По алфавиту:

Указатель категорий Макроэкономика Реформирование налоговой системы Республики Беларусь

Реформирование налоговой системы Республики Беларусь

ВУЗ: БГУ
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
Количество страниц: 40
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Cкачиваний: 3
Последнее скачивание: 2010-12-19

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..….3
1. Налоги как инструмент рыночной экономики……………………………….…5
1.1 Налоги, их сущность, функции и место в экономическом
устройстве общества………………………………………………………………...5
1.2 Виды налогов ………………………………………………………………….10
2. Проблемы становления и развития налоговой системы
Республики Беларусь………………………………………………………………14
2.1 Содержание и принципы построения налоговой системы
Республики Беларусь………………………………………………………………14
2.2 Налоговая система и ее регулирование в Республике Беларусь……………22
3. Реформирование налоговой системы Республики Беларусь………….….…..28
Заключение…………………………………………………………………………36
Список использованных источников……………………………………………..40

Описание.

Целью данной работы является рассмотрение экономической сущности налоговой системы, ее функций и принципов, реформирование налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе.
Для достижения этой цели в работе:
? рассмотрена сущность налогообложения как инструмента государственной политики;
? дана экономическая характеристика налоговой системы;
? рассмотрена налоговая система Республики Беларусь в современных условиях.
При подготовке работы были использованы законодательные акты, постановления правительства Республики Беларусь, статистические издания, учебники и учебные пособия по налогообложению, научные статьи в ежемесячных периодических изданиях, монографии и работы таких ученых-экономистов Беларуси, как Зайца Н. Е., Киреевой Е. Ф., Шмарловской Г. А., а также российских авторов и другие.

Выдержка из работы.

В основу налоговой системы Республики Беларусь положены классические принципы налогообложения, а также некоторые разработанные ранее в развитых зарубежных странах принципы налогообложения, хотя в силу сложных условий переходного периода - не все принципы. Некоторые из принципов дополнены и уточнены в соответствии с конкретными условиями.
Налоговая система Республики Беларусь базируется на следующих принципах:
1. однократность обложения, т.е. один и тот же объект по одному виду налогов облагается только один раз за определенный законом период;
2. оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
3. одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам - объектам налогообложения;
4. установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;
5. четкая классификация налогов, взимаемых на территории Республики Беларусь; в основу этой классификации положена компетенция соответствующей власти;
6. обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разного уровня;
7. стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа.
Эти принципы не всегда соблюдаются. Так, однократность нарушена при взимании НДС с импортных товаров, за которые уже уплачены таможенные пошлины. Нет четкой классификации налогов в зависимости от уровня органов государственной власти, когда все большая часть республиканских налогов играет регулирующую роль для местных органов власти. Нередко закон подписан в середине года, а его действие распространяется на весь год.
В налоговом законодательстве нашли отражение полномочия налоговых органов, их права и обязанности, а также права и обязанности налогоплательщиков и основные виды ответственности за нарушения налогового законодательства.
В механизме построения налоговой системы Республики Беларусь важное место занимают налоговые льготы, которые используются государством в качестве регулятива и стимулятора. Умелое применение налоговых льгот будет способствовать увеличению эффективности производства, повышению благосостояния населения.
Как правило, по каждому налогу предусматриваются специальные налоговые льготы, имеющие целенаправленный характер. Все льготы применяются только в соответствии с действующим законодательством и не являются индивидуальными. При проведении политики налоговых льгот государство учитывает условия развития экономики, чтобы большое количество налоговых льгот не ограничивало доходы бюджета и одновременно было выгодно налогоплательщику.
При принятии решения о налоговых льготах учитываются интересы трех субъектов:
1) государства, для которого важен рост доходов бюджета;
2) юридических лиц - не должно сокращаться производство;
3) населения - неравномерность распределения льгот не должна приводить к напряженности в обществе.
Налоговые льготы по республиканским налогам устанавливаются только республиканскими органами власти. Местные органы власти имеют право вводить льготы лишь в пределах сумм налогов, зачисляемых в местные бюджеты.
Государство не только вводит налоговые льготы, поощряя налогоплательщиков, но и применяет санкции к тем, кто нарушил налоговое законодательство. При несоблюдении законов о налогах юридические и физические лица несут ответственность, виды и размер которой регулируются законодательством. Налогоплательщик, преступивший закон, несет имущественную ответственность:
– в виде взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода или суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения;
– в виде уплаты штрафа за отсутствие учета объекта налогообложения или ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, а также за непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы документов для исчисления налогов;
– в виде уплаты пени за каждый день задержки перечисления налогов в бюджет.
В современных условиях финансовой нестабильности и высоких темпов инфляции существует проблема достижения оптимального распределения налоговых доходов между бюджетами разных уровней и закрепления за ними необходимых финансовых ресурсов, которая приобрела особое значение.
В налоговой практике зарубежных стран существует несколько методов налогового регулирования:
• закрепление различных видов налогов за бюджетами разных уровней;
• установление твердой доли конкретного налога, отчисляемого в нижестоящий бюджет;
• распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней в форме трансфертных платежей.
Трансфертные платежи - это суммы, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему в безвозвратной и бесплатной форме. На безвозвратной основе также выделяются дотации. Дотации - денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему, когда для балансирования недостаточно закрепленных и регулирующих доходов. Дотации также могут выделяться юридическим лицам для полного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств. Существуют целевые дотации - субвенции и субсидии. Они предоставляются на определенных условиях и если не используются или используются не в полной мере, то возвращаются полностью либо в оставшейся сумме вышестоящему бюджету.
Основы налоговой системы Республики Беларусь определены в законодательном порядке. Функционирование налоговой системы в течение непродолжительного времени позволяет определить основные особенности этого процесса:
• фискальная составляющая, характеризующая налогообложение как инструмент формирования доходов государства;
• регулирующая составляющая, определяющая меру влияния налогов на развитие производства и регулирование пропорций развития экономики;
• стимулирующая составляющая, отражающая развитие приоритетных отраслей и отдельных производств, способных обеспечить экономический рост;
• социальная составляющая, устанавливающая степень справедливости налогообложения разных слоев общества;
• организационная составляющая, связанная с механизмом налогообложения через инструменты налоговых отношений.

Список литературы.

1. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: Учеб.пособие. – М.: Экономистъ, 2004, - 560с.
2. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение: Ростов на Дону: Феникс,2000. – 416с.
3. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Основы налогообложения и налогового законодательства : учебное пособие/ Е.Н. Евстигнеев, Н. Г. Викторова. - Спб.: Питер, 2004. – 256 с.
4. Закон Республики Беларусь “Об образовании в Республике Беларусь” № 1202-ХП от 29.10.1991.
5. Заяц Н. Е. Современное налогообложение и его развитие // Финансы. Учет. Аудит. 2000. №10. С. 51 – 53.
6. Заяц Н. Е. Теория налогов. – Мн.: БГЭУ, 2002. 220 с.
7. Иванова Н. В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие /Н.В., Иванова. –М.:2009. – 192 с.
8. Киреева Е. Ф. Формирование налоговых пространств в условиях экономической интеграции. – Мн.: БГЭУ, 2002. 355 с.
9. Налоги в Республике Беларусь: теория и практика в цифрах и комментариях./ Под ред. Гюрджан В. А. – Мн.: ПЧУП «Светоч», 2002. 256 с.
10. Налоги и налогообложение: Учебник/ Под ред. Заяц Н. Е. - Мн.: БГЭУ, 2004. 303 с.
11. Налоги: Учебник/ Н.Е.Заяц, М.К.Фисенко, Т.И.Василеская и др.; Под общ.ред. Н.Е.Заяц, Т.И.Василевской. – Мн.: БГЭУ,2000. – 368с.
12. Налоговый кодекс Республики Беларусь: Общая часть - Мн.: Национальный центр правовой информации РБ, 2003 г.
13. Рудый К.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран – М.: Новое издание, 2003, с.186.
14. Сердюков А. Э. Налоги и налогообложение : учебник для вузов/ А. Э. Сердюков, Е. С.Вылкова, А. Л. Тарасевич. –СПБ.: Питер, 2008. – 704 с.
15. Формирование экономических и социальных основ белорусской государственности. Материалы научно-практической конференции (Минск, 1 июля 2008 г.). – Мн.: Право и экономика, 2008. – 207 с.
16. Ходов Л. Г. Налоги и налоговое регулирование экономики: Учебное пособие /Л. Г. Ходов. – М.: ТЕИС, 2003. - 254с.
17. Шимов В.Н. Экономика Республики Беларусь. – М.: МНО, 2007.
18. Шипелов, А. Е. Сущность, функции и принципы налогообложения /А. Е. Шипелов./Вестник Московского университета МВД России, 2006. - № 1. - С. 110
19. Юринова Л.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Л.А. Юринова. – Спб.: Питер, 2009. – 256 с.
Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru