По алфавиту:

Указатель категорий Логопедия Использование логоритмических упражнений для преодоления речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи

Использование логоритмических упражнений для преодоления речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи

Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
Количество страниц: 85
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2007
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

Введение 3
1. Теоретические основы формирования речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 6
1.1Особенности речевого развития детей с ОНР 2 уровня 6
1.2Организация работы по развитию речи в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением речи 11
1.3Роль логоритмических упражнений в речевом развитии дошкольников с ОНР 18
Выводы по главе 1 24
2. Изучение особенностей речи у дошкольников с
ОНР 2 уровня 26
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 26
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 28
Выводы по главе 2 35
3. Методические рекомендации по использованию логоритмических упражнений для преодоления речевых нарушений у детей с ОНР 2 уровня 36
3.1Применение логоритмических упражнений при коррекции речевых нарушений 36
3.2 Проведение контрольного эксперимента и анализ результатов 50
Выводы по главе 3 59
Заключение 60
Список использованной литературы 64
Приложение 1 68
Приложение 2 77

Описание.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.
Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Зависимость между развитием движений человека и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее — Сегеном. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук — один из основных показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Именно логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания способствует преодолению разнообразных речевых расстройств: от нарушения произношения звуков родного языка до тяжелых речевых дефектов, таких как заикание, общее недоразвитие речи; развивает неречевые процессы - координацию движений, правильное дыхание, музыкальность; способствует развитию: эмоциональной включенности, волевых качеств, произвольности, активного словаря, мелкой моторики, речи, общему физическому, сенсомоторной координации.
Проблема влияния логоритмики на развитие детей с ОНР так же актуальна, так как обучение детей затруднено ввиду недоразвития речи, у них недостаточно сформированы фонематический слух и психические процессы: восприятие, память, внимание, логическое мышление, наблюдались отклонения в эмоционально-волевой сфере, развитии моторики.
Для категории детей с общим недоразвитием речи методика логоритмики практически не разработана. Есть разработки по логоритмике с детьми, страдающими заиканием, алалией, однако для категории детей с общим недоразвитием речи методика логоритмики разработана недостаточно.
Цель нашей работы – изучить значение логоритмических упражнений для преодоления речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи на основании чего подобрать и систематизировать комплекс логоритмических упражнений по коррекции речевого нарушения у детей дошкольников с ОНР 2 уровня.
Объект исследования: процесс коррекции речевых нарушений у детей с ОНР.
Предмет исследования: использование логоритмических упражнений для преодоления речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью работы нами были поставлены следующие задачи:
1.Определить теоретические основы формирования речи у детей дошкольного возраста: проанализировать особенности развития речи у дошкольников, выявить взаимосвязь развития речи и моторики у дошкольников, выяснить способы активизации речи детей в процессе развития моторики с помощью логоритмических игр и упражнений;
2.Провести констатирующий эксперимент - исследование уровня развития речи и моторики у детей дошкольного возраста с ОНР;
3.Разработать методические рекомендации по использованию логоритмических упражнений для преодоления речевых нарушений у детей с ОНР 2 уровня;
Гипотеза: наше исследование строилось на предположении о том, что у детей дошкольного возраста с ОНР 2-го уровня отмечаются нарушения речи и моторики, которые при специально подобранных методиках коррекционной работы с использованием логоритмических упражнений будут нивелироваться.
Методы исследования:
1.Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Проведение констатирующего эксперимента.
3. Проведение обучающего эксперимента.
4.Проведение контрольного эксперимента.
5.Количественный и качественный анализ исследования.
Методологическими основами исследования являлись положения психологии о языке как важнейшем средстве общения и познания (11), концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (11,12,17); фундаментальные научно-теоретические нйрофизиологические и нейропсихологические положения о системной организации высших психических функций (1, 11); принципы общей и специальной психологии и педагогики о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к его изучению (3, 11, 14, 17, 25, 38).
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами были подобраны методики по исследованию речи детей дошкольного возраста с нарушениями речи и были получены результаты, которые могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений, логопедических детских садах и специализированных образовательных учреждениях. Разработаны методические рекомендации по использованию логоритмических упражнений для преодоления речевых нарушений у детей с ОНР 2 уровня.
База исследования: Специализированное дошкольное учреждение для детей с нарушениями речи г. Москвы №…
Структура и объем дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения. Работа иллюстрируется таблицами, диаграммами. Общий объем работы составляет 82 страницы.

Выдержка из работы.

В специальной литературе последних лет работа по формированию и совершенствованию общих движений, тонкой моторики пальцев рук рассматривается как необходимая составная часть комплексной системы коррекционно-педагогического (логопедического) воздействия, направленного на преодоление речевых нарушений у детей.
Понимая значимость и важность работы по развитию моторики у детей с нарушением речи, логопеды детских садов начинают все активнее включать в занятия с детьми различные упражнения и игры для развития всех компонентов двигательной сферы ребенка: общей и артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук.
Преимущественно в работе над тонкой моторикой рук применяются специальные упражнения (пальчиковая гимнастика) различной направленности: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной
позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др.
Рост числа детей, имеющих различные речевые и неречевые проблемы, вызывает необходимость работы в тесном контакте воспитателя, логопеда и музыкального работника. Владея музыкальным инструментом и методикой музыкального воспитания, музыкальный руководитель может способствовать работе логопеда посредством логоритмики. Логоритмика основана на использовании связи слова, музыки и движения.
Целью логоритмических занятий является преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции у таких детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
В задачи логоритмики входят оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных функций и др.); образовательные ((познавательные) формирование двигательных навыков и умений, развитие ловкости, силы, выносливости, координации движений и др.); воспитательные (воспитание и развитие чувства музыкального ритма, воспитание личностных качеств, чувства коллективизма и др.); коррекционные (обусловлены поэтапностью логопедической работы по устранению различных нарушений речи, моторики и общей двигательной сферы).
На фоне интенсивного развития детской психологии и педагогики в наше время остаются недостаточно изученными аспекты отдельных сторон особенностей развития речи и моторики детей с ОНР, а предлагаемые коррекционные методики не всегда позволяют достичь желаемых результатов.
Обобщая результаты исследований ученых, занимающихся проблемами развития речи и моторики детей дошкольного возраста с нарушениями речи можно сделать предположение, что у лиц с различными нарушениями речи отмечаются поведенческие, эмоциональные и социальные нарушения и возникающие в связи с ними потребности в коррекции гораздо больше напоминают проблемы у людей с нормальным уровнем речи. Поэтому именно с такими детьми в большей степени приходится заниматься не медикам, а педагогам и логопедам.
Оптимизировав опыт известных исследователей проблемы нарушения речи и моторики у детей с ОНР мы выяснили, что общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
С учетом исследовательского опыта отечественных и зарубежных психологов и логопедов исследованы такие вопросы, как общее недоразвитие речи, уровни и причины данного нарушения, а также особенности развития речи у детей в норме и с ОНР. На основе проведенного анализа научной литературы мы выбрали логопедическую речевую карту, с помощью которой оценили такие параметры, как состояние интеллекта, конструктивная деятельность, моторное развитие, строение артикуляционного аппарата, артикуляционную моторику, общее звучание речи, понимание обращенной к ним речи, произношение, фонематическое восприятие и звуковой анализ, словарь, грамматический строй, функции словоизменения и словообразования и связная речь. Тем самым, мы провели диагностическое исследование состояния речи и моторики у дошкольников с ОНР. Проведенное исследование позволило выявить отклонение в развитии моторики и речи дошкольников. По результатам эксперимента появилась обоснованная необходимость проведения коррекционной работы с детьми.
Нами были подобраны логоритмические игры и занятия, которые, по нашему мнению, должны были способствовать улучшению речи детей. Проведение занятий привело к положительным результатам, о чем свидетельствуют данные повторной оценки состояния речи и моторики участников эксперимента, отмечалась положительная динамика в моторном развитии детей экспериментальной группы, в котором проводилась развивающая, обучающая программа.
Таким образом, нами был проведен анализ научной психолого-педагогической, логопедической литературы по исследуемой проблеме, в ходе которого были определены теоретические основы формирования речи у детей дошкольного возраста, проанализированы особенности развития речи и мелкой моторики у дошкольников, выявлена взаимосвязь данных параметров и выяснены способы активизации речи детей в процессе развития мелкой моторики с помощью игр и упражнений;
На основании полученных сведений был проведен констатирующий эксперимент - исследование уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР по подобранным методикам, в результате которого появилась необходимость подбора и апробирования логоритмические игры, занятия по развитию мелкой моторики в системе логопедического воздействия у детей дошкольного возраста с ОНР, тем самым был проведен формирующий эксперимент. Для выяснения эффективности подобранной коррекционной программы мы провели контрольный эксперимент, в результате которого были замечены улучшения состояния речи и моторном развитии детей.
Следовательно, нами были выполнены все задачи, поставленные в исследовании и достигнута первоначальная цель.
В заключение следует отметить достоверность выдвигаемой гипотезы о том, что у детей дошкольного возраста с ОНР 2-го уровня отмечаются нарушения речи и моторики, которые при специально подобранных методиках коррекционной работы с использованием логоритмических упражнений будут нивелироваться.

Список литературы.

. Анохин П. Эмоции. Психология эмоций. - М.: Педагогика, 1984, с.214-276
2.Антакова – Фомина Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук // Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД. М., 1974.
3.Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М., Воронеж. 1997.
4.БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, 1968.
5.Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., Просвещение, 1981
6.Вайзман А. П. Психология в дефектологии. – М.: «Просвещение», 1992.
7.Введение в логопедию. Часть I. Фомичева М.Ф. и др. - М.:ИПП,1996.- 74 с.
8.Волкова Г.А «Логоритмическая ритмика», М. 1996
9.Воспитание и обучение детей с расстройствами речи /Под ред. С. С. Ляпидевского и В. И. Селеверстова. М: Просвещение, 1968.
10.Воспитание у детей правильного произношения / Фомичева М.Ф. М.:ИПП. 1997. 320с
11. Выготский Л.С. Собрание соч. в 6-ти томах. – М., 1983.
12.Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. \\\\ В защиту живого слова. - М., 1966
13.Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.
14. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 1985
15.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985.

16.Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). — М., 1998.
17. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл. 1999.
18.Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) / Мастюкова Е. М. - Владос,1997. - 304 с.
19.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.
20.Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Волкова Л. С., Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; Под ред. Л. С. Волковой. – М: Просвещение, 1989. – 528 с.: ил.
21.Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников /Жукова Н.С. и др. ЕкатеринбургАРД
22.Логопедическая ритмика /Рычкова Н. А. - М.:Гном-Пресс,1998.-36 с.
23.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. С-Пб, 2001
24. Лопухина И.С. «Логопедия – ритм, речь, движение», М., 1986, 465с
25. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Изд. Мгу, 1968г
26.Межиковская М.Б., Скрипченко М.П. Логопедические занятия в специализированных детских садах. Ташкент. 1989 год, 168с.
27.Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М., 1991.
28.Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- Книга 1. - М.: ВЛАДОС, 1997.
29.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, - Ярославль, “Академия развития”, 1996 г
30.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению/ Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др. // под ред.Т.В. Волосовец.- М. Издательский центр «Академия», 2002г – 200с.
31.Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1968.
32.Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 448 с.
33.Поддьяков Н. Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О.С.Ушаковой. — М: 1994.
34.Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. — М., 1997
35.Правдина О. В. Логопедия. – М., 1969
36.Психологический словарь, 1983. С.332.
37.Репина З. А., В. И. Буйко. Уроки логопедии. - Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 1999. – 208с.
38.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер 2001, 625с.
39.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М., 1994.
40.Словарь логопеда (понятийно-терминологический) /Под ред. Селиверстова В.И. М.: ВЛАДОС,. 1997
41.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 96 с.
42.Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М. 1964 г., 148с.
43.Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. — СПб., 1997
44.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 48 с.
45.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: М.: ВЛАДОС, 2004г, 234с.
46.Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. - М.: «Просвещение», 1993.
47.Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. — М, 1999.
48.Филичева Т.Е., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. — М., 1987.
49.Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. Составители: Алексеева М.М., Яшина В.И. М. Академия 1999 г.
50.Хрестоматия по логопедии. Т. 1 /Селиверстов В.И. М.: ВЛАДОС. 1997. 560с.
51.Хрестоматия по логопедии. Т. 2 /Селиверстов В.И. М.: ВЛАДОС. 1997. 656с.
52.Шашкина Г.Р « Логоритмическая ритмика в системе коррекционно-педагогического воздействия», М. 1992
53.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте М, Изд-во АПН РСФСР, 1958.
54.Материалы сайта www.logoped.org
Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru