По алфавиту:

Указатель категорий Педагогика Общие закономерности и принципы воспитания

Общие закономерности и принципы воспитания

Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

В процессе воспитания ребенка педагог или родитель закладывают основы будущего, причем, будущего не только для самого ребенка, но и для всего мира. Результаты этого воспитания будут сказываться на протяжении многих лет, оказывая воздействие на тысячи, и даже миллионы людей. Именно поэтому так важно знание основных принципов и закономерностей воспитания, которые служат базой в столь емком и тяжелом процессе.

Выдержка из работы.

Министерство  образования и науки Украины

Севастопольский национальный технический университет 
 
 

                                                                   Кафедра украиноведения,

педагогики  и культурологии

                                                                                                                                
 
 

РЕФЕРАТ

на тему: ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ 
 
 
 

                                                                                                       Выполнила: студентка группы АУ-32д

                                                                                                       Михедова Ю. В.

                                                                                                       «25» сентября  2008 г.

                                                                                                       Проверила: 

                                                                                                       Головко О.Н.

                                                                                                       «__» _______  2008 г 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Севастополь

2008

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Ведение……………………………………………………………………………………………….…....3

1. Понятие  и сущность воспитания…………………………………………………….………….….….4

2. Закомерности  воспитания…………………………………………………………….…………….….8

3. Принципы  воспитания……………………………………………………………….…………….…..9

     3.1 Персонификация…………………………………………….…………………….……………….9

     3.2 Природосообразность…………………………………………………………….……………....11

     3.3 Культуросообразность………………………………………….………………………………...12

     3.4 Гуманизация……………………………………………………………………………………....13

     3.5 Дифференциация……………………………………………………………………………..…..14

Заключение…………………………………………………………………………………………..…..15

Список  использованных источников………………………………………………………………..…16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     В процессе воспитания  ребенка педагог  или родитель  закладывают основы будущего, причем, будущего не только для  самого ребенка, но и для всего  мира. Результаты этого воспитания будут сказываться на протяжении многих лет, оказывая воздействие на тысячи, и даже миллионы людей. Именно поэтому так важно знание основных принципов и закономерностей воспитания, которые служат базой в столь емком и тяжелом процессе.

     Знание  закономерностей поможет правильно построить процесс воспитания, а соблюдение основных принципов даст возможность воспитать в ребенке те черты и качества, которые помогут сформировать в нем сильную и творческую личность, способную противостоять жизненным трудностям и умеющую принимать осознанные решения.

     Однако  для начала необходимо понять сущность самого воспитания и его проблематику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ПОНЯТИЕ  И СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ 
 

     «Искусство  воспитания имеет особенность, что  почти всем оно кажется делом  знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически» (К.Д. Ушинский).

     «Что  такое воспитание?» В педагогике существует несколько разных определений  этой категории, но нет общепризнанного.

     Воспитание это педагогически рациональное управление процессом развития личности ребенка.

     Воспитание это целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном самоопределении; создание условий для самореализации личности.

     Воспитание  в образовательном смыслеэто специально организованная целенаправленная деятельность по формированию и развитию сознания и самопознания ребенка, формированию нравственной позиции и  закрепление ее в поведении.

     Таким образом в определениях можно  выделить общие признаки:

  • целенаправленность воздействий на воспитанника;
  • социальная направленность этих воздействий;
  • создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;
  • освоение человеком определенного комплекса социальных ролей.

     Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.

     Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая  в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И. Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления – подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал надзор за детьми, приказания.  

     Как выражение протеста против авторитарного  воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.

     Советские педагоги, исходя из требований социалистической школы, пытались по-новому раскрыть понятие «процесс воспитания», но не сразу преодолели старые взгляды на его сущность. Так, П. П. Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие данного организма, что объектом такого воздействия может быть любое живое существо – человек, животное, растение. А. П. Пинкевич трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного человека на другого в целях развития биологически или социально полезных природных свойств личности. Социальная сущность воспитания не была раскрыта на подлинно научной основе и в этом определении. Характеризуя воспитание лишь как воздействие, П. П. Блонский и А. П. Пинкевич еще не рассматривали его как двусторонний процесс, в котором активно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые, как организацию жизни и деятельности воспитанников, накопление ими социального опыта. Ребенок в их концепциях выступал преимущественно как объект воспитания.

     В. А. Сухомлинский писал: «Воспитание – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает». Здесь уже ярче выделяется идея взаимообогащения, взаимодействия субъекта и объекта воспитания.

     Современная педагогика исходит из того, что  понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика. Процесс достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика, а оценка успешности действий педагога опять-таки производится на основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении школьника.

     Следует отметить, что понятие «воспитание» употребляется в самых различных значениях: подготовка подрастающих поколение к жизни, организованная воспитательная деятельность и т. п. Ясно, что в разных случаях понятие «воспитание» будет иметь различный смысл. Это различие особенно четко выступает, когда говорят: воспитывает социальная среда, бытовое окружение и воспитывает школа. Когда говорят, что «воспитывает среда» или «воспитывает бытовое окружение», то имеют в виду не специально организованную воспитательную деятельность, а то повседневное влияние, которое оказывают социально-экономические и бытовые условия на развитие и формирование личности.  

     Иное  значение имеет выражение «воспитывает школа». Оно четко указывает на специально организованную и сознательно  осуществляемую воспитательную деятельность. Еще К. Д. Ушинский писал, что в отличие от влияний среды и бытовых влияний, имеющих чаще всего стихийный и непреднамеренный характер, воспитание в педагогике рассматривается как преднамеренный и специально организованный педагогический процесс. Это отнюдь не означает, что школьное воспитание отгораживается от влияний среды и бытовых влияний. Наоборот, эти влияния оно должно максимально учитывать, опираясь на их положительные моменты и нейтрализуя отрицательные. Суть дела, однако, состоит в том, что воспитание как педагогическую категорию, как специально организованную педагогическую деятельность нельзя смешивать с разнообразными стихийными влияниями и воздействиями, которые испытывает личность в процессе своего развития.

     Но  в чем же состоит сущность воспитания, если рассматривать его как специально организуемую и сознательно осуществляемую педагогическую деятельность?

     Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется  с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Вот почему в некоторых пособиях по педагогике воспитание традиционно определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств. В других же работах слово «воздействие» как неблагозвучное и якобы ассоциирующееся со словом «понуждение» опускается, и воспитание трактуется как руководство или управление развитием личности.

     Однако, как первое, так и второе определения  отражают только внешнюю сторону воспитательного процесса, только деятельность воспитателя, педагога. Между тем, само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние. Но как раз об этом в приведенных определениях сущности воспитания умалчивается. Не проясняется в нем и вопрос о том, каким само по себе должно быть это педагогическое воздействие, какой характер оно должно иметь, что зачастую позволяет сводить его к различным формам внешнего понуждения, различным проработкам и морализированию. На эти недостатки в раскрытии сущности воспитания указывала еще Н. К. Крупская и относила их к влиянию старой, авторитарной педагогики. «Старая педагогика, - писала она, - утверждала, что все дело в воздействии воспитателя на воспитуемого… Старая педагогика называла это воздействие педагогическим процессом и говорила о рационализации этого педагогического процесса. Предполагалось, что в этом воздействии – гвоздь воспитания». Подобный подход к педагогической работе она считала не только неверным, но и противоречащим глубинной сущности воспитания.

     Пытаясь более конкретно представить  сущность воспитания, американский педагог  и психолог Эдвард Торндайк писал: «Слову «воспитание» придают различное значение, но всегда оно указывает на изменение… Мы не воспитываем кого-нибудь, если не вызываем в нем изменений». Спрашивается: каким же образом производятся эти изменения в развитии личности? Как отмечается в философии, развитие и формирование человека, как общественного существа, как личности происходит путем «присвоения человеческой действительности». В этом смысле воспитание следует рассматривать как средство, призванное способствовать присвоению растущей личностью человеческой действительности.

     Человеческая  действительность есть не что иное, как порожденный трудом и творческими  усилиями многих поколений людей общественный опыт. Это означает, что в знаниях, практических умениях и навыках, а также в способах научного и художественного творчества, социальных и духовных отношениях «опредмечены» результаты многообразной трудовой, познавательной, духовной деятельности и совместной жизни людей. Все это весьма важно для воспитания.

     Чтобы подрастающие поколения могли «присвоить» этот опыт и сделать его своим достоянием, они должны «распредметить» его, то есть по существу в той или иной форме повторить, воспроизвести заключенную в нем деятельность и, приложив творческие усилия, обогатить его и уже в более развитом виде передать своим потомкам. На этом основании воспитание в философии определяется как воспроизводство социального опыта в индивиде, как перевод человеческой культуры в индивидуальную форму существования.

     Приведенные суждения достаточно четко раскрывают сущность воспитания и дают возможность подойти к его определению с разных сторон.

     На  этом основании можно сделать  вывод, что воспитание – достаточно емкое понятие и представляет собой целую систему взаимосвязанных  воспитательных мероприятий (дел, акций), адекватных поставленной цели. К основным категориям воспитания относятся закономерности и принципы воспитывающей деятельности.  
 
 
 
 

     2 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ 
 

     Педагогические  закономерности воспитания - это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.

     Можно выделить следующие закономерности воспитания :

  1. воспитание совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии  его  с окружающей средой  (любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие - через физические упражнения; нравственное - через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека; интеллектуальное - через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач, при этом, мера усилий ребенка должна соответствовать мере его возможностей);
  2. содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка (опережая актуальные потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей; если не учитывать возрастные изменения потребностей ребенка, то процесс воспитания затрудняется и нарушается);
  3. соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности, то есть, на начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает, и на заключительном этапе ребенок все делает сам под контролем педагога (совместно разделенная деятельность помогает ребенку ощутить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности;  хороший педагог чувствует границы меры собственного участия в деятельности детей, умеет отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор);
  4. только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения, благоприятно развивается. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, умение понять, помочь ребенку, простить его оплошности, защитить;
  5. организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок.
Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru