По алфавиту:

Указатель категорий Педагогика Развитие у детей представлений о величине предметов

Развитие у детей представлений о величине предметов

ВУЗ: МГУП
Тип работы: Контрольная работа
Предмет: Педагогика
Количество страниц: 21
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Особенности знаний о величине предметов в дошкольном возрасте 4
2. Нормативные требования к уровню развития представлений о величине у детей среднем дошкольном возрасте (группа «Почемучки») 7
3. Система педагогической работы по ознакомлению дошкольников с величиной предметов 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 16
ПРИЛОЖЕНИЕ

Описание.

Знакомство с величиной начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.
В содержание ознакомления детей со свойствами предметов должно быть включено прежде всего выделение цвета, формы, величины как особых свойств предметов, без которого не могут быть сформированы полноценные представления. Выделение свойств вначале, когда дети еще не владеют общепринятыми эталонными представлениями, идет посредством соотнесения предметов между собой. На более высоком уровне развития детей распознавание величины достигается в процессе соотнесения свойств предметов с усвоенными эталонами.
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям, таким как величина, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Значит, развитию у дошкольников представления о величине предметов должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к. компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Выдержка из работы.

1. Особенности знаний о величине предметов в дошкольном возрасте
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи - слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков. Значительно совершенствуется у детей умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени. Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны - усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир [7, c. 142].
Дети дошкольного возраста активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин.
Объём представлений о величине следует рассматривать в качестве основы познавательного развития. Познавательные и речевые умения составляют как бы технологию процесса познания, минимум умений, без освоения которых дальнейшее познание мира и развитие ребёнка будет затруднительно. Активность ребёнка, направленная на познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательных развивающих играх [11, c. 86].
Восприятие в дошкольном возрасте становиться более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов (круглый как яблоко).
С большим трудом усваивают дети представления о величине предметов. Обычно к началу дошкольного возраста дети имеют представление только об отношениях по величине между двумя одновременно воспринимаемыми предметами. В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складывается представление о соотношениях по величине между тремя предметами [8, c. 32].
От усвоения отдельных эталонов величины предметов дошкольник переходит к усвоению связей и отношений между ними, представлений о признаках, по которым свойства предметов могут изменяться. Кроме общих эталонов величины у детей складываются представления об отдельных ее измерениях - длине, ширине, высоте.
Сложной деятельностью для дошкольников является передача величинных отношений частей в предмете и их частей между собой. Этому дети учатся, начиная со второй младшей группы, различая вначале только большой и маленький. Они наклеивают маленькие и большие кружочки, снеговика, неваляшку, лепят ягодки и яблоки, лепешки и печенья, передавая различия в величине одинаковых по форме частей. В последующих группах это умение все более и более усложняется: от детей уже требуется передача отношений частей по величине, соотношение по величине разных изображений в сюжетах, композициях, в рисунке, лепке, аппликации. Решение этой задачи связано с развитием движений рук ребенка, глазомера, координации движений руки и глаза в процессе восприятия величины предметов [13, c. 97].
Педагогу следует помнить, что передача двух разных по величине предметов: большого и маленького — удается без особого труда, правда, это касается простых одночастных предметов. Сложнее передать тонкие градации: большой, маленький, еще меньше. Здесь требуется более точное движение и пристальный зрительный контроль за движением руки. Еще труднее передать пропорциональные отношения — насколько один предмет больше другого. Это доступно лишь детям старшего дошкольного возраста.
Сопоставление величин осуществляется не изолированно, а в системе рассмотрения других свойств предметов (их предназначение, части, цвет, материал и др.). Это имеет существенное значение для умственного развития детей. Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов – это необходимое условие и фундамент математического развития дошкольника. От практического сравнения величин предметов ребенок пойдет дальше, к познанию количественных отношений больше - меньше, равенство-неравенство. Формирование представлений о величине предметов и понимания отношений длиннее - короче, выше - ниже, шире - уже, больше-меньше позволяет наглядно показать детям скрытые математические зависимости, углубить понятия о числе, представив его в новой для ребенка функции отношений [8, c. 41].

Список литературы.

1. Аргинская И.И.Математика, математические игры.- Самара: Федоров, 2005
2. Венгер Л.А. Об использовании детьми сериационного ряда величин при выборе объекта по образцу // Формирование восприятия дошкольников. М. Просвещение, 1968
3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989
4. Глаголева Л.В. Сравнение величин предметов в нулевых группах школ.- М: Просвещение, 2001
5. Ерофеева Т.И. Математика дня дошкольников.- М.: Просвещение, 2002
6. Китаева А., Павлова Л. Величина предметов и способ их соизмерения// Дошкольное воспитание, 1989 №10
7. Логинова В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду.- Л. : 1990
8. Метлина Л.С. Математика в детском саду: пособие для воспитателей детского сада. – М., 1994
9. Непомнящая Н.Н. "Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики)"- М.: Педагогика, 1993
10. Носова Е.А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду.- Л., 1990
11. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника. Под ред. Венгер Л.А. –Киев, 1985
12. Смоленцева А.А. Сюжетно - дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение, 1987
13. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников/ - М.: Просвещение, 1998
14. Федлер М. Математика уже в детском саду. - М.: Просвещение, 2002
15. Чернова В.И., Тарасов М.А., Надтока М.В. Формирование элементарных математических представлений у детей с речевыми нарушениями/ под общей редакцией В.И. Черновой: Методическое пособие. - Хабаровск, 2003

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru