По алфавиту:

Указатель категорий Макроэкономика Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции в трансформационной экономике

Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции в трансформационной экономике

ВУЗ: БГЭУ
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
Количество страниц: 27
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Cкачиваний: 1
Последнее скачивание: 2011-11-07

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 4
1.1. Конкурентный и монопольный рынки 4
1.2. Государственное противодействие монополизму 5
1.3. Государственное регулирование естественных монополий 10
1.4. Антимонопольное управление рынками имущественных объектов собственности 13
1.5. Государственная поддержка конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей 16
2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА УКРАИНЕ 19
2.1 Конкурентостимулирующая политика на Украине 19
2.2 Антимонопольная политика на Украине 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Описание.

Объектом антимонопольного регулирования являются поведение компаний и институциональная структура экономики. Последняя, согласно антимонопольным нормам должна быть «эффективной», то есть при определенном объеме находящихся в распоряжении общества ресурсов максимизировать в количественном и оптимизировать в качественном отношении производство потребляемых обществом благ. Такова, по их мнению, структура, состоящая из экономически и юридически независимых друг от друга конкурирующих между собой на рынке компаний, каждая из которых самостоятельно определяет характер создаваемой продукции и объем ее выпуска. Воздействие же антитрестовского законодательства осуществляется на состав хозяйственных единиц, их экономическое поведение и ряд форм взаимоотношений между ними.
Цель работы: изучить антимонопольное регулирование и развитие конкуренции в трансформационной экономике на примере страны Восточной Европы (Украины).
Задачи работы:
1.Изучить теоретические основы антимонопольного регулирования;
2.Изучить особенности антимонопольное регулирование на Украине.
В Украине процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением Украины необходимости экономических реформ в данной сфере.

Выдержка из работы.

Государственное антимонопольное регулирование в виде запретов осуществления монопольного производства и продажи товаров возникло более полутора тысяч лет тому назад. В качестве основного инструмента противостояния монополистическим тенденциям стало использоваться антимонопольное законодательство, ограничивающее или запрещающее монополии. Антимонопольные законы стали крайне необходимыми в связи с возникновением исключительно крупных монополистов в виде мощных корпораций. Наибольшее развитие так называемое антитрестовское законодательство получило в США, где в 1890 г. был принят Закон Шермана, запрещавший монополизацию рынка, монополистический сговор компаний, соглашения между ними, ограничивающие предпринимательство[9, c. 12].
Принятый в США в 1914 г. Закон Клейтона шагнул значительно дальше в государственном противостоянии монополизму. Этот закон запретил ценовую дискриминацию потребителей, поглощение одной корпорацией других путем приобретения их активов, создание переплетающихся директоратов нескольких компаний, иные способы ослабления конкуренции. В дальнейшем действие Закона Клейтона было усилено и расширено введением поправок. Антимонопольное законодательство вошло в практику государственного регулирования многих стран мира.
В советской экономике проблеме антимонопольного регулирования не уделялось внимания, так как, с одной стороны, существовала глобальная государственная монополия и отсутствовал свободный конкурентный рынок, а с другой - монополизму предприятий препятствовал государственный план. Что же касается конкуренции, то ее стремились заменить так называемым социалистическим соревнованием между товаропроизводителями за высокие результаты производства.
Одной из серьезных трудностей преодоления монополизма в мире служит выявление и доказательство его наличия, умело скрываемого самими монополистами под маской законности. Исключительно трудно установить однозначно определяемые и четко фиксируемые критерии, в соответствии с которыми деятельность организации, компании следует считать монополистической и относить ее к категории монополистов[8, c. 102].
В теории и практике антимонополистического государственного регулирования используется понятие «доминирующее положение на рынке», относящееся к субъектам хозяйственной деятельности, представленным на рынке определенного товара. Доминирующим называют исключительное положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Принято считать, что хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, если доля продаваемого им определенного товара на рынке превышает 65% общего объема продаж [6, c.123-124].
К злоупотреблению своим доминирующим положением на рынке относят все виды деятельности хозяйствующих субъектов, которые приводят к ограничению конкуренции посредством создания искусственного дефицита товаров, нарушения установленного порядка ценообразования, приводящего к повышению цен, препятствий доступу на рынок других участников, навязывания контрагентам своих условий соглашений.
При осуществлении антимонопольного управления государственные органы учитывают возможность сокрытия монополистических проявлений посредством создания аффилированных компаний, групп, лиц, взаимосвязанных и взаимозависимых в своей деятельности. Наличие умело скрываемых, неявных аффилированных компаний, групп позволяет прикрывать монополистическую деятельность, придавая видимость отсутствия монополизма, монополистических связей и влияний, контролирования со стороны монополистов, объединенных родственными и служебными связями, обширных областей экономической деятельности.
Антимонопольное государственное регулирование призвано препятствовать, не допускать недобросовестную конкуренцию на рынке, к проявлениям которой относят[6, c. 30]:
- опорочение конкурентов путем распространения ложных сведений о них;
- распространение заведомо искаженной информации о потребительских свойствах и качестве товаров;
- незаконное использование прав на интеллектуальную собственность, торговые марки, фирменные знаки;
- разглашение сведений, информации, составляющей коммерческую тайну, без согласия владельцев информации.
Государственные органы, отвечающие за антимонопольную деятельность, обладают значительным арсеналом средств борьбы с монополистами и монополизмом, но далеко не всегда эффективно используют свое оружие. В числе основных инструментов, способов государственного противомонопольного воздействия выделим следующие[4,c.96-97]:
1) обязательные для исполнения, директивные предписания хозяйствующим субъектам о соблюдении антимонопольного законодательства и устранении последствий его нарушения;
2) принудительное разделение монопольных структур, выделение из их состава самостоятельных, независимых организаций, подразделений;
3) расторжение или изменение договоров, соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству;
4) наложение штрафов, принятие санкций, мер административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных антимонопольными законодательными и другими нормативными актами;
5) принудительный роспуск организаций-монополистов.
Несмотря на наличие столь обширных видов государственного антимонопольного воздействия, их практическая реализация затруднена ярым противодействием со стороны монополистов. Антимонопольная деятельность государства должна носить непрерывный характер, так как монополистические структуры находят новые пути и способы возрождения подавленных монополистических проявлений.

Список литературы.

1. Закон Украины “Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности”1992 г., 7 мая
2. Закон Украины “Об антимонопольном комитете Украины” 1993 г., 21 декабря
3. Дахно И. “Антимонопольное законодательство Украины” - “Украина-бизнес”, 2006г., №24
4. Авдашева С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К. и др. Под ред. А. Г. Цыганова. Конкуренция и антимонопольное регулирование / Учебное пособие для ВУЗов. Москва: Логос, 2005 г.
5. Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа // Вестн.Моск. ун-та. Сер.6., Экономика. -2003. - №1. - с.14-30.
6. Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа // Вестн.Моск. ун-та. Сер.6., Экономика. – 2004
7. Основы экономической теории. Государственный университет Высшая Школа Экономики. Под ред. С.И. Иванова. Москва: Вита-Пресс, 2003 г.
8. Рынок и антимонопольное регулирование. А. И. Колесов, Е. В. Исаенко, А. В. Исаенко. Белгород, 2006 г.
9. Стародубровская Н. Основы антимонопольной политики. //"Вопросы Экономики"2005. №6.
10. Экономическая теория (политэкономия). Под ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. Москва: издательство РЭА, 2004 г.
11. http://www.ukrstrategy.com.ua/?pg=34.
 

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru