По алфавиту:

Указатель категорий Маркетинг Премии качества: Европейская награда за качество(EQA). Критерии, показатели, система оценки

Премии качества: Европейская награда за качество(EQA). Критерии, показатели, система оценки

Тип работы: Реферат
Предмет: Маркетинг
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2010
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Существует несколько основных премий качества мирового уровня. Так, японская премия Деминга в Японии - это престижная награда за успешную разработку и применение методов управления качеством в масштабах всей компании. Национальная премия качества Малкольма Болдриджа в США - бизнес-модель, сформировавшая философию современного мирового предпринимательства. Наряду с ними Европейская премия качества - это образец взаимовыгодного сотрудничества организаций Европы под эгидой Европейского фонда управления качеством.

Выдержка из работы.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Кафедра маркетинга 
 

 
Реферат

 

     на  тему: Премии качества: Европейская награда за качество(EQA). Критерии, показатели, система оценки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кемерово, 2010 

Европейская награда за качество (European Quality Award — EQA)

     Мировые премии в области качества давно  вышли за рамки конкурсов. Теперь они, прежде всего, модели совершенствования  бизнеса на основе повсеместного  управления качеством - Total Quality Management. К таким моделям с полным основанием можно отнести Европейскую премию качества (European Quality Award).

     Существует  несколько основных премий качества мирового уровня. Так, японская премия Деминга в Японии - это престижная награда за успешную разработку и применение методов управления качеством в масштабах всей компании. Национальная премия качества Малкольма Болдриджа в США - бизнес-модель, сформировавшая философию современного мирового предпринимательства. Наряду с ними Европейская премия качества - это образец взаимовыгодного сотрудничества организаций Европы под эгидой Европейского фонда управления качеством.

     Европейская премия (награда) качества (EQA) была учреждена  в 1992 г. Европейским Фондом Управления Качеством (The European Foundation for Quality Management — EFQM) при поддержке Европейской Организации Качества (The European Organisation for Quality — EOQ) и Европейской Комиссии (The European Commission). Это решение было обусловлено самим ходом развития европейского бизнеса.

     В начале 1980-х годов европейские  компании начали реализовывать свои собственные пути выживания в  бизнесе, что привело к огромному  вниманию к качеству, ибо оно стало  критерием конкурентоспособности. Это не ограничивалось только качеством  продукции или услуги. Качество учитывалось и в доставке (логистике), администрировании, сервисе заказчика и других аспектах деятельности компаний. Реализуя необходимые требования TQM, большинство компаний в Европе начали деятельность по улучшению их управления и деловых процессов. Стала очевидной значительная выгода работы в условиях TQM: увеличилась конкурентоспособность, снизились цены, получили большее удовлетворение клиенты и другие заинтересованные стороны.

     Признавая необходимость стимулирования дальнейшего  развития процесса TQM, 14 ведущих западноевропейских компаний в 1988 г. сформировали Европейский Фонд Управления Качеством (EFQM). К июлю 1993 г. число членов EFQM возросло и составило более 280.

     EFQM играет важную роль, способствуя  улучшению позиции западноевропейских компаний на мировом рынке. Это достигается двумя путями:

  1. возрастанием числа компаний, воспринявших качество как стратегию для обеспечения преимущества в мировой конкуренции;
  2. стимулированием и содействием развитию деятельности компаний, направленной на улучшение качества.

   В соответствии со вторым путем EFQM разработал и опубликовал в 1992 г. положение  о новой награде европейскому бизнесу — EQA, базирующейся на модели деятельности компании, которая, по мнению разработчиков, в наибольшей степени  соответствует модели TQM для Западной Европы. Компания, получающая награду, должна превосходить другие компании на европейском рынке. Чтобы получить награду, претендент за последние несколько лет должен продемонстрировать, что его подход к TQM вносит значительный вклад в удовлетворение потребителей, служащих и других заинтересованных сторон, а применяемая им модель направлена на продолжение улучшения.

   Первая  награда была вручена в Мадриде  в 1992 г. европейскому отделению американской фирмы Xerox — Rank Xerox Limited, которая насчитывает около 28 000 служащих и имеет свои производства в Испании, Франции и Нидерландах. Сама же американская фирма Xerox, как уже отмечалось ранее, была награждена премией М. Бэлдриджа в 1989 г.

   Европейская премия качества находится на вершине пирамиды многочисленных национальных и региональных премий европейских стран в области качества (например, в России это Премии Правительства РФ в области качества). Соискатели ЕПК, как правило, первоначально добиваются успеха в этих локальных конкурсах, а уже затем включаются в борьбу за главную премию Европы в области качества.

   Стоимость участия в конкурсе, включая затраты  на прием экспертов для проведения обследования на местах, варьируется  от 3 тысяч евро для малых предприятий  до 9-14 тысяч евро для некоммерческих организаций и крупного бизнеса.

Три уровня качества

     Организатором и учредителем премии является Европейский  фонд управления качеством (European Foundation for Quality Management, EFQM). Фонд представляет собой партнерство более чем 750 различных европейских организаций, каждая из которых стремится к повышению эффективности и достижению совершенства в бизнесе.

     В конце 2001 года эксперты EFQM разработали систему признания достижений организаций в области качества, не зависимо от их размера, оборота и сферы деятельности - Уровни Совершенства (Levels of Excellence). Европейская премия качества является высшей ступенью Уровней Совершенства EFQM.

Уровни Совершенства включают следующие ступени, начиная  с наивысшей:

     -  Европейская премия качества;

     -  Признание совершенства;

     -  Стремление к совершенству.

Рассмотрим  специфику каждого уровня подробнее.

Высший  уровень

Европейская премия качества - это соревнование организаций, стремящихся быть эталоном совершенствования бизнеса в  Европе (и в мире).

     Участие в конкурсе требует подготовки отчета установленной формы объемом  до 75 страниц. Его оценивает группа из 4-8 экспертов, в которую входят топ-менеджеры различных отраслей бизнеса из разных стран Европы.  

     Соискатели, получившие высокие предварительные оценки, принимают экспертов для обследования на местах. Визит занимает до 7 дней, в течение которых организация обязана предоставить экспертам возможность увидеть все этапы бизнес-процесса.

     По  результатам обследования на местах эксперты выставляют итоговые оценки конкурсантам и определяют финалистов, призеров и победителей премии. Каждый участник конкурса получает заключение независимых экспертов, которое призвано помочь конкурсантам в их стремлении к совершенству. В этом документе эксперты указывают сильные и слабые стороны организации, направления, где необходимо провести первоочередные улучшения и рекомендации по их проведению.

     Эксперты  Премии - это практикующие менеджеры  или ученые с богатым опытом исследований и оценки в области качества. Поэтому их экспертное заключение представляет для компаний-участников ценную консультацию. Многие участвуют в конкурсе именно ради ее получения.

     Организации, достигшие статуса финалиста, уже  могут гордиться своим результатом, так как они приобретают статус эталонных (бенчмаркинговых) компаний, что позволяет им войти в ряд ведущих организаций Европы.

     Победители  ЕПК определяются ежегодно в каждой из организационных категорий, причем может быть несколько победителей  в одной категории. Они не имеют  право участвовать в конкурсе в течение следующих пяти лет.

     Организации, получившие Европейскую премию качества, считаются эталонными и получают всеобщее признание используемых подходов и достигнутых результатов. Помимо того, они получают право использовать логотип победителя ЕПК на бланках, визитках, в любых рекламных материалах и т.д. Всеми этими преимуществами компании могут пользоваться бессрочно, однако с течением времени, естественно, происходит моральное старение статуса победителя.

Другие  уровни

Признание совершенства (Recognized for Excellence) - это уровень для организаций, имеющих опыт самооценки на базе модели EFQM. Участники учатся систематизировать деятельность по определению сильных сторон организации и областей, требующих первоочередного улучшения. Уровень

Стремление  к совершенству (Committed to Excellence) разработан для организаций, только начинающих путь совершенствования.

Претенденты этих уровней проходят те же этапы, что и участники ЕПК, с той  лишь разницей, что форма отчета несколько упрощена и обследование на месте занимает меньше времени. Победители этих уровней также могут использовать свои достижения в рекламных целях. 

Из российских компаний сертификат Recognized for Excellence в октябре 2001 года получило ОАО "Машиностроительный завод", г. Электросталь, Московской области. Сертификат Committed to Excellence в мае 2003 года получил Концерн "Калина", г. Екатеринбург.  

Критерии  оценки

Модель совершенствования  EFQM (Excellence Model) объединяет девять элементов (критериев), разбитых на две группы: "Возможности" и "Результаты". Каждый критерий имеет бальную оценку, общая сумма баллов по всем критериям составляет 1000 баллов. Вес каждого критерия устанавливается экспертами EFQM и многочисленными пользователями модели. Он может меняться с учетом накапливаемого опыта и переменами во внешней среде. Группы "Возможностей" и "Результатов" имеют эквивалентные максимальные оценки - по 500 баллов, что показывает одинаковую важность, как потенциала организации, так и того, насколько успешно этот потенциал реализуется.

   РИС 1:Развертка первого  уровня (а) и логическая модель (б) оценки EQA (1992 г.):

 

Группа "Возможности" включает в себя пять критериев:

  • Руководство (Лидерство, т.е. роль всех руководителей в продвижении компании к TQM) (100 баллов);
  • Политика и стратегия, которые оцениваются виденьем компанией своих целей, понятиями ценностей для нее и направлением развития, а следовательно, путями достижения поставленных целей; (80 баллов);
  • Управление людьми, учитывающее не столько методы и формы управления работниками компании, сколько чувства всех сотрудников по отношению к своей компании; (90 баллов);
  • Партнерство и ресурсы — управление, применение и сохранение финансовых, информационных и технологических ресурсов; (90 баллов);
  • Процессы организацией — управление всевозможной деятельностью внутри компании, которая добавляла бы ценность ее продукции. (140 баллов).

Оценивающие пользуются счетом для взвешивания  каждого критерия. Для оценки возможностей и результатов используются различные  факторы.

Возможности. Каждая часть критериев возможностей оценивается согласно подходу и степени его применения (см. таблицу 1):

ТАБ 1:Подсчет очков  для возможностей претендентов

Подход  Рейтинг Масштаб применения
Анекдотичный  или не прибавляющий ценности 0 % Малая эффективная польза
Очевидность в логично построенных подходах. Предмет случайного пересмотра. Некоторые  области интеграции действуют в  норме 25 % Применен  к почти четверти потенциала, считая все имеющие отношение к делу сферы и деятельности
Очевидность в логично построенных систематических подходах. Предмет регулярного пересмотра в соответствии с эффективностью в бизнесе. Интеграция и планирование хорошо организованы 50 % Применен  к почти половине потенциала, считая все имеющие отношение к делу сферы деятельности
Полная  ясность в логично построенных  систематических подходах. Полная ясность  в улучшенной эффективности бизнеса  по циклам пересмотра. Хорошая интеграция подходов к нормальным операциям  и планированию 75 % Применен  к почти трем четвертям потенциала, считая все имеющие отношение к делу сферы и деятельности
Полная  ясность в логично построенных  систематических подходах. Полная ясность  в улучшенной эффективности бизнеса  по циклам пересмотра. Подход стал полностью  интегрированным в рабочую среду. Может послужить ролевой моделью для других организаций 100 % Применен  к полному потенциалу во всех имеющих  отношение к делу сферах и видах  деятельности
Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru