По алфавиту:

Указатель категорий Логопедия Особенности слухового внимания детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР (ОНР 3 ур. речевого развития с заиканием)

Особенности слухового внимания детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР (ОНР 3 ур. речевого развития с заиканием)

ВУЗ: БГПУ
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
Количество страниц: 36
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 6
1.1 Понятие и виды внимания 6
1.2 Развития внимания у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3 Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с заиканием 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ 19
2.1 Методика исследования 19
2.2 Анализ уровня сформированности слухового внимания у дошкольников с заиканием 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27
ПРИЛОЖЕНИЕ А 29
ПРИЛОЖЕНИЕ В 33

Описание.

Цель курсовой работы: изучить особенности развития слухового внимания у старших дошкольников с заиканием.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- изучить особенности коррекционной работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения;
- проанализировать уровень развития слухового внимания у старших дошкольников с заиканием;
-подобрать игры и упражнения на развитие слухового внимания.
Объект: развитие познавательных процессов дошкольников с речевыми нарушениями.
Предмет исследования: развитие слухового внимания детей с заиканием.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, методы математической обработки данных.

Выдержка из работы.

Внимание у детей развивают соответствующей тренировкой в различных упражнениях, психологических играх, например: “Графический диктант”, “Незаконченные рисунки”, “Что произойдёт, если …”, “Запомни и повтори”, “Самый внимательный”, “Исправь ошибку”, “Небылицы”, “Наоборот”, “Четыре стихии” и др.
Вывод: надо учить ребёнка быть “внимательным”. В 5 – 7 лет развивать у ребёнка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой.
Научить ребёнка подчинять своё внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности) и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства.
Психологи установили, чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность является главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах. Ведь обучение в школе ставит перед учениками задачи, не похожие на те, которые он привык решать в детском саду во время игр.
1.3 Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с заиканием
Заикание является широко распространенным речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования речи и личности в целом и в дальнейшем препятствует развитию многих характеристик ребенка, затрудняет его социальную адаптацию. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект. В связи с этим коррекционную работу необходимо начинать и проводить в дошкольном возрасте.
Психологу часто приходится наблюдать, что заикающимся детям свойственна повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. При затруднениях в речи возникает повышенная мышечная напряженность, как в органах артикуляции, так и во всем теле. Бывают случаи, когда во время судорог речевого аппарата ребенок сжимает кулачки или с силой закрывает ладошкой неповинующийся рот. Он не умеет помочь себе расслабиться. Любые, даже незначительные, ситуации становятся источниками стресса для слабой НС, вызывают и усиливают волнение, ухудшают речь. Большинству заикающихся вообще свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения.
Заикание у дошкольников имеет множество внешних проявлений, неоднородность клинических и психолого-педагогических особенностей, что диктует необходимость комплексного воздействия. В отечественной логопедии разработаны и применяются ряд комплексных систем по устранению заикания. В практике логопеды применяют известные методики в соответствии с контингентом заикающихся детей, их индивидуально-психологическими особенностями. Методики направлены на организацию работы по исправлению заикания в рамках программы воспитания детей в детском саду, поскольку заикающиеся дети, усвоив навыки правильной речи и знания, определенные программой, далее обучаются и воспитываются в условиях нормально говорящих сверстников. Логопедическое воздействие, направленное на собственно речевое расстройство и связанные с ним отклонения в поведении, формирование психических функций и т.п. помогают заикающемуся дошкольнику социально адаптироваться в среде нормально говорящих сверстников и взрослых.
В комплекс лечебно-педагогических мероприятий для заикающихся детей входят лечебные препараты и процедуры, психотерапия, логопедические занятия, лечебная физкультура и ритмика, воспитательные мероприятия. Цель этих тесно переплетающихся и дополняющих друг друга мероприятий – устранение или ослабление судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики; оздоровление и укрепление НС и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологического наслоения (страх, конфузливость за свою неполноценную речь); перевоспитание его личности.
Логопед как основной специалист по борьбе с дефектом речи, в целом организует комплексную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, психолога, родителей, инструктора по ЛФК, музыкального руководителя и других), применяющих свои методы и средства в работе с заикающимися детьми. Другими словами, логопед пользуется консультациями и соответствующей помощью разных специалистов в своей коррекционно-развивающей работе.
В процессе обучения и воспитания большое внимание уделяется развитию психических процессов и функций ребенка:
внимания, восприятия, памяти, мышления и внутренней речи, участвующих в развитии интеллекта и личности ребенка в целом. Работа направляется на развитие всех видов деятельности ребенка, в том числе и речи как одного из видов деятельности. Воздействие способствует нормализации взаимоотношения ребенка с окружающими. Как и при других нарушениях, преобладает преимущественная игровая форма работы.
В ряде случаев особое внимание обращается на терапию семьи, под чем понимаются нормализация семейных взаимоотношений, выработка правильного родительского подхода к ребенку с заиканием, определение согласованных требований к речи и поведению ребенка.

Список литературы.

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учебн. пособие - изд.2-е перераб. и доп.- М., 2001.
2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1999 с. 65
3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 2005.
4. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
5. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи М, Изд-во АПН РФ, 2002.
6. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 2006
7. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада М., 1994.
8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 2005
9. Жаренкова Г.И. Выявление недостатков речи у детей. В сб.: Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы, под ред. Р.Е. Левиной М., Просвещение, 1999,
10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если Ваш ребенок отстает в развитии. - М., 1993.
11. Калягин В.А. Логопсихология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: «Академия», 2007.
12. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 2001.
13. Ковшиков В.А.. Элькин Ю.А. К вопросу о мышлении детей с экспрессивной (моторной) алалией // Дефектология. – 2000 - №2
14. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии, Москва, 1998.
15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 2004.
16. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. Изд-во МГУ, 1999.
17. Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. М.: ИнтелТех, 2001
18. Овчинникова Т.С. Анализ психомоторного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи// Актуальные вопросы оториноларингологии и логопатологии. – СПб.. 2002
19. Сенсорное воспитание дошкольника, под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М, Изд во АПН РФ, 2003.
20. Справочник работника народного образования. М., 1999
21. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 2001 с. 105
22. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 2000.
23. Флоренская Ю.А. Клиника и терапия речевых нарушений М, Медгиз, 1998.
24. Хватцев М.Е Логопедия М, 1999
25. Цукер М.Б. Введение в невропатологию детского возраста. М, Медицина, 2004.
Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru