По алфавиту:

Указатель категорий Педагогика Влияние стиля руководства учителя на эффективность учебной деятельности

Влияние стиля руководства учителя на эффективность учебной деятельности

Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

данная курсовая работа рассматривает различные аспекты влияния стиля руководства учителя на эффективность учебной деятельности

Выдержка из работы.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 

«Гатчинский педагогический колледж  имени К.Д. Ушинского» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ       РАБОТА 
 
 
 
 

Тема: Влияние стиля руководства учителя на эффективность учебной деятельности 
 
 
 
 
 
 

Иванова Ольга Валентиновна   

Специальность 050709 –   

Преподавание  в начальных классах   

Курс  III, группа 131     

Форма обучения: очная     

Научный руководитель:   

Кошевенко Елена Геннадьевна   
 

Гатчина 

2006

 

Оглавление

Введение

Глава I. Сущностная характеристика системы управления детским коллективом и личностных качеств учителя.

1.1. Система управления  детским коллективом.

1.2. Психолого-педагогическая  характеристика личности учителя.

Глава II. Пути повышения эффективности управления детским коллективом.

2.1. Диагностика  личностных качеств учителей и оценка эффективности их деятельности.

2.2. Содержание  работы по развитию личностных  качеств учителей и повышению эффективности управления детским коллективом.

2.3. Практическая часть.

Заключение.

Список литературы.

 

Введение

     Решение теоретических и практических задач  управления образовательным учреждением  приобретает все больший вес  в связи с гуманизацией и демократизацией, возрастанием роли и значимости защиты прав и свобод человека, развитием рыночных отношений, формирование новых социальных структур и форм управления. Поэтому современному руководителю для эффективного влияния на деятельность подчиненных необходимо глубокое понимание психологических основ управления. Хотя эти механизмы все еще мало изучены, но уже имеющиеся результаты научных исследований могут существенно расширить возможности учителя создавать условия, способствующие формированию заинтересованности членов коллектива в продуктивной работе организации.

     Внедрение достижений психологической науки в практику управленческой деятельности школы должно рассматриваться как важнейший резерв повышения эффективности решения множества практических проблем, возникающих перед учебными, педагогическими коллективами и обществом в целом.

     Данная  курсовая работа дает возможность людям, которым предстоит обучение младших  школьников понять некоторые психологические  основы управления и, опираясь на них  повысить эффективность учебной  деятельности.

     Выбранная мной тема «Влияние стилей руководства учителя на эффективность учебной деятельности» актуальна, так как рассматривает психологические основы стилей руководства учителя и современные механизмы эффективного управления обучаемым коллективом и имеет большую практическую значимость, которая заключается в возможности улучшения условий педагогического труда учителей и повышения эффективности управления классом.

       Объектом исследования является система управления детским коллективом, предметом – личностные качества учителей и их влияние на эффективность управления детским коллективом.

     Цель моего исследования заключается в определении стиля руководства наиболее способствующего эффективной учебной деятельности.

         Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность управления классом будет повышаться, если учитель знает предъявляемые к нему требования и стремится к самосовершенствованию с целью развития тех личностных качеств, которые необходимы современному руководителю.

     Задачи  исследования:

  • изучение истории и современного состояния проблемы;
  • определение стиля управления коллективом;
  • составление перечня качеств личности современного учителя;
  • составление программы совершенствования личности учителя.

     В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ литературы, тестирование.

Курсовая работа имеет следующую структуру: введение,  2 глав,  5 параграфов, заключение, список литературы.                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Сущностная характеристика системы управления детским коллективом и личностных качеств учителей общеобразовательной школы 

1.1. Система управления  детским коллективом школы

     Процесс управления всегда имеет место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определенных результатов.

     Что такое управление? Многие ученые попытались ответить на этот вопрос, определяя понятие «управление» через понятие «деятельность», «воздействие», «взаимодействие».

     Как отмечает Пидкасистый П.И., в самом  общем виде управление – процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов. Управление как “влияние” или “воздействие” определяют так же Шипунов В.П., Кишкель Е.Н., Бандурка А.М.

     «Под  управлением вообще, - пишет В.А.Сластенин, - понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации». А внутришкольное управление, по его мнению, представляет собой «целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата».

     Давая определение понятию «управление» мы соглашаемся с Розановой В.А. в том, что управление это система скоординированных мероприятий (мер) направленных на достижение значимых целей.

     Так как сегодня на смену философии  «воздействия» в управлении школой приходит философия «взаимодействия», «сотрудничества», попытаемся определить понятие «управление детским коллективом» через понятие взаимодействия. Итак, под управлением детским коллективом мы понимаем систематическое, планомерное, сознательное и целенаправленное взаимодействие субъектов управления различного уровня в целях обеспечения эффективной учебе детского коллектива.

     Под системой управления мы понимаем совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой цели учителя. К таким мероприятиям мы относим управленческие функции, реализацию принципов и применение эффективных методов управления. 

      1.2. Психолого-педагогическая  характеристика личности учителя

      Понятие личности в психологии. Группа, как известно, образуется из нескольких взаимодействующих сотрудников, каждый из которых является своеобразной личностью. В процессе решения совместных практических задач люди вступают в сложные отношения друг с другом и с группой в целом. Динамика взаимоотношений личности и группы представляется довольно сложной. Для понимания и оценки этих взаимоотношений следует учитывать как свойства личности, занимающей определенный статус и выполняющей определенную роль в группе, так и состав, содержание учебе и уровень организации группы, а также других более широких социальных объединений.

      В чем же сущность психологического понятия «личность»?

      Личность рассматривается в психологии как носитель сознания и субъект целенаправленной учебе. Применительно к отдельному человеку употребляют три понятия: «индивид», «личность» и «индивидуальность». Индивид - это человек как представитель вида, т.е. в этом понятии подчеркивается биологическое начало в человеке. Всякий человек рождается индивидом, но только в процессе развития (в онтогенезе) он становится личностью. На процесс развития личности влияют в единстве такие факторы как природные задатки, влияние социальной сферы и воспитание.

      Рассматривая  каждого члена учебной группы с точки зрения его индивидуально-психологических свойств, мы подходим к нему как к индивидуальности, т.е. личности, в чем-то сходной с другими людьми, в то же время своеобразной и неповторимой.  Система индивидуальных качеств ребенка является его индивидуальностью, но одним людям удается ярко и продуктивно проявить ее  в своей учебе, другим же – на очень скромном уровне. Знание и учет индивидуальных качеств людей необходим руководителю для реализации индивидуального подхода к ним, более успешному их обучению, адаптации к условиям  группового взаимодействия, для оптимального стимулирования эффективной учебы членов коллектива.

      На  основе анализа структуры личности и свойств индивидуальности можно составить психограмму (психологический портрет) ребенка, позволяющий дать ему качественную оценку.

      Считаю нужным обратиться к краткой характеристике когнитивных процессов и индивидуально-психологических свойств личности.

      Когнитивные процессы личности. В условиях управления и общения люди оценивают друг друга, прежде всего по уровню интеллекта, образуемого системой познавательных процессов. В частности, каждый учитель должен быть требователен к качествам собственного интеллекта, а также к умственным способностям своих подчиненных при оценке их характера выполняемых ими задач.

      Познавательные  процессы, или когнитивные (от лат. cognitio - познание) – это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира. В эту систему включены следующие процессы:

     1. Сенсорные процессы (ощущение и восприятие), которые служат для отражения объективной реальности в форме конкретных чувственных образов. Ощущение обеспечивает отражение отдельных качеств объектов: цвет, яркость, звук, температура, запах, вкус, величина образов, перемещение в пространстве, двигательные и болевые реакции и т.д. Восприятие отражает целостные образы объектов – ребенка, животных, растений, технических объектов, кодовых знаков, вербальных стимулов, рисунков, схем, музыкальных образов и т.п.

       Эти процессы играют важную  роль в профессиональном обучении, учебе, а уровень их сформированности у людей определяют их важные профессиональные способности. Например, опытный водитель на слух определяет неполадки в двигателе.

      2 Память – это система мнемонических процессов, которые служат для запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в форме словесных отчетов и действий тех знаний, которые были усвоены в прежнем опыте субъекта. Память позволяет человеку в пределах его субъективного пространства соединять прошлый, текущий и предстоящий планы его учебе и тем самым участвует в процессах прогнозирования.

      По  временному параметру различают  мгновенную (сенсорную), кратковременную (оперативную) и долговременную память, образуя единую систему переработки информации субъектом. Учет закономерностей этих видов памяти необходим для эффективной организации учебной и профессиональной учебы.

        3. Мышление – это система процессов, осуществляющих отражение объектов в их закономерных связях и отношениях, их понимание, прогнозирование, принятие решений. Мышление включает в себя такие операции, как анализ и синтез, сравнение и различение, абстрагирование, обобщение, систематизация, конкретизация. Благодаря мышлению человек познает законы природы и общества, способен планировать свою деятельность, воздействовать на природу и общество, сознательно управлять своей деятельностью и действиями других людей.

      4. Речь – это система процессов, обеспечивающих передачу и усвоение информации, социальное управление людьми, самосознание и саморегуляцию учебе. Обязательным качеством учителя должна быть высокая культура речи, владение устной и письменной речью, умение использовать речь как средство общения, убеждения и руководства людьми.

      5. Внимание – это особая форма ориентировочной учебе, которая позволяет человеку в условиях обучения и профессиональной учебе выделять и четко воспринимать объекты на фоне окружающей среды. При организации учебы важно учитывать свойства внимания ребенка: объем, устойчивость, распределение, переключение, которые могут выступать в качестве профессиональных способностей. Устойчивость внимания – важнейшее условие продуктивности учебной и практической деятельности, наблюдательности. Отсутствие указанных свойств внимания – одна из основных причин допускаемых ошибок в управлении техникой и людьми.

      6. Воображение (фантазия) – это процесс формирования новых образов на основе переработки образа памяти, т.е. прошлого опыта субъекта. Воображение – основа творчества, изобретательства, предвидения возможных событий.

      Система познавательных процессов образуют сферу интеллекта, и является определяющим компонентом сферы сознания личности.

      Индивидуально-психологические  свойства личности и  их учет в системе управления.

      К индивидуально-психологическим свойствам  личности относятся темперамент, характер, направленность и способность.

      1. Темперамент – это сочетание индивидуальных свойств, определяющих динамическую сторону поведения.

      Согласно  классификации Гиппократа, выделяются 4 основных темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. По классификации К. Юнга – Г. Айзенка выделяются 4 соответствующих типа: экстраверты высокотревожный и малотревожный, интроверты малотревожный и высокотревожный.

      Темперамент обладает определенным набором психологических  проявлений в учебе субъекта: активность, реактивность, динамичность, эмоциональность, тревожность, чувствительность и др.

      Поскольку темперамент есть устойчивая природная  основа поведения индивида, следует стремиться не к переделке типа, а к нахождению для каждого темперамента наиболее подходящих способов реализации его качеств, благоприятных для конкретного вида деятельности; ибо каждый человек, тренируясь в выполнении определенных профессиональных задач, вырабатывает некоторый приемлемый темп и стиль деятельности.

      Поэтому при индивидуальном подходе к  ученикам необходимо подбирать формы учебы (по напряженности, темпу работы, наличию стрессовых ситуаций и др.), к которым легче адаптируется тот или иной тип темперамента.

      Холерик – сильный, неуравновешенный, возбуждаемый тип, высоко тревожный экстраверт. Он наиболее продуктивен там, где требуется высокая активность, увлеченность, концентрация внимания, лидерство, высокая ролевая активность и т.п. Но его следует по возможности отстранить от конфликтных ситуаций, строго объективно оценивать его успехи и тактично указывать на недостатки, воспитывать выдержку и самообладание.

      Сангвиник – сильный, уравновешенный, лабильный тип, малотревожный экстраверт. Он быстро приспосабливается к новым условиям, быстро решает текущие оперативные задачи, обладает быстрой переключаемостью внимания, высокой эмоциональностью, контактностью, коммуникативностью. Его можно использовать для разрядки конфликтных ситуаций в группе, организации совместных действий, лидерства. Сангвиники мало подвержены нервным срывам, стрессоустойчивы. Однако они мало продуктивны в условиях монотонной учебе, требующей длительного напряженного внимания, склонны к перемене обстановки и видам деятельности.

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru