По алфавиту:

Указатель категорий Педагогика Звуковые средства обучения в учебно-воспитательном процессе начальной школы

Звуковые средства обучения в учебно-воспитательном процессе начальной школы

Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Звуковые средства обучения наряду с диафильмами можно считать наиболее часто используемыми техническими средствами обучения и воспитания в школьной массовой практике. Они широко применяются на уроках по всем предметам, занимают значительное место во внеклассной воспитательной работе. По ряду школьных дисциплин в соответствии с учебными программами в 80-х годах были выпущены комплекты грампластинок, объединенные в фонохрестоматии.

Выдержка из работы.

 
  1. Звуковые  средства обучения в  учебно-воспитательном процессе начальной  школы.

      Звуковые  средства обучения наряду с диафильмами  можно считать наиболее часто используемыми техническими средствами обучения и воспитания в школьной массовой практике. Они широко применяются на уроках по всем предметам, занимают значительное место во внеклассной воспитательной работе. По ряду школьных дисциплин в соответствии с учебными программами в 80-х годах были выпущены комплекты грампластинок, объединенные в фонохрестоматии.

      В настоящее время начинает налаживаться выпуск аудиокассет для использования  в учебно-воспитательном процессе. Вот перечень современных аудиокассет  одной из московских школ: «Великие путешественники» (2 части), литературные чтения - А. Чехов, С. Есенин, А. Куприн, И. Бунин, Л. Толстой, А. Пушкин, И. Тургенев. А. Кристи, Р. Бредбери; английский язык (8 класс), звуковое приложение к учебнику «Курс английского для продолжающих», сказки, песни В. Шаинского, 60 лет студии «Союзмультфильм». «Крылатые качели». «13 классических жемчужин», «14 классических жемчужин».

      Магнитная запись открывает гораздо более  широкие педагогические возможности, нежели грамзапись. Возможность записи речи обучающегося, анализа ошибок, сравнения ее с образцовой речью, а также многократного воспроизведения, повторения с точностью, недоступной человеку, позволяет совершенствовать методику преподавания языков. Применение звукозаписи для развития устной речи учащихся помогает учителю зафиксировать ее, выявить неуловимые для учеников при произношении ошибки, проанализировать и устранить их. 

      Точная  запись устной речи при обучении дает возможность учителю сделать ее у учащихся более правильной и выразительной, отработать интонации, темп, добиться умения применять паузы и другие приемы, исправить содержательные ошибки. Звукозапись используют при изучении грамматики, в особенности тех разделов синтаксиса, где важна интонация, так как от неё зависит правильная расстановка знаков препинания.

      Магнитофон  можно применять для магнитофонного опроса, когда по очереди 3-4 ученика во время уплотненного опроса тихонько наговаривают небольшие по продолжительности (2-3 мин) ответы на магнитофон, которые учитель прослушает после урока и поставит отметки. После прослушивания учитель может отработать ответ вместе с учеником, уточнить и исправить все допущенные ошибки и неточности. Такой опрос хорошо использовать для робких и слабоуспевающих учеников, которые боятся говорить перед классом.

      Звуковые  записи позволяют на уроках по ряду предметов - физике, астрономии, химии, биологии, географии, математике и трудовому обучению - воспроизвести рассказ о научной экспедиции, научном эксперименте или об открытии, услышать репортаж с космического корабля, с подводного батискафа и многое другое.

      Магнитофильмы к урокам могут быть созданы самим преподавателем на основании записей с радио- и телеприемников, живой 
речи, звуков природы или искусственных, магнитных записей, грамзаписей, записей на дисках и др. Магнитную запись можно постоянно дополнить, корректировать и, когда она износится, переписать на новую ленту. 

      В старших классах, чтобы вырабатывать у учащихся навыки записи лекций и объяснений учителя, на магнитную ленту можно записать план школьной лекции, цель, основные тезисы и выводы. Ее можно включать после окончания лекции, чтобы уточнить сделанные записи, или по ходу изложения после отдельных частей лекции, чтобы все успели записать необходимый материал.

      Грампластинки в классе прослушивают на электрофонах, которые до сих пер есть в продаже. Лазерные аудиодиски прослушиваются на различных аудиосистемах и с помощью ПК.

      Для прослушивания записей с магнитных  лент магнитофон или аудиосистему устанавливают  так, чтобы звучание записи в классе было достаточно громким и разборчивым. Звукосистемы с выносными колонками позволяют маневрировать ими до тех пор, пока всем учащимся не будет четко слышен звук. Голоса школьников обычно записывают у стола учителя при помощи микрофона. При удлинении провода учитель сможет подходить с микрофоном к любому ученику. Можно также использовать радиомикрофоны, которые легко перемещать в любое место класса или зала.

      Современная аудиоаппаратура позволяет составить  музыкальную программу, которая будет автоматически воспроизводиться по ходу урока в установленное время и в установленном режиме.

      Все звуковые записи, используемые в школе, можно разделить на две группы: учебные и художественные. Учебные  записи имеют рабочие паузы для выполнения заданий, комментарии по отдельным частям записанного материала, специально вставленные сравнения и сопоставления. Художественные записи целостно воспроизводят художественный текст без каких-либо дидактических вставок. В школьной практике используют следующие виды аудиозаписей. Документальные звукозаписи, которые включают записи голосов писателей, исторические фонодокументы, выступления политических деятелей, ученых, рассказы очевидцев или участников событий. Фонохрестоматия «Великая Отечественная война» воскрешает страницы трагической и героической истории нашей страны. Грампластинки и магнитофонные записи «Говорят писатели», «Поэты читают свои стихи» и т.д. позволяют услышать живые голоса классиков литературы: А. Ахматовой, А. Блока, М. Горького, С. Есенина, М. Зощенко, В. Маяковского, Н. Островского, М. Светлова, К. Симонова, Л.Толстого, М. Шагинян, М. Шолохова и др. Документальность записей производит сильное впечатление на слушателей.

      Тематические  звуковые пособия - специальные фонозаписи по темам школьных программ. Например: «Структура образа в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя», «Погиб поэт», «Петербург Достоевского», «Голоса истории живые», «Из искры возгорится пламя», «Куликовская битва», «Джордано Бруно», «Кеплер», «Ветер с моря» (о А. С. Попове) и др.

      Записи  музыкальных произведений прежде всего используются на уроках музыки, помогая почувствовать глубину и силу музыкального искусства, научить дошкольника и школьника слушать музыку, пробудить в нем любовь и живой интерес к ней, понять ее содержание и характер.

      Но  музыка выступает не только как предмет  изучения. С помощью музыки создается исторический фон, который вводит в атмосферу времени. Она способствует раскрытию содержания литературного произведения, повышает настроение, создает общий эмоциональный фон, стимулирует работоспособность. Музыка должна соответствовать возрасту, интересам, развитию и музыкальной подготовке учащихся.

      Записи  натуральных, естественных звучаний, когда реальный звук помогает лучше понять и почувствовать сущность изучаемого явления. Например, на уроке или занятии важно прослушать крики и голоса различных животных и птиц, шум моря, звуки грозы, промышленные звуки и г. п.

      Звукозаписи для организации самостоятельной  деятельности учащихся ни уроке - записанные на магнитную ленту диктанты и разнообразные задания для самостоятельной работы учащихся. Такие записи готовит учитель. Этот вид звуковых пособий получил широкое распространение не только на уроках русского и иностранного языков, но и на уроках по таким предметам, как математика, физика, химия и т.д., которые проводятся в целях контроля или закрепления изученного материала. Звукозаписи диктантов и заданий приучают школьников работать в нужном темпе, концентрируют их внимание на выполнении работы, дисциплинируют. В процессе этой работы учитель, освобожденный от чтения текста диктанта или заданий, может контролировать самостоятельную деятельность учащихся, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

      В старших классах звукозаписи  можно использовать при индивидуальном выполнении лабораторных работ, дифференцируя уровень самостоятельности - от передачи на головные телефоны учащегося полного пошагового алгоритма выполнения работы до общих или отдельных уточняющих указаний.

      Звукозаписи для лингафонных устройств. Применение специальных программ (звукозаписей) для лингафонных устройств и кабинетов по иностранному и русскому языкам дает возможность учащимся с самого начала изучения языка упражняться в восприятии речи без зрительной опоры. Развитие такого умения - задача трудная, так как при этом отсутствуют вспомогательные факторы (жесты и движения говорящего, мимика, артикуляция). Программу к уроку готовит учитель. Он выбирает готовые грамзаписи или магнитоальбомы или записывает подготовленный им самим текст на магнитную ленту. Правильно составленные программы и умелое использование возможностей лингафонного комплекса обеспечивают индивидуальный подход в обучении, активизируют работу над произношением и пониманием речи на слух, увеличивают речевую практику учащихся на уроке.

      Этапы работы учителя на уроке с применением  звукозаписей: подготовка к восприятию звукового материала, прослушивание звукозаписей, последующая работа.

      Вопрос  о месте звукозаписи на уроке  решается в зависимости от цели, которую предполагается достигнуть на уроке, учитывая, что фонозапись не может заменить объяснения программного материала, она лишь составная часть излагаемого учителем: введение в рассказ, иллюстрация, продолжение, завершение его.

      Составляя план урока с использованием звукозаписей, учитель прослушивает их, отбирая  те, которые прозвучат в классе; сопоставляет текст записей с хрестоматийным, так как нередко встречаются разночтения, требующие предварительного комментария; хронометрирует каждую отдельную запись; обдумывает вступительный или последующий комментарий (во время прослушивания записи комментирование или даже реплики недопустимы: они разрушают целостность восприятия художественного текста и не воспринимаются учащимися); формулирует вопросы к учащимся.

      При планировании намечается место звукозаписи  в ходе урока, которое определяется теме и, спецификой изучаемого материала, характером записи и т.д., и прежде всего, на что уже обращалось внимание, - той целью, которую ставит перед собой преподаватель.

      Содержание, форма и количество используемых на уроке звукозаписей зависят от уровня подготовленности учащихся к восприятию фонозаписи. Обычно при укреплении и особенно повторении темы звукозаписи отводится больше места, чем при изложении нового материала, так как прослушиванием записи нельзя подменять слово преподавателя. Ни одне даже самая уникальная запись не может заменить живого слова  учителя.

      Перед прослушиванием звукозаписи (лучше  перед повторным, чтобы не нарушать целостности восприятия и не снять эмоционального настроя) целесообразно поставить перед учащимися конкретные задачи. Задачи эти разнообразны, но они должны быть посильными для них, учитывать их знания, развитие, возраст.

      После прослушивания записи обязательно  нужно дать учащимся некоторое время на осмысление услышанного, определение своего отношения к нему и только после этого проводить беседу.

      Эффективность использования звуковых пособий  зависит от того, как учитель подготовил учащихся к прослушиванию, нацелил их на определенную деятельность, как организовал последующую работу на материале звукозаписи. На всех этапах работы со звукозаписью слово учителя занимает ведущее место.

      Цель  и характер применения звукозаписи  на уроках по разным 
предметам различны. 

      На  уроках русского языка и литературы она занимает значительное место при анализе текста литературного произведения, в процессе обучения навыкам выразительного чтения, в качестве иллюстрации при работе над звуковой формой речи.

      Фонохрестоматия по русской литературе включает литературные, документальные, музыкальные звукозаписи; художественное чтение, авторские исполнения, инсценировки литературных произведений, фрагменты из спектаклей, опер, романсы.

      Записи  программных художественных произведений содержат лучшие образцы исполнения мастерами художественного слова литературы; произведений, изучаемых в школе. Фонохрестоматия по русской литературе позволяет услышать на уроке В. И. Качалова. В. Н. Яхонтова, А. Н. Грибова, И. В. Ильинского, Ираклия Андроникова и др. Их выразительное чтение способствует глубине восприятия художественного произведения, усиливает эмоциональное готическое воздействие слова. Но нельзя чтение художественных текстов подменять прослушиванием грамзаписей, а само прослушивание проводить без соответствующей подготовки учащихся к его восприятию. Использование на уроках фонозаписей литературных произведений в исполнении мастеров художественного слова требует от учителя более строгого отношения и постоянного внимания к мастерству выразительного чтения, к культуре своей речи, более тщательной предварительной подготовки.

      Постановка  учебной цели включения звукозаписи  в урок определяет характер вопросов и заданий перед прослушиванием.

      Так, грамзапись «Чичиков у Собакевича»  к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»  можно использовать в процессе работы над образами для того, чтобы показать, как характер действующего лица раскрывается через речь. Тогда перед прослушиванием записи учитель предлагает учащимся задание, связанное с анализом речи, например: сравните поведение Чичикова в разговоре с Собакевичем и Маниловым. Как изменились подбор слов и манера говорить, интонация его голоса? Какие черты характера персонажа раскрывают эти особенности речи? Что характерно для речи помещика Собакевича? Покажите, как в его речи проявляется страсть к наживе, стяжательству, хитрость, недружелюбие.

      Такая постановка вопросов определенным образом  направляет самостоятельную поисковую  деятельность учащихся в процессе восприятия звукозаписи и влияет на содержание последующей работы, связанной с составлением характеристики образов поэмы и анализом идейно-художественной ценности произведения. Работа над образами литературных героев с привлечением звукозаписей способствует более глубокому проникновению в текст, позволяет почувствовать силу искусства слова.

      Если  цель прослушивания - обучение выразительному чтению, то часто прибегают к сопоставлению  образцов исполнения одного произведения различными чтецами. Например, сопоставляют чтение басен И. А. Крылова в исполнении А. Н. Грибова и И. В. Ильинского, чтение стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву» В.Н.Яхонтовым и А. М. Шварцем.

      Перед прослушиванием учащимся предлагают сопоставить  исполнительскую манеру чтецов, установить различия в их исполнении. При этом анализ приемов выразительного чтения тесно связывают с работой над литературным текстом. Работу завершают чтением произведения учащимися. Их исполнение не должно сводиться к слепому подражанию мастерам художественного слова, они могут дать свою интерпретацию произведения и обосновать ее. Чтение некоторых учащихся записывают на магнитофон и воспроизводят здесь же, на уроке. Этот прием весьма эффективен: учащиеся, слушая собственное исполнение произведения и сравнивая его с образцами, легче находят ошибки и недостатки в своей речи, которые тут же исправляются.

      По  грамзаписям фонохрестоматии можно, как по обычным текстам, проводить обучающие изложения.

      На  уроках истории применяют как  документальные записи, так и художественные отрывки, воспроизводящие на документальной основе исторические события. Они помогают учащимся глубже проникнуть в историческую действительность, конкретизируют ее и способствуют созданию ярких образов. В них звучат голоса очевидцев событий или записи с места события, которые не только имеют большое познавательное значение, но и вызывают у учащихся глубокий эмоциональный отклик.

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru