По алфавиту:

Указатель категорий Логопедия Развитие звукоподражания у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна

Развитие звукоподражания у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна

ВУЗ: БГПУ
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
Количество страниц: 35
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДАУНА 5
1.1. Онтогенез звукоподражания ребенка 5
1.2. Психофизиологические особенности дошкольника с синдромом Дауна 9
1.3. Особенности звукоподражания при синдроме Дауна 14
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДАУНА 18
2.1. Организация и методы исследования 18
2.2. Результаты изучения звукоподражания 19
2.3. Методика развития звукоподражания у дошкольников с синдромом Дауна 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 29
ПРИЛОЖЕНИЕ

Описание.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
На сегодняшний день большое внимание уделяется обучению и развитию аномальных детей. Синдром Дауна - самая распространённая генетическая аномалия. По статистике, 1 младенец из 600-800 появляется на свет с синдромом Дауна. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Ребёнок, родившийся с синдромом Дауна, обладает некоторыми характерными физическими и психическими особенностями, одной из которых является речевое нарушение.
Актуальность данной работы заключатся в том, что речь у ребенка формируется поэтапно, постепенно. При этом звукоподражание является источником формирования речи. Слыша речь другого человека, ребенок учится говорить сам, подражая звукам, издаваемым взрослыми. Известно, что дошкольный возраст является сенситивным для развития речевой функции, именно на данном возрастном этапе у ребенка сформированы основные произносительные навыки, фразовая речь. Дошкольники с синдромом Дауна в силу своего психофизиологического развития имеют сложности в слуховом восприятии речи и произнесении звуков, т.е. звукопроизношение таких детей хуже, чем у их здоровых сверстников. В то же время, поскольку без развитого навыка звукоподражания развитие речи невозможно, с дошкольниками с синдромом Дауна необходимо проводить коррекционную работу по развитию звукоподражания.
Объект исследования – звукоподражание.
Предмет исследования – развитие звукоподражания у старших дошкольников с синдромом Дауна.
Гипотеза исследования – у старших дошкольников с синдромом Дауна отмечаются грубые нарушения звукоподражания.
Задачи исследования:
1. Изучить онтогенез звукоподражания ребенка.
2. Рассмотреть психофизиологические особенности дошкольников с синдромом Дауна.
3. Проанализировать особенности звукоподражания у дошкольников с синдромом Дауна.
4. Экспериментально изучить звукоподражание у старших дошкольников с синдромом Дауна.
5. Рассмотреть методику развития звукоподражания у детей с синдромом Дауна.

Выдержка из работы.

1.3. Особенности звукоподражания при синдроме Дауна
Характерным для детей с синдромом Дауна является позднее развитие речи. Резкое отставание наблюдается уже в период доречевых вокализаций. Если в норме спонтанный лепет у детей появляется в период от 4 до 8 месяцев, то у детей лепет с синдромом Дауна отмечается в период от 12 до 24 месяцев (И. В. Карлин, М. Стразулла) [24, c. 71].
Большинство детей начинают произносить отдельные слова вскоре после того, как им исполняется год; первые десять слов набираются довольно медленно, со скоростью от одного до трёх слов в месяц. Затем скорость освоения новых слов резко возрастает, и в возрасте между 19 месяцами и 2 годами дети обычно усваивают примерно 25 слов в месяц. Скорость овладения новыми словами продолжает расти, и к пяти годам словарный запас обычного ребёнка превышает 2000 слов, у него появляется фразовая речь и владение большинством грамматических и синтаксических правил языка. Однако стоит отметить, что скорость, с которой отдельные дети учатся говорить, может варьироваться.
Исследования И. В. Карлина и М. Стразуллы показали, что первые слова у детей с синдромом Дауна появляются в период от 2,5 до 5 лет. (В норме появление первых слов у детей от 10 до 18 месяцев) [24, c. 76].
Прежде чем дети научатся пользоваться словами для общения, они должны научиться понимать их. Для того чтобы начать понимать значения слов, у детей должна быть возможность слышать эти слова в ситуациях, в которых они могут понять их значения или по действиям людей, или по тому, на что они указывают. Поэтому не удивительно, что первые 100 слов, которые начинают произносить разные дети, очень похожи, и это те слова, которые наиболее часто употребляются в контексте семейной жизни, слова, называющие знакомые предметы, действия и людей. Обучение речи - непростая задача, решение которой, в частности, зависит от наличия хорошего слуха, поскольку большинство детей учатся говорить на своём родном языке, слушая тех, кто в их среде разговаривает на нём. Дети с синдромом Дауна учатся понимать те же самые первые слова, что и другие дети, но это, как правило, происходит позже.

Список литературы.

1. Алехина А.В. Психологические особенности развития сенсорно-перцептивных действий у детей с синдромом Дауна // Дефектология. – 1999. - №5
2. Бадолян Л.О. Невропатология. - М.: Академия, 2000
3. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая абилитация аномальных детей. //Дефектология. – 1998. - №3
4. Будникова Л.Г. Из опыта обучения детей с синдромом Дауна // Дефектология. – 1997. - №6
5. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М:Просвещение, 1973.
6. Ворсанова С.Г., Юров Ю.Б., Демидова И.А. Хромосомные синдромы, выявление в первые годы жизни ребёнка: данные клинических, цитогенетических и молекулярно-цитогенетических исследований. // Дефектология. – 2000. - №1
7. Гинсбург Б.Г. Динамика частоты синдрома Дауна в различных регионах. //Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2000, - т. 45, №3
8. Денисов И.Н., Улумбеков Э.Г. 2000 болезней от А до Я. - М., 1999
9. Дошкольное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития: Хрестоматия / Состр Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Е.Л. Ложко. - СПб.: РГПУ им. Герцена, 1999
10. Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: Владос, 1998
11. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М, 2003
12. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П. Носковой. - М.: Педагогика, 1999
13. Кэрол Тингей - Михаэлис. Дети с недостатками развития. – М: Педагогика, 1988
14. Логопедия./ Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. - М, 1999
15. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - М., 2000
16. Морозова Н. Г., Кузнецова Г.В. Особенности познавательной деятельности и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1978
17. Нестерова Г.Ф., Безух С.М., Волкова А.Н. Психолого-социальная работа с инвалидами: реабилитация при синдроме Дауна. – М: Речь. 2006
18. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. - М, 2002
19. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979
20. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М-Воронеж, 2001
21. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии / Сост. Н.В. Новотворцева. - Ярославль: Академия развития, 1999
22. Современные подходы к болезни Дауна / Под ред. Д. Лейна и др. - М.: Педагогика, 1991
23. Специальная педагогика /Под ред. Н.М. Назаровой- М.: Академия, 2001
24. Усанова О.Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей. - М., 1990
25. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений; Т.II / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. – М., 2002
26. Шаграева О. А. Детская психология: Теоретический и практический курс. - М, 2001

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru