По алфавиту:

Указатель категорий Менеджмент Управление до ХХ века: управленческие революции

Управление до ХХ века: управленческие революции

Тип работы: Реферат
Предмет: Менеджмент
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы истории развития управления до ХХ века.

Выдержка из работы.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

     Любая наука базируется на использовании  исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.

     Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:

  • всегда интересно и нужно;
  • позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объем своих знаний;
  • дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизировать их;
  • позволяет извлечь соответствующие уроки из прошлого с тем, чтобы не повторять ошибок в будущем.

     Знание  и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению  и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем [3, С. 44].

       Основываясь на аргументации  об актуальности выбранной темы, можно определить целевую ориентацию  работы.

     Цель  курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы истории развития управления до ХХ века.

     В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:

     1. Проанализировать роль управления в развитии человека и общества.

     2. Выделить основные понятия управления.

     3. Рассмотреть эволюцию управления в истории человечества.

     4. Изучить подход к управлению в наше время.

Объектом работы является управление как процесс.

Предметом непосредственно эволюция подходов к управлению до ХХ века.

     Исследование  проведено двумя методами: анализ и исторический метод.

     Данная  работа может быть использована как теоретический материал на предметах связанных с изучением истории менеджмента и управления.

 

Глава 1. Теоретические основы управления

1.1. Роль управления  в развитии человека  и общества

     Управление  – это особое проявление сознания, воли и устремлений людей, выражающееся в создании соответствующего социального института – системно организованной совокупности человеческих знаний, поведения, социальных практик и деятельности. Управление как вид социальной практики существует с тех пор, как возникла необходимость в совместной и целенаправленной деятельности людей.

     Осознание феномена социального управления началось с признания института власти, точнее божественной власти. Затем  стали возникать и осознаваться другие проявления социального управления. Если раньше человек подчинялся лишь своим инстинктам, то со временем он все больше испытывал влияние своеобразной управляющей силы, становился социально организованным, а значит, возникала возможность подчинить общим правилам поведения (управлять) все большее количество людей. Эта возможность становилась реальностью благодаря формированию все более и более сложных социальных механизмов управления [2, С. 124].

     Люди  трудятся совместно, поэтому их деятельность носит общественный характер и ею необходимо управлять. Всякий совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупных масштабах, нуждается в управлении. Характер социального управления постоянно усложнялся. Механизм управления первобытной общины, состоящий из старейшины, вождя, совета и некоторых других институтов (божественных законов, обычаев, традиций, ритуалов) намного проще механизма управления современного общества. Структура и функции современного государства несравнимы по сложности с механизмами управления первобытных племен.

     Таким образом, можно сказать, что социальная эволюция, сопровождающаяся усложнением социальных организаций и увеличением их размеров, связана с усложнением социального управления. История развития общества – это процесс усложнения структуры организации и деятельности людей. Форма, в которой осуществляется подобное движение, представляет собой выделение новых видов деятельности и их обособление в результате развития разделения общественного труда, сопровождаемого ростом его производительной силы. Вся история общества была подчинена целям выживания отдельного человека и социальной общности [6, С. 37].

1.2. Власть и управление

     Итак, управление возникло там, где люди захотели действовать сообща. Исторически  оно зародилось в процессе формирования человека как социального существа. Чтобы противостоять силам природы, первобытные люди вынуждены были объединяться в группы, что делало неизбежной согласованность поведения для достижения поставленных целей. Первой из форм организации совместного труда была родовая община. Именно через нее человечество вышло из дикого состояния и достигло цивилизации. В родовой общине регулирование началось с упорядочения семейно-брачных отношений с целью недопущения кровнородственных связей, подрывавших биологию последующих поколений. При этом управление трудовой деятельностью и семейно-брачными отношениями не разделялось, а осуществлялось общими институтами управления. Род выступал единой производственной и социальной организацией.

     Затем появляется частная собственность, возникают классы. Оформляется противоречие между общественным производством и частной формой присвоения, что потребовало иного типа социального управления. Интересы большинства подчинялись интересам меньшинства. Обеспечить подобное подчинение управление, опирающееся на нормы нравственности, было уже не способно. Требовался непререкаемый авторитет, сила, способная воздействовать на поведение всех элементов социальной структуры, В общественную жизнь вошла власть как социальное явление.

     Существуют  различные подходы к определению  власти, отражающие сложную природу этого явления:

1) Подход  телеологический (с точки зрения  цели). Характеризует власть, как  способность достижения определенных  целей, получение намеченных результатов.  Представители этого направления,  среди которых видное место  занимает Бертран Рассел, трактуют власть, довольно широко распространяя ее и на взаимодействие человека с природой.

2) Подход  бихевиористский. Его представители:  Лассуэлл, Мерриам и др., трактуют  власть как особый тип поведения,  при котором одни люди командуют,  а другие подчиняются. Бихевиористский подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти.

3) Подход  системный. Он возник в противовес  бихевиористскому видению власти  и исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы. Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) рассматривают власть как способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств, направленных на реализацию ее коллективных целей. Это во многом обусловливает относительность власти, т. е. распространенность на определенные системы.

4) Подход  структурно-функционалистский. Власть  рассматривается как способ самоорганизации  человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функции управления и исполнения. Без власти невозможны коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей.

5) Подход  реляционистский (от французского  слова "relation" - отношение) рассматривает власть как межличностное отношение, при котором один из участников оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.  
           Все подходы в своей сущности сходятся на том, что власть начинается там, где возникает подчинение. Иначе говоря, власть - это один из сложнейших видов социального взаимодействия, проявляющегося в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решение, приобретающее обязательный характер для другого субъекта или группы.

     По  определению отечественного философа и социолога С.С. Авдреева, исторически  сложились три формы власти: власть Собственности, власть Закона, власть Идеи. Реализующее их социальное управление представляют собой единое целое, в котором каждая из составляющих взаимно дополняет другие. Поскольку власть Собственности предопределяла власть Закона, да и власть Идеи, а также реализующее их управление, различным типам собственности соответствовал объективно необходимый тип социального управления. Рабовладельческий способ производства нуждался в таком хозяйственном управлении, которое осуществляло бы ничем не ограниченную власть собственности по отношению к рабу как говорящему орудию труда. Потому организационно-техническая сторона управления превращалась больше в техническую и не несла ничего социального, т. е. не являлась управлением людьми. Ее осуществление не требовало высокой квалификации и особого аппарата. Не нуждалась в нем и социально-экономическая сторона, проявляясь совершенно неприкрыто как средство эксплуатации.

     Недаром институт власти часто отождествляют  с самим управлением, хотя, строго говоря, власть есть лишь предпосылка  управления. К власти допускались  те члены общества, кто был лучшим производителем, добытчиком, защитником или умело организовывал исполнение этих функций. Конкуренция способствовала развитию общества. Стремление к власти приводило к расширенному воспроизводству, т.е. не только к росту численности членов общества, но и совершенствованию технологий и структуры взаимоотношений, иначе организации. На более высоком уровне происходили формирование, конкуренция и смена разнообразных жизненных укладов, имеющих разные технологии и организационное устроение. Однако суть системы управления в обществе не менялась. Вместе с осознанием полезности управления наступило время его практического использования. Свидетелями тому стали египетские пирамиды, дворцы фараонов, висячие сады Семирамиды и другие чудеса света. С помощью управления одерживались военные победы, велось дворцовое и городское хозяйство [8, С. 65].

     Человек непредсказуем и склонен к  тайне. Он прячет свои вещи за заборами и замками, тело – под одеждой, а мысли за словесными уловками. Недаром А.П.Чехов говорил, что каждое личное существование держится на тайне. Между тем, чтобы управлять людьми, необходимо быть уверенным в предсказуемости их поступков. Любая деятельность – это управляемая реальность. Наряду с основным процессом собственно деятельности в ней всегда присутствует параллельный – информационный по отношению к нему – процесс, в котором существуют цели, ценности, планы, карты ситуации, перечень ресурсов – все то, благодаря чему субъект проектирует и организует свою деятельность. Управление связывает информационные слои деятельности всех участников совместного труда в единую систему. Системообразующим ядром этой системы является цель (образ результата, на достижение которого направлен совместный труд) или функция (нормативная модель деятельности). Достижение цели или выполнение функции обеспечивается путем влияния на исполнителей. Сама возможность такого влияния определяется как власть в отношении рассматриваемой деятельности.

     Накопленный человечеством опыт убеждает, что  объективная необходимость управления всякий раз воспроизводится на более высоком уровне обобществления собственности и власти. По мере того, как развивались и усложнялись общественные отношения, по мере становления и развития хозяйственной, производственной деятельности усложнялось, структурировалось и содержательно обогащалось само управление. Образно выражаясь, управление и по форме, и по содержанию прошло в своем историческом развитии примерно такой же путь, какой прошли за все эпохи орудия труда человека – от палки и каменного топора до гибких автоматизированных самонастраивающихся производств и современной электроники с искусственным интеллектом [9, С. 163].

1.3. Основные понятия  управления

     Что же такое управление? В настоящее  время на этот вопрос вряд ли можно  получить однозначный ответ. Все зависит от позиции исследователя, его профессии и научных интересов.

     1. С позиции классического менеджмента,  управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать  и реализовать цель (цели) организации.

     2. С позиции системного анализа,  управление – это наука и  искусство принятия решений. Процесс  управления – это последовательное  осуществление выработки и принятия  решений, организации выполнения  принятых решений, координации  хода работы по выполнению принятого решения, контроля за ходом выполнения принятого решения.

     З. С позиции кибернетики, управление это процесс организации такого целенаправленного воздействия  на объект, в результате которого он переходит в требуемое (целевое) состояние.

     4. С позиции правоведения, управление  – это государственное правовое  регулирование с помощью законов.

     5. С позиции политологии, управление  – это управление обществом,  страной, государством: недаром слово  «политика» означало в древнегреческом  языке искусство управлять гражданами, государством.

     Существует  немало других подходов, отражающих разнообразие отношения к управлению. К примеру, Ф.Тейлор – основатель школы научного управления – определял управление как искусство знать точно, что  предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом.     П. Друкер считает, что управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. По мнению В.Н.Иванова, управление – это особый вид профессиональной деятельности, который не сводится только к достижению целей системы, организации, но и представляет собой средство поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития. В.И. Куценко определяет управление как процесс осознания и организации решения назревших проблем. Он считает, что к функциям управления должны быть отнесены такие, как усмотрение, осознание, осмысление назревшей проблемы, оценка сложившейся проблемной ситуации [11, С. 87]

     В английском языке вообще нет общего термина «управление», а в каждой области деятельности используется своя терминология: управлять армией, предприятием, производством – control (direction); управлять страной – rule; управлять делами – manage; управлять машиной – operate, run; управлять автомобилем – drive; управлять оркестром – conduct; руководить – govern и т.д. В отличие от менеджмента (management), связанного с управлением фирмой, социальное управление (social administration, public administration) обычно связывают с управлением социальной системой, под которой понимается сложноорганизованное упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями.

     Итак, управление – это процесс непрерывного и целенаправленного воздействия на объект с целью достижения необходимых результатов. Управление включает три аспекта:

     а) институциональный – «кто» «кем»  управляет;

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru