По алфавиту:

Указатель категорий Логопедия Особенности внимания старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности внимания старших дошкольников с общим недоразвитием речи

ВУЗ: БГПУ
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
Количество страниц: 34
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2010
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ    3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ С ОНР    5
1.1 Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста    5
1.2 Особеннности развития внимания у детей с ОНР    9
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР    13
2.1 Методика исследования    13
2.2 Анализ уровня сформированности особенностей внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи    17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК    25
ПРИЛОЖЕНИЯ    27
 

Описание.

Особенности формирования психических функций у детей в связи с состоянием их физического и психического здоровья входят в сферу внимания широкого круга специалистов: врачей, педагогов, психологов и др.
Особую актуальность данным исследованиям придает тревожная статистика увеличения количества детей с особенностями психофизического развития.
В настоящее время дошкольники с недостатками речи составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р.Е. Левиной, Г. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. На основе исследований закономерностей речевого развития детей с разной речевой патологией были разработаны пути преодоления речевой недостаточности, определено содержание коррекционного обучения и воспитания, заложены методы фронтального обучения и воспитания детей. [3;11;13;22]
«Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте».[11,с. 12]
Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.
Развитие всей речевой функции, в частности у детей с ОНР не идет автономно от развития других высших психических функций. Внимание, восприятие, память и другие процессы развиваются по принципу гетерохромности и "опосредованы речью" (Л.С. Выготский).
Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Проблемы с речью, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.[4]
Речевые нарушения у детей, как известно, сопровождаются несформированностью других психических функций.[11]
В старшем дошкольном возрасте одним из ведущих процессов в психическом развитии ребенка является внимание. Оно выступает интегративным процессом, во многом определяющим успешность формирования других психических процессов.
Внимание – важнейший психический процесс, тесно связанный с общей направленной активностью, с намерениями, с мотивацией. «Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте». [12, с. 71]
С каждым годом школьное обучение предъявляет все большие требования к подготовленности, к уровню познавательного развития детей. Неуклонно растёт объём знаний, которые должны усвоить школьники. Возрастает школьная нагрузка, и справиться с ней смогут только дети с хорошо развитым вниманием. А для детей с ОНР ситуация еще осложняется их речевыми проблемами.[7]
Поэтому ранняя диагностика особенностей внимания и их учет в организации коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, является актуальным.
Цель курсовой работы: рассмотреть специфику влияния нарушений речи на познавательное развитие старших дошкольников, в частности на развитие внимания.
Гипотеза: у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи уровень развития свойств внимания отличается от уровня развития внимания у детей с нормой речевого развития.
Задачи исследования:
-провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
-изучить особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
-проанализировать уровень сформированности особенностей внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в сравнении с их сверстниками.
Объект: внимание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развития внимания детей с ОНР.
Методы исследования:
теоретический анализ литературы,
тестирование,
методы качественного и количественного анализа результатов,
методы математической статистики.
 

Выдержка из работы.

Внимание - один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов. Указывалось, в частности, на роль ретикулярной формации в обеспечении внимания. На ориентировочный рефлекс как его врожденным механизм и наконец, на доминанту, исследованную и описанную в связи с вниманием А. Ухтомским. [23]
Внимание - это процесс сознательного и бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Внимание активизирует сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности. Внимание является одной из важных предпосылок всех видов деятельности, в первую очередь познавательной. Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, вся его личность. Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием - его сознаваемостью: объект становиться более ясным и отчетливым. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества взятые в их отношении к субъекту. Вне этой связи никакие подлинные причины, указывающие на то, почему что-то внимается человеком, а что-то нет, установлены быть не могут. Относительная значимость объекта существенно зависит от направленности интересов человека. Внимание является функцией интереса в большей или меньшей мере, именно поэтому внимание связано с потребностями человека, с его стремлениями и желаниями, с направленностью, а также целями, которые он себе ставит в рамках конкретной деятельности и жизни в целом.
В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют произвольное (намеренное, целенаправленное), непроизвольное (нецеленаправленное) и послепроизвольное внимание. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознания человека, без его волевых усилий. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности и занимательности, тем самым данный вид внимания является ориентировочной (безусловной) реакцией организма на сигналы окружающей среды, внешние раздражители, которые в свою очередь носят разнообразные: характер (силу и интенсивность), соответствие внутреннему состоянию человека и его потребностями, направленность интересов личности, эмоциональная значимость. Вынужденное внимание - определяется интенсивностью раздражителя, его протяженностью во времени и пространстве, движением - всем тем, что указывает на его значимость с точки зрения выживаемости.
Невольное внимание - сообразно состоянию человека на данный момент. Внимание привлекают те объекты, которые его в данный момент интересуют. Привычное внимание - напрямую связано с прошлым опытом человека, отсюда термин «профессиональное внимание», когда специалист может дать оценку предмету или объекту, едва бросив на него взгляд. Произвольное внимание - это внимание, связанное с волевым усилием человека, сосредоточением психической деятельности на решении иной или иной задачи либо на достижении какой-то цели.
Произвольное внимание требует определенного опыта, умения организовать свою деятельность. Поэтому у детей раньше возникает непроизвольное внимание, и лишь позднее, в ходе их развития у них формируется внимание произвольное, преднамеренное. Собственно произвольное внимание - лежит в русле той деятельности, которую осуществляет человек. Волевое внимание - происходит в случае конфликта между избранным объектом внимания или направлением деятельности и объектами, привлекающими внимание непроизвольно. Выжидательное внимание или бдительность - деятельность человека состоит в ожидании определенного типа сигналов, в то время, как объект внимания как таковой здесь отсутствует.
Послепроизвольным вниманием называют такой вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие от непроизвольного). Так как внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленный на объект, то, в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют: внутреннее (интеллектуальное) и внешнее (сенсорное и моторное) внимание.
Основными видами внимания являются: природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.[13, с. 176]
Природное внимание дано человеку с самого рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств (жестов, слов, указательных знаков, предметов). Непроизвольное внимание не связано с участие воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.[5]
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.[12]
Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определятся разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, другие характеризуют психические состояния, третьи соотносятся с мотивацией, четвертые-с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.
 

Список литературы.

1.    .Бунак В.В. Речь и интеллект, стадии развития в антропогенезе. М: АН СССР 1966.- 380с
2.    Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т 2. М. Педагогика. 1989- 540с.
3.    Волкова Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей. М: Изд-во «Сайма», 1993.- 300с.
4.    Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 2006.-216с.
5.    Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада М., 1994.-284с.
6.    Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 2005.-183с.
7.    Жаренкова Г.И. Выявление недостатков речи у детей. В сб.: Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы, под ред. Р.Е. Левиной М., Просвещение, 1999.-210с.
8.    Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320с.
9.    Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 2001.-184с.
10.    Ковшиков В.А.. Элькин Ю.А. К вопросу о мышлении детей с экспрессивной (моторной) алалией // Дефектология. – 2000 - №2. С. 78-91.
11.    Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии, Москва, 1998.
12.    Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 2004.
13.    Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. Изд-во МГУ, 1999.
14.    Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. М.: ИнтелТех, 2001
15.    Овчинникова Т.С. Анализ психомоторного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи// Актуальные вопросы оториноларингологии и логопатологии. – СПб.. 2002
16.    Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений Изд. 4-е, доп.
17.    Сенсорное воспитание дошкольника, под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М, Изд во АПН РФ, 2003.
18.    Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 2001.- 105 с.
19.    Трауготт Н.Н., Кайданова С.И. Нарушения слуха при сенсорной алалии и афазии.- М.,1975.
20.    Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 2000.
21.    Флоренская Ю.А. Клиника и терапия речевых нарушений М, Медгиз, 1998.
22.    Хватцев М.Е Логопедия М,Просвещение, 1999.-276с.
23.    Ухтомский А.А.Доминанта.(Статьи разных лет) — СПб.: Питер, 2002.
 

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru