По алфавиту:

Указатель категорий Налоги и налогообложение Налоги: понятия, виды, значения

Налоги: понятия, виды, значения

ВУЗ: БГУ
Тип работы: Реферат
Предмет: Налоги и налогообложение
Количество страниц: 17
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

Введение 3
1. Понятие, значение и функции налогов 4
2. Виды налогов 8
3. Принципы налогообложения. Особенности налогообложения в Республике Беларусь 13
Заключение 16
Список использованных источников 17

Описание.

В современном цивилизованном обществе налоги является основной формой доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса. Налоги являются необходимым инструментом построения экономических отношений в обществе. Они не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.
В условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможности влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние все больше приобретает косвенный характер и осуществляется посредством налогообложения. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в государственный и местный бюджеты. При этом преследуются экономические и социальные цели.
Налоги являются одним из важнейших инструментов рыночной экономики, а поэтому опыт их использования в управлении хозяйством промышленно развитых стран Запада представляет значительный интерес для молодых государств СНГ, в том числе для Беларуси. Вводя новые или отменяя какие-то прежние налоги и сборы, повышая или понижая ставки, используя другие рычаги, государство не просто формирует свой национальный бюджет, но и создает в обществе соответствующую экономическую, социальную и политическую атмосферу, стимулы для трудовой активности граждан, и, в этом смысле, налоги могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны.

Выдержка из работы.

Фискальная функция налогов отражает форму принудительного лишения принадлежащей юридическому или физическому лицу собственности в форме капитала или заработка и может рассматриваться как своеобразный вид эксплуатации со стороны государства.
Для этой функции характерно лишь одно свойство: максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доходы государственного бюджета, что позволяет бесперебойно обеспечивать его расходы.
Сформированные преимущественно налоговым методом бюджетные ресурсы предназначены для развития непроизводственной сферы, обеспечения потребностей науки, здравоохранения, культуры и других общественных потребностей. Разумное целевое использование бюджетных ресурсов стимулирует общественный прогресс.
Отсюда следует, что налоговые отношения включают стимулирующую функцию, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.
Существуют следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты в форме отсрочки взимания налогов; прочие налоговые льготы. Преференции могут устанавливаться в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат. Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется соответствующим договором между хозяйствующим субъектом и налоговым органом. Целевая налоговая льгота в отличие от инвестиционного кредита может предоставляться любому хозяйствующему субъекту органами власти на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в бюджет.
Для стимулирующей функции в отличие от фискальной характерно стимулирование социально-экономической деятельности налогоплательщика, приоритетных для государства направлений. Стимулирующее воздействие оказывается возможным через введение различных видов налоговых льгот и преференций. Никакая другая функция налогов непосредственно стимулирующими свойствами не обладает.
Из сущности налогов вытекает и распределительная, а точнее перераспределительная, функция. Она обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода. При этом одна его часть направляется на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другая часть - в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений.
Через налоги реализуется главное их общественное назначение - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций государства (политических, оборонных, внешнеэкономических, социальных, природоохранных и др.).
Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает государство в крупнейший экономический субъект. Распределительная функция налогов носит объективный характер, как и объективно само существование и функционирование государства. Она возникла вместе с появлением государства, которому требуются средства для выполнения своих функций.
Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Изначально распределительная функция налогов носила сугубо фискальный характер, но с развитием государства, развитием экономики в стране у этой функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм.Сегодня регулирующие возможности налогов настолько велики, что их можно рассматривать как проявление регулирующей функции налогов. Налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость регулирования экономических процессов порождена функциями государства по регулированию экономики. Экономические функции государства усложняются и получают развитие в рыночных условиях, предполагающих свободу хозяйствующих субъектов, расширение их прав, рост самостоятельности и одновременно ответственности за результаты производства.

Список литературы.

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория – М., Юрайт, 2005 г. – с. 312
2. Заяц Н.Е., Бондарь Т.Е. “Налоги и налогообложение”. – Мн.: Вышэйшая школа, 2007 г. - с.316
3. Евстигнеев Е., Викторова Н. Основы налогообложения и налогового законодательства. - СПб: Питер, 2003. - с. 256
4. Ивашковский С.Н. Макроэкономика. - М., Дело, 2002 г. – с. 472
5. Карякина О.А., Барсегян Л.М., Прокопович Н.А. Налоги и налогообложение: Курс лекций. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 232 с.
Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru