По алфавиту:

Указатель категорий Педагогика Педагогическое наследие Ушинского К.Д.

Педагогическое наследие Ушинского К.Д.

ВУЗ: МГУКиИ
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
Количество страниц: 137
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

Введение. 3
Глава 1. Ушинский о философии и философах. 8
1.1 К.Д. Ушинский о необходимости философии вообще и философии христианского духа как методологии воспитания. 8
Глава 2. Ушинский как мыслитель. 79
2.1 Учение К.Д. Ушинского о воспитании. 79
Народность в воспитании. 79
2.2 К.Д. Ушинский о религиозном воспитании. 103
2.3 К.Д.Ушинский о народном учителе и его подготовке. 114
2.4 Сравнение: К.Д. Ушинский и Н.И. Пирогов 120
Заключение. 138
Литература 141

Описание.

В каждой сфере человеческой деятельности есть имена и личности знаковые, не только вызывающие уважение и поклонение, но и являющиеся высшим авторитетом, своеобразным компасом, по которому можно проверять правильность избираемого пути. В русской теории и практике образования, а также и в духовной культуре в целом это К. Д. Ушинский /1824-1870/ - христианский педагог, основоположник отечественной научной педагогики.
Философия К.Д. Ушинского наполнена смыслом духовного возрождения общества, обращения к религиозным истокам воспитания. До него в русской философии и педагогике было высказано много идей, накоплено тысячи наблюдений, но и идеи, и практические начинания только обозначили восходящую линию развития педагогического знания, что имеет религиоведческое значение. Ушинский, изучив и систематизировав опыт его предшественников, а также опираясь на труды западных ученых, раскрыл законы педагогической деятельности, заложил прочный научный фундамент философии и педагогики, наполнил ее духовным смыслом. Это мы и беремся проследить в дипломной работе.
К.Д.Ушинский принадлежал тому щедрому десятилетию русской истории, которое выдвинуло блестящую плеяду мыслителей и художников, обогативших сокровищницу мировой культуры. Творчество К.Д.Ушинского было крупным шагом в обогащении педагогического знания. Русский ученый открывал новые, магистральные пути развития педагогики, поднимал педагогику на ступень науки. Он был педагогом энциклопедического склада, трудно найти какую-то область воспитания и обучения, которая не была бы рассмотрена им. Он был первым профессиональным педагогом России, занимавшимся теоретическими исследованиями и одновременно реформой школы. Его философский подход к обучению и воспитанию процесса основан на духовном развитии личности, на раскрытии религиозного начала в каждом.
К.Д. Ушинский — создатель народной школы, основоположник и крупнейший теоретик педагогического, профессионально-технического, женского и духовного образования в России. В 60-х годах прошлого, века основная полемика велась по вопросам среднего и высшего образования. Ушинский доказал, что центральной социально - педагогической задачей является создание народной школы, он создал теорию начального обучения, составил учебные книги "Родное слово" и "Детский мир". Создание школ требовало решение вопроса подготовки учителей, Ушинский создает первый проект учительской семинарии, разрабатывает программу цикла педагогических дисциплин.
Ушинский универсален как личность и педагог, как педагог перспективного видения. Прежде всего, он выступает как педагог-философ, отчетливо понимая, что педагогика может базироваться только на прочном религиозном, философском и естественнонаучном фундаменте, на концепции народности воспитания, отражающих развитие этой науки и специфику национальной культуры и воспитания.
Ушинский - теоретик воспитания, его отличает глубина проникновения в сущность педагогических явлений, стремление выявить закономерности воспитания как средства управления развитием человека.
И, наконец, Ушинский - историк педагогики, изучал труды представителей мировой педагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Песталоцци, Спенсера и др. На основе анализа и отбора всего разумного, критического рассмотрения данных своих наблюдений и педагогического опыта Ушинский создает свой капитальный труд, психолого-педагогический трактат "Человек как предмет воспитания" (I ч. - 1867 г., II ч. - 1869 г.).
Значение творчества великого русского педагога не исчерпывается его вкладом в развитие педагогической науки. Влияние К.Д.Ушинского выходило за пределы школы и педагогики. Оно простиралось глубоко в область национальной культуры, выступало как одна из ведущих сил формирования русского не только общественно-педагогического, но и религиозного и общекультурного самосознания. Проницательными были слова соратника великого педагога и его ученика Л.Н. Модзалевского, емко и точно определившего место К.Д.Ушинского в истории русской культуры: «Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же как, Ломоносов – наш народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор»[26]. Понятие «народный», на наш взгляд, отражает не то, что советская педагогика пыталась изобразить (как «революционный», «демократический» и т.п.), а проникновение в глубину религиозного корня культуры, как истинно «духовный» для русского характера.
В ходе изучения материала была сформулирована цель работы – рассмотреть философские аспекты в творчестве К.Д.Ушинского.
Объектом исследования выступает философское и педагогическое наследие К.Д.Ушинского.
В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:
1. Изучить мнение К.Д. Ушинского о необходимости философии вообще и философии христианского духа как методологии воспитания. Рассмотреть истоки философской мысли К.Д. Ушинского.
2. Проанализировать учение К.Д. Ушинского о воспитании. Рассмотреть методологию воспитательного процесса и принцип народности в воспитании.
3. Изучить позицию К.Д. Ушинского о религиозном воспитании,
4. Изучить мнение К.Д. Ушинского о народном учителе и его подготовке.
5. Сравнить взгляды К.Д. Ушинского и Н.И. Пирогова.

Выдержка из работы.

Народность в воспитании.
Как никто из педагогов К.Д. Ушинский раскрыл роль человека в социальном, научном и техническом прогрессе общества, доказав при этом, что правильное воспитание способно умножить физические, интеллектуальные, нравственные и духовные силы человека. Многие его идеи сохраняют значение для современной педагогики, общеобразовательных и воскресных школ. Выдающийся педагог был убежден в необходимости в корне изменить характер системы образования, т.к. даже в лучших школах усилия педагогов направляются больше на совершенствование методов обучения, тогда как воспитанием они пренебрегают. Обучение доставляет ребенку всевозможные знания, развивает психические способности, память и мышление, но не культивирует в нем нравственных и духовных начал.
К.Д. Ушинский убедительно говорил, что главная роль в школе принадлежит учителю, которого не могут заменить никакие учебники и технические средства. Учителем одухотворяется познавательная деятельность ребенка, он является источником живого знания и воспитательного влияния на учащегося. А для того, чтобы оказаться на высоте своего призвания, учитель должен быть всесторонне подготовленным...
Сегодня не менее актуально и поучительно, чем при жизни К.Д. Ушинского звучат его мысли о человеческой личности как величайшей ценности, о совершенствовании природы человека - его души и тела, о труде как источнике материального и духовного богатства общества, об ответственности ныне живущего поколения перед грядущим. Ушинский считал, что враги воспитания, с которыми призвано общество бороться – это жажда денег, неверие в добро, отсутствие нравственных правил, духовная нищета, презрение к мысли, любовь к окольным тропинкам, равнодушие к общественному благу, снисходительность к нарушению законов чести.
Эти мысли К.Д. Ушинского актуальны и в наши дни, а его труды, несомненно, являются надежными помощниками в повседневном нелегком деле воспитания. Мы не имеем сегодня полной системы, как воспитывать детей так, чтобы не уничтожая и не извращая характера, данного человеку от рождения, в то же время направлять его так, чтобы он при всем развитии своем не был препятствием к достижению главной цели существования нашего на земле, указанной нам Спасителем нашим.
Основные идеи К.Д. Ушинского о воспитании:
1. Потребность человека в совершенствовании, вложенная Творцом в его дух.
В системе педагогики вопрос о цели воспитания является, конечно, главным. Нельзя воспитывать, не сознавая цели воспитания. Ушинский пишет, что воспитание "как искусство сложное и обширное стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека". "Самая существенная, самая человечественная потребность в человеке есть потребность совершенствования, развития. Причина такого совершенствования лежит вне человека, но вложена Творцом в самый дух его, или, глубже сказать, эта причина и есть самый дух человека. Божественным духом своим человек приближается к подобию Божию, выполняет закон, который завещала нам бесконечная Любовь, - быть подобным Творцу нашему. И без развития человек не будет человеком...".
2. Роль общества и государства в деле воспитания.
В своей работе "Лекции в Ярославском лицее" К.Д. Ушинский рассуждает и убеждает в невозможности человеческого развития без общества. "Человек - один носитель сознательного духа во всей окружающей его бессознательной природе - не видит в ней ничего подобного своему сознательному духу, и потому не может развивать его один с природой, но только с подобным себе существом - человеком, таким же носителем такого же сознательно развивающегося духа. Вот из этой-то простой истины вытекает необходимая связь между развитием и обществом". Общество является той формой, в которой совершается развитие человечества: "Различные, обособленные в гражданской сфере личности являются носителями одного Божественного духа, живущего и развивающегося по одним непреложным его законам, и человек, с одной стороны, как личность исключительная, с другой, как носитель духа, единого всему человечеству, сам в себе примиряет эту двойственную природу свою, а именно примиряет ее в историческом развитии общества". Высшим из обществ считает Ушинский государство. В государстве человек является отдельной свободной личностью и вместе живет общей государственной жизнью, той идеей, которую она выполняет в развитии человечества. По мнению Ушинского, чем более совершенствуется человек, тем сильнее в нем требование духа, и тем сильнее требование общества. Таким образом, "общество обнимает все развитие человека, и, наоборот, человек в сфере общественной должен находить место для полного всестороннего развития своего". Для этого человеку необходимо знать внутренний организм своего государства и законы, по которым движется государственная жизнь в этом организме.
С образованием отдельных государств и отдельных государственных национальностей в общественном образовании появляются государственные и народные начала. Сделавшись одним из элементов государственной и народной жизни, общественное воспитание пошло у каждого народа своим особенным путем, и в настоящее время каждый европейский народ имеет свою особую систему воспитания.

Список литературы.

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.,1995.
2. Арканов А.К. Идеи Ушинского. М.: Просвещение, 2002. – 312 с
3. Белозерцев Е. П. О нашем времени и образовании, о Константине Дмитриевиче Ушинском. // К. Д. Ушинский и русская школа. – М., 1994. С.6–7.
4. Бим-Бад Б. М. Очерки по истории и теории педагогики / Б.М.Бим-Бад; Отв.ред., сост. и авт. предисл. Г.Б.Корнетов; Ун-т Рос. акад. образования. - М. : Изд-во УРАО, 2003. - 271с
5. Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию: Учеб.пособие для вузов / С. И. Гессен; Отв.ред.и сост.Алексеев П.В. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448с.
6. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999.
7. Духовность человека: педагогика развития: учеб. пособие для студентов пед. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Н.В. Михалкович [и др.]; под ред. Н.В. Михалковича. – 2006.
8. Духовные смыслы отечественной педагогики: к 180-летию со дня рождения К.Д. Ушинского: материалы междунар. пед. чтений, Минск, 5-6 мая 2004 г. / Акад. последиплом. образования; редкол.: С.А. Пуйман (отв. ред.), М.В. Павлова, Н.Н. Яковлева. – 2004.
9. Егоров С.Ф. К.Д. Ушинский, М., 1977.
10. Есипов Е.А. "Педагогическая энциклопедия", Москва, "Советская энциклопедия", 1968.
11. Зеньковский В. В. Автономия или теономия. — М., 1992
12. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. -М., 1993.
13. Иванов И.П. Педагогика общей заботы. СПб., 1996.
14. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб.пособие для студ.высших пед.учеб.заведений по дисциплине "Педагогика"(Блок ОПД) / И. Н. Андреева, Т. С. Буторина, З. И. Васильева и др.; Ред.Васильева З.И. - М.: Академия, 2001. - 416с.
15. История педагогики (История образования и педагогической мысли)/Учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2003
16. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. гуманит. фак. вузов / Сост. Егоров С.Ф. - М.: Академия, 2000.
17. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учеб. пособие для пед. учеб. заведений / А.И. Пискунов [и др.]; под ред. А.И. Пискунова. – 2005.
18. История педагогики: Курс опорных понятий и ключевых слов: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / МГПИ; Сост. Брынзарей Ю.Г. - Мозырь: Белый ветер, 1997. - 88с.
19. Капранова В. А. История педагогики : учеб. пособие / В. А. Капранова. - Москва : Новое знание, 2003. - 160с.
20. Карпова Т.В. Карпов В.В. Великий русский педагог-демократ К.Д. Ушинский. Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1975 г
21. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. "История педагогики" Москва «Просвещение», 1982
22. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х – начало ХХ века): Уч. пособие. – М.: Издательский Дом «ФОРУМ», 1998. – 584с.
23. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: Избранные психологические труды / Н. А. Менчинская; РАО; МПСИ. - М.; Воронеж: МПСИ; МОДЭК, 2004. - 511с.
24. Меньшиков В. М. Православная вера в педагогическом учении Ушинского // К. Д. Ушинский и русская школа. — М., 1994.
25. Михальская А. К. Педагогическая риторика: история и теория: Учеб. пособие для студ. пед. ун-тов и ин-тов / А. К. Михальская. - М.: Академия, 1998. - 432с
26. Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения : С древнейших до наших времен: Учеб. пособие для студ. высших и средних спец. учеб. заведений. Ч.1 / Л.Н.Модзалевский; Науч.ред., вступит. ст. и предметный указ. М.В.Захарченко; Рос. Акад. образования. Северо-западное отд-ние. - Переизд. с 1892г. - СПб. : Алетейя., 2000. - 429с.
27. Модзалевский Л.Н. О народности воспитания по Ушинскому. «Памяти К.Д.Ушинского». СПб.,1869, с.162
28. Народное образование, 1994, № 4. С. 3
29. Основы педагогической теории и практики : хрестоматия / М-во образования РБ, УО "Витебский гос. ун-т им. П. М. Машерова ; [сост. В. И. Турковский]. - Витебск : Издательство УО "ВГУ им.П.М.Машерова", 2003. - 234с
30. Педагогика : Педагогические теории, системы, технологии:Учебник для студ. вузов и ср. учеб. заведений, обуч. по пед. спец. и напр. / И.Б.Котова, Н.Е.Шиянов, С.А.Смирнов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. - 4-е изд., испр. - М. : Academia, 2003. - 510с.
31. Педагогический мир Константина Дмитриевича Ушинского. – Брест, 1994
32. Педагогический энциклопедический словарь : Ок.3000 ст. / Гл.ред. Б.М. Бим-Бад. - М. : Большая Рос.энциклопедия, 2003. - 528с.
33. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1985.
34. Радугин А.А. "Психология и педагогика". – М.: "Центр". – 1999.
35. Развитие отечественной методики преподавания природоведения (ХI-ХХ вв.): хрестоматия / [авт.-сост. В. М. Минаева] ; М-во образования РБ, УО "Витебский гос. ун-т им. П. М. Машерова". - Витебск: Изд-во УО "ВГУ им. П. М. Машерова", 2005. - 66 с
36. Селиванов В. С. Основы общей педагогики:Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обуч. по спец. "Педагогика и психология" и "Соц. педагогика" / В. С. Селиванов; Ред. Сластенин В.А. - М.: Академия, 2000. - 336с
37. Сиземская И. Н. Идеи воспитания в русской философии. XIX - начало XX века / И. Н. Сиземская, Л. И. Новикова. - Москва : РОССПЭН, 2004. - 271с.
38. Сластенин В. А. Национальная идея как феномен православной педагогической культуры. // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Курск. 2001. Ч. I.
39. Современный словарь по педагогике / Авт.-сост. Рапацевич Е.С. - Мн. : Современное слово, 2001. - 925с
40. Соловейчик С.Л. Час ученичества. Жизнь замечательных учителей. – М. – 1972.
41. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения М., 1954, с. 149.
42. Сычев – Михайлов М.В. Из истории русской школы и педагогики XVIII. – М., 1960
43. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 "Педагогика и психология", 031300 "Социальная педагогика", 033400 "Педагогика" / В. Г. Торосян. - Москва : Владос-Пресс, 2006. - 352 с
44. Ушинский К. Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 2. - М. : Изд-во УРАО, 2002. - 496 с
45. Ушинский К. Д. Собр. Соч., т. 2, М.-Л.,1948
46. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т./ Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1990.
47. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11-и т.М.-Л., 1952.
48. Ушинский К.Д./Избранные педагогические сочинения в двух томах/Под ред. А.И.Пискунова, Г.С .Костюка, Д.О.Лордкипанидзе, М.Ф Шабаевой. – М. «Педагогика», 1974
49. Фейербах Л. Избранные философские произведения, т. II. – М., 1955
50. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений, т. III. М., 1947
51. Штец, А. А. История педагогики и образования : учеб. пособие / А. А. Штец, А. В. Радевкина ; Федерал. агентство по образованию, Мурманский гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2007. - 134 с.
52. Штец, А. А.Теория и методика обучения грамоте в дореволюционной России. Ч. 2 : Методические системы обучения первоначальному чтению / А. А. Штец ; Федеральное агентство по образованию, Мурманский гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2007. - 176 с

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru