причинить какой-нибудь вред, несчастье» (17, с.413). Итак, под безо-пасностью человека понимается не только и не столько способность человека защитить себя и свое здоровье от внешнего негативного влияния, но и избежать попадания в «опасную среду» (ДТП, несчастный случай, провокация и насилие, дурной пример, влияние улицы, нападение животного и т.д.).
По определению российского ученого Мошкина В.Н. понятие «безопас-ность жизнедеятельности» мы используем для фиксации внешних предпосылок безопасности человека, понятие «безопасная жизнедеятельность» -- для обозна-чения жизнедеятельности по законам безопасности (профилактика, минимиза-ция, преодоление, устранение последствий факторов риска), основанная на со-четании социально обусловленных (культура безопасности) и природных свой-ствах субъекта жизнедеятельности, при которых риск причинения ущерба не превышает допустимого» (13, с.15)
Теоретический анализ позволил определить признаки воспитания культу-ры безопасности в различных его измерениях и аспектах:
А) воспроизведение в личности воспитанников культуры безопасности;
Б) процесс специально организованного творческого общения воспитан-ников с педагогом – носителем культуры безопасности;
В) создание благоприятных условий совершенствования мировоззренче-ской, нравственной и психологической готовности к безопасной жизнедеятель-ности;
Г) освоение материальных и духовных ценностей культуры безопасности в деятельности по включению воспитанников в жизнь, способствующей разви-тию личности, готовой действовать в непредсказуемых условиях.
Воспитание культуры безопасности в педагогической практике реализу-ется как компонент (учебные предметы ОБЖ, «Ознакомление с окружающим миром», экологии; воспитательные мероприятия по проблеме безопасности и т.д.) и функция (постоянное стимулирующее, развивающее и корректирующее влияние на школьников) учебно-воспитательного процесса, осознаваемая учи-телями как педагогический принцип, учитываемый при определении целей, со-держания, средств подготовки школьников к безопасной жизнедеятельности.
Предрасположенность детей младшего школьного возраста к несчастным случаям в ДТП и в условиях экстремальных ситуаций педагоги и психологи объясняют такими особенностями психофизиологического развития младшего школьника, как:
-- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
-- быстрое образование условных рефлексов и такое же быстрое их исчез-новение;
-- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
-- преобладание потребности в движении над инстинктом самосохране-ния;
-- непонимание понятий смерть, ранение, опасность;
-- недостаток знаний об источниках опасности;
-- неумение оценить свои возможности по преодолению опасных ситуа-ций.
Положение травматизма детей в ДТП усугубляется тем, что большинство родителей не могут обеспечить доставку или сопровождение ребенка в школу, как они это делали в его дошкольном возрасте, так как прием детей в детском саду обычно проводится в более ранние часы, чем начинаются занятия в школе. Чаще всего родители провожают и встречают первоклассника из школы не больше месяца, когда мама берет для этого отпуск на работе, а затем перво-классники вынуждены добираться до школы самостоятельно. Но даже если ро-дители с помощью дедушек и бабушек организуют сопровождение детей в школу и из нее в течение всего первого года обучения, то для приготовления домашних заданий, присмотра за детьми и питания они часто вынуждены от-правлять детей в группу продленного дня (ГПД), где также без умелого руково-дства педагога может случиться непоправимое.

Список литературы.

1. Акбашев Т.Ф. Первые шаги в "Педагогику жизни". - Челябинск: Версия, 1995. - 91 с.
2. Белянкова Н.М. Интегрированный подход к формированию у первоклассни-ков навыков соблюдения правил безопасности на дороге. – Начальная школа, 2008. № 1. – с 71-75.
3. Былеева Л.В., Таборко В.А. Игра?.. Игра! – М.: Мол. гвардия, 1988. – 224с.
4. Булай П.И. Первая помощь при травмах, несчастных случаях и некоторых заболеваниях. Мн.: Беларусь, 1989. – 80 с.
5. Гаткин Е.Я. Безопасность ребенка. М.: Лист, 1997. – 174 с.
6. Гордынец В.И. Основы безопасности жизнедеятельности: пособие для учите-лей начальных классов. Мн.: Жасскон, 2005. – 78 с.
7. Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. М.:Астрель, 2001 – 253с.
8. Дурейко Л.И. Как уберечь себя от беды. Методическое пособие для учителя. Мн., Тесей, 2007. – 136 с.
9. Загвоздкина Т.В. Основы безопасности жизнедеятельности (2-4 классы): по-собие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2006. – 119 с.
10. Краевский В.В. Воспитывающее обучение // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993. - Т. 1. - С. 171-172.
11. Купецкова В.Ф. Практикум для учителей начальных классов по обучению младших школьников основам безопасности жизнедеятельности в процессе внеурочной работы». – Начальная школа – 2007. №7, с.75-80.
12. Методика воспитательной работы / Л.А.Байкова и др. – 3-е изд., стереотип-ное. – М.: Академия, 2005.—143 с.
13. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Моногра-фия. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – 318 с.
14. Мошкин В.Н. Как уберечься от преступника: Книга для детей, родителей и учителей. – Барнаул: АО «Полиграфист», 1995.—208 с.
15. Николаева В.С. В школе и после школы вместе. М.: Просвещение, 1989.—80с.
16. Некляев С.Э. Поведение учащихся в экстремальных условиях природы. М.: Владос, 2004 – 237с.
17. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Сов. Энциклопедия, 1973. – 846 с.
18. Осипова М.П., Качановская Н.И. Активизация познавательной деятельности младших школьников. Мн.: Народная асвета, 1987. – 112 с.
19. Прилепа Л.П., Киселева Г.Г., Ковалев В.А. Программа «Здоровье» в началь-ной школе. – Начальная школа. – 2007. №2. с.56-57
20. Рогов К.Ю. Уроки выживания – М.: Астрель, 2001. – 112 с.
21. Семенюк В.И. Дети и дорожное движение. Мн.: Полымя, 1979.
22. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. М.: Просвещение, 1989. – 63 с.
23. Сизанов А.Н. Безопасное и ответственное поведение. Мн. Тесей, 1998. – 112 с.
24. Сборник методических рекомендаций по обучению детей дошкольного и школьного возраста безопасному поведению на улицах и дорогах/ Госавтоин-спекция УВД Витеб.обл. и др. – Витебск, 1999.—31с.
25. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М.: Молодая гвардия, 1975.—117с.
26. Чайковская Н.В. Азбука улиц, проспектов, дорог. Мн.: Народная асвета, 1977. – 80с.

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru