По алфавиту:

Указатель категорий Макроэкономика Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики

Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики

ВУЗ: БГЭУ
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
Количество страниц: 34
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Сущность категории человеческий капитал 5
2. Структура человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки 10
3. Состояние человеческого капитала в Республике Беларусь и его влияние на уровень социально-экономического развития 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Приложение А Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения 34

Описание.

Курсовая работа: 34 стр., 3 рис., 2 табл., 21 ист., 1 приложение.
Ключевые слова: ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ОБРАЗОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ
Объектом исследования настоящей работы является человеческий капитал в процессе социально-экономического развития Республики Беларусь.
Предметом исследования является анализ экономических и социальных отношений, влияющих на формирование человеческого капитала.
Целью исследование является изучение человеческого капитала и разработка путей совершенствования его развития в Республике Беларусь.
Методологической и теоретической базой исследования является диалектический подход к изучению процессов и явлений, системный подход, метод сравнений и аналогий и другие общенаучные методы исследования.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Выдержка из работы.

В зависимости от степени обобщенности человеческого капитала в его структуре можно обозначить следующие компоненты: индивидуальный, коллективный и общественный. Два первых рассматриваются на микроуровне как человеческие капиталы отдельно взятого человека и группы людей, объединенных по определенному признаку: коллектив фирмы, члены социально-культурной группы и т.д. Общественный компонент – это человеческий капитал на макроуровне, он представляет собой весь накопленный обществом человеческий капитал, который, в свою очередь, является частью национального богатства, стратегическим ресурсом и фактором экономического роста.
Наиболее обобщенным подходом к определению составляющих человеческого капитала является:
- биологический человеческий капитал – ценностный уровень физических способностей к выполнению трудовых операций, уровень здоровья населения;
- культурный человеческий капитал – совокупность интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивидов, которые используются или могут быть использованы в трудовой деятельности и узаконивают обладание статусом и властью [12, c. 41].
Биологический человеческий капитал состоит из двух частей: одна часть является наследственной, другая – благоприобретенной. В течение всей жизни индивидуума происходит износ этого капитала, все более и более ускоряющийся с возрастом (смерть необходимо понимать как полное обесценение фонда здоровья). Реализация вложений, связанных с охраной здоровья, способна лишь к строго ограниченному развитию биологического капитала работника. Ее главное предназначение – увеличивать период активной жизнедеятельности индивида.
Культурный капитал – это языковая и культурная компетенция человека, богатство в форме знания или идей, которые легитимируют статусы и власть, поддерживают установленный социальный порядок, существующую в обществе иерархию. Культурный капитал индивида характеризуется следующими показателями: интеллектуальная культура (интеллектуальный капитал), образовательная культура (образовательный капитал), морально-нравственная культура (морально-нравственный капитал), символическая культура (символический капитал), социальная культура (социальный капитал).
Для воспроизводства человеческого капитала необходимы значительные затраты и различные виды ресурсов как со стороны индивида, так и со стороны общества (государственных учреждений, частных фирм, семьи и т.д.). Подчеркивая схожесть таких затрат с вложениями других видов капитала, экономисты относятся к ним как к инвестициям в человеческий капитал. Источниками таких инвестиций являются затраты работодателей, бюджетные расходы государства, индивидуальные расходы граждан.
Инвестирование в человеческий капитал предполагает преследование для инвестора каких-то выгод как для себя непосредственно, так и для третьих лиц. Так, для работника – это повышение уровня доходов, удовлетворение от работы, улучшение условий труда, рост самоуважения, улучшение качества жизни. Для работодателя – это повышение производительности, сокращение потерь рабочего времени и рост эффективности производства, что в конечном итоге способствует повышению конкурентоспособности фирмы. Для государства – это повышение благосостояния граждан, рост валового дохода, повышение экономической активности граждан [8, c. 44].
Осуществление инвестиций – очень важный процесс в воспроизводстве человеческого капитала, в котором он выступает либо объектом, либо субъектом, либо результатом воздействия. Таким образом, инвестиции лишь создают основу для производства человеческого капитала в системе образования, здравоохранения, повышения квалификации, экономической мотивации, географической мобильности и т.д. Их содержание – не просто вложение средств, а еще и реальная, осознанная и целенаправленная деятельность инвестора. При этом важную роль в создании человеческого капитала играют затраты труда и усилий по саморазвитию и самосовершенствованию. Произведенные затраты неизбежно включаются в общественные затраты во всем воспроизводственном процессе.
Несмотря на отличие физического и человеческого капитала, их формирование имеет определенное сходство: и физический, и человеческий капитал требуют значительных отвлечений средств в ущерб текущему потреблению, и тот и другой накапливаются в результате привлечения экономических ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других благ в целях текущего потребления, от обоих зависит уровень развития экономики в будущем, в течение времени и тот и другой производят определенный продукт, и, наконец, они ограничены сроком использования – машины изнашиваются, люди умирают.
Известно, что любые существенные изменения в трудовых ресурсах, открывая новые возможности, таят в себе и потенциальные угрозы. В ближайшие десять лет нельзя исключать развития целого ряда негативных тенденций. Основной проблемой является расширение зоны деградации человеческого капитала. Это понятие означает многослойный социальный феномен, складывающийся из целого ряда взаимосвязанных процессов, одним из важнейших в которых является депопуляция и, прежде всего, сокращение численности населения в трудоспособном возрасте.
Структура вложений в человеческий капитал включает в себя следующие виды инвестиций [10, c. 60]:
- образование, подготовка на производстве;
- здравоохранение;
- мотивация;
- поиск информации и миграция;
- фундаментальные научные разработки;
- экология и здоровый образ жизни;
- культура и досуг.
Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, а следовательно, увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные. Формальные инвестиции – это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение второго образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные – это самообразование индивида; к этому виду относятся чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства. При повышении уровня образования эффективность труда работника повышается либо посредством увеличения производительности труда, либо посредством получения знаний, которые делают работника способным осуществлять такую трудовую деятельность, результаты которой представляют большую ценность.
Накопление интеллектуального капитала подразумевает не столько наращивание объема знаний, сколько развитие навыков применения этих знаний, осознание своей значимости и своего места в обществе, умение приспосабливаться к изменяющимся условиям в свою пользу.
В развитых странах особое значение имеют профессиональная подготовка на производстве и курсы переподготовки. Профессиональная подготовка выступает как механизм, с помощью которого человек, приходящий на предприятие, может лучше ознакомиться со своей работой, больше узнать о предприятии. Курсы переподготовки предоставляют работникам возможность приобретения знаний по новым перспективным направлениям в рамках имеющейся специальности.
Во время обучения человек часто лишается возможности получать нормальный доход, ограничивается в свободном времени, работник соглашается на снижение доходов на время профессионального обучения. Эти потери заработков называются потерями утраченных возможностей и составляют значительные суммы. Учеба рассматривается как отвлечение рабочей силы из сферы экономической деятельности [12, c. 75].
Из всех видов инвестиций, наряду с образованием, наиболее важными являются вложения в здоровье человека. Ведь охрана здоровья действительно продлевает жизнь человека, а следовательно, и время функционирования человеческого капитала.

Список литературы.

1. Беккер Гэри. Экономика семьи и макроповедение // США: экономика, политика, идеология. – 1994. – № 2-3.
2. Виноградский Б.Б., Сизов В.С. Менеджмент в китайской традиции: учеб. Пособие – М.: Экономистъ, 2007. – 255 с.
3. Волгин Н.А., Плакся В.И. Доходы и занятость: мотивационный аспект М., 2004.
4. Волгин Н.А., Николаев С.В. Доходы работника и результативность производства: (Проблемы, реалии, перспективы). М., 2004.
5. Волгин Н.А. Опыт развития человеческого капитала / Н.А. Волгин; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - М., 2001.
6. Владимирова Л. П. Экономика труда. М., 2002.
7. Воловская А. М. Экономика и социология труда. М., 2001.
8. Гойло В.С. Современные западные теории воспроизводства рабочей силы. - М.: Наука, 1995.
9. Дайновский А.Б. Экономика высшего образования. - М.,1996.
10. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Коннов В.А., Курганский С.А. Производительные силы человека: структура и формы проявления. - СПб.: СПбУЭФ, - 2003.
11. Дятлов С.А. Человеческий капитал Китая: проблемы эффективности использования в условиях переходной экономики. - СПб.: СПбУЭФ,2005.
12. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. - СПб.: СПбУЭФ,2004.
13. Дятлов С.А. Экономика образования в условиях переходного периода. - СПб.: СПбУЭФ,2005.
14. Ефременко Н.В. Национальная стратегия как инструмент борьбы с бедностью// Белорусский экономический журнал. 2009 г. №1.
15. Завельский М. Г. Экономика и социология труда. М., 2001.
16. Кардашов В. Мотивация персонала: Теория и практика // Человек и труд. 2002. №10.
17. Капелюшников Р.И. Современные западные концепции формирования рабочей силы. - М.: Наука, 2001.
18. Капелюшников Р.И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению // США: экономика, политика, идеология. – 2003. - № 11.
19. Капелюшников Р.И. Концепция человеческого капитала. Критика современной буржуазной политической экономии. - М.: Наука. 1997.
20. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб.пособие/ В.Н. Шимов, Я.М. Александрович и др.; под общ. ред. В.Н. Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2008.
21. http://belstat.gov.by/ - Национальный статистический комитет Республики Беларусь.
Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru