По алфавиту:

Указатель категорий Логопедия Развитие диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Развитие диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

ВУЗ: БГПУ
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
Количество страниц: 15
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Cкачиваний: 1
Последнее скачивание: 2011-04-06

Содержание.

Введение 3
1. Теоретичекие аспекты изучения диалогической речи в норме и при ее недоразвитии 5
1.1. Общие вопросы диалогической речи. 5
1.1.1. Понятие о диалогической речи. 5
1.1.2. Обзор педагогической литературы по вопросам развития диалогической речи у детей 8
1.2. Своеобразие детского диалога в норме. 13
1.2.1. Особенности речи детей в детстве. 13
1.2.2. Особенности диалогической речи в старшем дошкольном возрасте 16
1.3. Связная речь у дошкольников с общим недоразвитием речи. 18
1.1.3. Понятие об «общем недоразвитии речи» 18
1.2.2. Особенности диалогической речи старших дошкольников с III уровнем ОНР 23
2. Сравнительный анализ состояния диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразитием речи ш уровня и у старших дошкольников с речевой нормой 30
2.1.Описание процедуры исследования 30
2.3. Оценка полученных результатов. 30
3. Методические рекомендации по коррекционно-педагогическому процессу 35
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение А. 46

Описание.

Как известно, диалог занимает практически 70 % нашей разговорной речи.
В данной курсовой работе диалог рассматривается как процесс обще-ния двух или более собеседников-партнеров, где в рамках одного речевого акта каждый из участников поочередно выступает в качестве слушающего и говорящего.
В настоящее время наиболее распространенным речевым нарушени-ям является общее недоразвитие речи, которое имеет тенденцию к росту. Дети с общим недоразвитием речи, являясь основным контингентом лого-педических групп дошкольных образовательных учреждений, составляют сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по приро-де его возникновения.
Цель: проанализировать особенности диалогической речи у старших до-школьников с речевой нормой и у старших дошкольников с общим недораз-витием речи Ш уровня.
Объект исследования: диалогическая речь у старших дошкольников с рече-вой нормой и с общим недоразвитием речи Ш уровня.
Предмет исследования: процесс развития диалогической речи у старших дошкольников с речевой нормой и с общим недоразвитием речи Ш уровня.
В соответствии с предметом и целью выступают следующие задачи рабо-ты:
1. Теоретический анализ специальной литературы.
2.Провести теоретический и экспериментальный анализ диалогической ре-чи у детей в старшем дошкольном возрасте.
3.Изучить особенности диалогической речи.
4. Определить пути и способы коррекционно-педагогической работы по формированию диалогической речи.
5.предложить рекомендации для развития диалогической речи у старших дошкольников.
Для решения поставленных задач использовались теоретические и эм-пирические методы исследования: анализ педагогической, психологической и логопедической литературы по исследуемой теме, анализ и обобщение имеющихся программ обучения и воспитания детей с ОНР Ш уровня и с ре-чевой нормой, анализ медицинских и психолого-педагогических докумен-тов, сравнительный анализ данных, констатирующий эксперимент, компью-терная программа MS Word.
Для решения частных задач использовались беседы с воспитателями, логопедами, родителями детей обеих групп.
Специфика выбранной темы и поставленными перед нами задачами обусловила выбор и структуру работы.
Данная курсовая работа состоит из 3-х глав, введения и заключения.
В первой главе диалог рассматривается как имеющий различные виды объект обучения, особенности диалогической речи в норме и при ее недо-развитии.
Вторая глава посвящена проводимому эмпирическому исследованию и описанию полученных результатов.
В третьей главе внимание акцентируется на рекомендациям по разви-тию связной, в том числе диалогической речи.
Практическая значимость работы заключается в использовании диа-логов на разных этапах обучения для более успешного усвоения и закреп-ления материала, а также практического использования в разговорной речи.

Выдержка из работы.

1.2.1. Особенности речи детей в детстве.
Если малыш пяти-шести месяцев жизни видит занимающегося свои-ми делами взрослого, он доступными ему средствами (гулением, лепетом) старается привлечь его внимание. В два года речь ребенка становится ос-новным средством общения с близкими взрослыми, он для них «приятный собеседник».
В три года речь становится средством общения между сверстниками. Однако изучение того, как реагирует младший дошкольник (2—4 года) на незнакомого человека: стремится установить контакт? выжидает? не отве-чает на общение? - выявили следующее. Если незнакомый взрослый не об-ращается к ребенку или выражает свое расположение лишь мимикой и улыбкой, то лишь 2% детей пытаются войти с ним в контакт. Правда, на активное обращение откликается уже каждый восьмой ребенок этого воз-раста.
Конечно, дети робеют, но главное они не имеют опыта взаимодейст-вия с разными людьми; у них недостаточно развиты мотивы общения и средства для осуществления этой деятельности.
То же можно сказать и о взаимообщении детей. Период его «взлета» (в смысла разнообразия мотивов общения и языковых средств) - пятый год жизни. В старшем дошкольном возрасте наблюдается известный спад: од-нообразие мотивов общения и простота их языкового выражения [9, c.38].
Психологи считают, что сензитивным (благоприятным в смысле вос-приимчивости) периодом развития речи является возраст 2-5 лет. А как не-посредственно перед школой мы помогаем ребенку освоить родной язык и функции речи (навыки общения, умение понятно изложить, что чувствует, над чем размышляет, о чем узнал)? Насколько прочным является то, чему учили детей на занятиях, т.е. каково «качество» их самостоятельных выска-зываний и уровень речевой активности? Ответить на эти вопросы можно сопоставив речь детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Для устной речи как монологической, так и диалогической, характер-ны краткость и простота построения предложений, бессоюзные соедине-ния, эмоциональная непосредственность, интонационная и образная выра-зительность изложения: насыщенность поговорками, пословицами и так называемой «поговорочной мелочью».

Список литературы.

1. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. - №5. – с. 51-61.
2. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. – 2002. - №10. – с. 82-90.
3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1997. – 232с.
4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 255с.
5. Винокур Т. Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогиче-ской речи // Исследования по грамматике русского литературного языка. – М.: изд. АН СССР, 1955. – 154с..
6. Волкова Л.С. Логопедия. Учебник для ВУЗов. – М.,2002. - 678 с
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.- М., 1961. - 340 с.
8. Грецик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Дошкольное воспитание. – 2000. - №6. – с. 54-56.
9. Детская речь и пути ее совершенствования. Сб. науч. трудов. – Свердловск: СГПИ, 1989. – 109с.
10. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с об-щим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. - 2-е изд., перераб.—М.: Про-свещение, 1985. - 112 с.
11. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития ре-чи у дошкольников. Книга для логопеда.- Екатеринбург Изд-во ЛИТУР, 2005. - 320 с.
12. Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц.-полит. журн., 1994. - 96 с
13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
14. Козырева Л.М. Логопедическое пособие. - М. 200 – 144с.
15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – С.-Петербург «СОЮЗ», 1999. - 158 с.
16. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возрас-та. – СПб. Союз, 2004 – 96с.
17. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Просвеще-ние, 1988. – 157с.
18. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. – Ярославль: Гринго, 1995. – 236с.
19. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Просвещение, 1974. - 148с.
20. Тихеева Е.И. Развитие речи детей - М.: Просвещение, 1972. – 280с.
21. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru