По алфавиту:

Указатель категорий Логика Закон и алгоритм управления

Закон и алгоритм управления

Тип работы: Контрольная работа
Предмет: Логика
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Контрольная работа

Выдержка из работы.

    СОДЕРЖАНИЕ 

    1. Закон и алгоритм управления……………………………………………3

    2. Управляемость и наблюдаемость  в системе управления………………9

    3. Принцип обратной связи в управлении……………………………..….13

    Список  использованных источников……………………………………...20

     

 

     1. Закон и алгоритм  управления 

    Управление  — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу  в эффективную целенаправленную и производительную группу (по Друкеру). Эту деятельность осуществляют управленцы различных уровней, т. е. менеджеры.

    Управление  — элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное управление — воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Различают стихийное управление, воздействие которого на систему есть результат перекрещивания различных сил, массы случайных единичных фактов, и сознательное управление, осуществляемое общественными институтами и организациями. Границы, содержание, цели и принципы социального управления зависит от социально-политического строя.

    Управление  организацией — целенаправленное воздействие  на систему (учреждение, предприятие, институт и т. п.) или на процесс (разработку нормативных документов, проектирование структуры управления и т. п.).

    По  Л. Файолю: «Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.» (здесь речь идет об основных функциях управления в трактовке классика менеджмента).

    Ключевым  аспектом менеджмента является признание  роли и значения других людей. Хороший  менеджер знает, что для выполнения задач, стоящих перед организацией, необходимо участие всех сотрудников. В начале XX в. Мэри Паркер Фоллетт, ученый в области менеджмента, определяла менеджмент как «искусство достижения целей с помощью других людей».

    Несколько позже видный теоретик менеджмента  Питер Друкер утверждал, что работа менеджера заключается в том, чтобы определять направление развития всей организации, обеспечивать руководство и решать, каким образом использовать организационные ресурсы, чтобы достичь поставленных целей. Решение задач с помощью других людей, использование ресурсов для достижения поставленных целей, обеспечение руководства и определение направления развития - это именно то, чем занимаются менеджеры. Эти виды деятельности относятся не только к уровню высшего руководства, но и к руководителям службы безопасности, бухгалтерских отделов, директорам по маркетингу и другим менеджерам. Более того, считается, что менеджмент универсален, поскольку предполагает использование ресурсов и достижение целей всеми типами коммерческих и некоммерческих организаций.

    Таким образом, менеджмент — это достижение организационных целей эффективным и экономичным способом посредством планирования, организации, лидерства и контроля над организационными ресурсами.

    Предмет науки управления — законы и закономерности управления как целостного, комплексного и конкретного социального явления.

    Очень важно отметить, что законы действуют  не автоматически, а только через  деятельность людей, при этом знание и следование законам определяет их поступки и поведение, а субъективность человека способна радикально исказить проявление закона.

    Закон — необходимое, существенное, повторяющееся  отношение между явлениями в  природе и обществе. Понятие закона родственно понятию сущности. Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (например, закон сложения скорости в механике); общие для больших групп явлений (например, закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); всеобщие, или универсальные. Познание законов составляет задачу науки.

    Теории  менеджмента скорее спорны, чем окончательно определены, и, хотя их поступательное развитие не вызывает сомнений, никто не сможет уверить нас в том, что теория, появившаяся на свет последней, обязательно является лучшей. Нет единства даже в области терминологии. Например,

    Ф. Тейлор считал, что он создал «научный менеджмент», а в это же время А. Файоль говорил о «принципах менеджмента». В любой момент времени какая-то из научных школ может занимать господствующее положение, затем ее место занимает другая, и это отражает естественный ход вещей, закон жизненного цикла, которому подчиняются не только живые системы, но и идеи и теории.

    Всеобщий  закон управления может звучать  так: все системы управляемы. Считающиеся  неуправляемыми системы управляются  пока что неизвестными и неподвластными человечеству силами на основе непознанных законов.

    Еще один всеобщий закон управления, или  принцип: необходимость научности  в управлении. Научность управления заключается в том, что оно  осуществляется на основе системного подхода, в соответствии с экономическими, социально-психологическими законами и иными известными законами и принципами, действию которых подчиняется система.

    Это означает также необходимость основанного  на науке понимания многообразной  природы и сущности объекта управления, необходимость компетенции в  области специфики объекта, построение и использование наиболее адекватных моделей и инструментов влияния. К примеру, человек не должен рассматриваться только как объект управления: с точки фения систем управления он является большой и сложной ж и вой социально-психологической и биологической объект-субьектной системой, воздействие на которую представляет собой по сути взаимодействие.

    Общие законы управления:

    • управленческое воздействие ведет  к результату (в этом проявляется  закон сохранения и превращения  энергии);

    • закон адекватности воздействия природе системы: воздействие тем с большей вероятностью приведет к ожидаемым результатам, чем точнее стимул соответствует сущности системы, ее свойствам, ожиданиям;

    • закон жизненного цикла (любая система  проходит этапы зарождения, бурного  развития, постепенного роста или стабильности, кризиса, упадка); понимание этапа развития системы помогает понять ее актуальные свойства, приоритеты;

    • закон «объективности субъективизма» в управлении и в науке. Ученые, исследователи, практики, познавая некий объект, явление, опираются на достигнутый к данному моменту  уровень представлений об объекте и предмете, на собственную эрудицию, собственный подход, точку зрения, создают собственную, не лишенную субъективности модель объекта.

    Субъект по своей природе не может быть полностью объективен. Опираясь на достаточно субъективную модель, субъективное представление об объекте, субъекты-исследователи и практики пытаются выдвинуть гипотезы, проверить их эмпирически, понять суть, структуру, причинно-следственные связи, особенности развития, местоположение в системе других объектов, определяющие свойства и признаки, общеродовое (филогенетическое) и индивидуальное (онтогенетическое) в объекте. Отсюда неизбежность некоторого субъективизма и ограниченности теории, законов развития, прогнозов поведения объекта, выводимых ученым или научной школой. Опираясь на предыдущие знания, можно даже не подозревать о наличии свойств и качеств объекта, объясняющих его поведение. Так, Ф. Тейлор объективно не мог, объясняя поведение работника и рекомендуя средства влияния на него, учитывать личностные особенности, поскольку во время разработки им научного менеджмента еще не сложилась наука психология вообще и психология личности в частности.

    Можно сформулировать закон эффективного управления: эффективность управленческого воздействия, качество результата зависит от качества управления; в свою очередь качество управления есть результат компетентности управленца.

    Закон субъективности в восприятии эффективности  управления: поскольку на результаты деятельности организации оказывает влияние множество субъектов и групп интересов с достаточно разнообразными интересами, постольку оценка результатов этими группами и субъектами может не совпадать (проявление ситуационного принципа субъективной интерпретации).

    Закон компетентности управленца: компетенция  не есть величина постоянная, она требует  непрерывных усилий, обучения, накопления опыта, работы мысли.

    Закон актуальности, или современности, применяемых  методов управления, необходимости  опоры на самые современные знания и научные достижения. Компетентность управленца есть результат следующих факторов: глубины познания управляемой системы, степени адекватности используемой для управления модели системы самой системе, объема и степени владения методами и способами влияния на систему, степени адекватности используемых для управления методов самой системе.

    Закон экономичности управления (связан с  законом адекватности): чем точнее выбран метод, тем достижение ожидаемого результата не только более вероятно, но и обходится дешевле. Это означает, что система легче реагирует на воздействие, менее инерционна по отношению к воздействию, в общем случае требует меньше усилий и используемых ресурсов, если воздействие учитывает ее специфику, состояние, ожидание.

    Законы  организаций как систем и объектов управления можно вывести, переформулировав свойства систем:

    • свойства организации нельзя познать, основываясь только на знаниях свойств ее элементов;

    • действие закона перехода количества в качество ограничивается неопределенностью необходимого для перехода количества и слабой предсказуемостью момента перехода;

    • от перестановки элементов системы (организации) ее свойства меняются;

    • поведение организации нельзя прогнозировать на основе знания только ее свойств, т. е. без учета факторов внешней среды;

    • каждая организация уникальна, и  неправомерно подходить к конкретной организации, подразделению, бизнес-единице  только с общей меркой или на основе знаний о других, даже аналогичных  организациях;

    • организация способна приспособиться к изменениям внешней среды и к внутренним изменениям, но не до бесконечности и не абсолютно: в процессе адаптации в ней происходят изменения;

    • для большой, сложной живой системы (человек, группа, организация, социум) не существует столь адекватных моделей, которые могли бы обеспечить прогнозирование поведения с вероятностью 100%;

    • в процессе развития организациям требуется  не только пребывание в состоянии  изменений, но и пребывание в состоянии  относительного покоя;

    • каждое следующее мгновение организация уже несколько другая, чем была в предыдущее;

    • внешнему наблюдателю не дано знать  с вероятностью 100% внутреннее состояние  организации, уровень ее напряженности;

    • наблюдающий и управляющий субъект  по определению не может быть объективен, он всегда находится в плену собственных представлений, опыта, собственных системных особенностей, состояния, разработанных моделей.

    На  организацию воздействует внешняя  среда, поэтому следует учитывать  законы внешней среды, например, законы общественно-экономической формации.

 

     2. Управляемость  и наблюдаемость  в системе управления 

     Норма управляемости – количество работников, которые непосредственно подчиняются  данному руководителю, устанавливается  посредством делегирования линейных полномочий.

     Технически, руководитель высшего звена организации вместо создания цепи команд может принять решение о том, чтобы каждый сотрудник отчитывался непосредственно перед ним. Несомненно, поскольку высшее руководство, в конечном итоге, отвечает за успешное выполнение всех задач независимо от того, сколько имеется нижестоящих руководителей, у него существует сильный стимул сохранить возможно больший контроль. Однако на практике неумение удержать норму управляемости на достаточно малом уровне делает координацию почти невозможной.

     Тяжелым путем пришло неисчислимое количество руководителей к пониманию того, что слишком большая норма  управляемости может вызвать  возникновение сложных проблем.

     В качестве специфического случая применения метода норм обслуживания следует рассматривать определение численности руководителей через нормы управляемости.

     При расчете нормы управляемости  необходимо учитывать следующие факторы:

     1) цель и сферу деятельности  организации (если это промышленное  производство, то границы норм  управляемости могут быть значительно завышены);

     2) тип организационной структуры организации (для многомерных организаций сложно определить нормы управляемости).

     В качестве общих рекомендаций по установлению норм управляемости можно принять следующие:

     1) норма управляющего персонала составляет 5–7 человек Для руководящих должностей в подразделениях со значительным удельным весом работ творческого нестандартного характера, высокой квалификации или частыми отклонениями от заранее намеченной технологии процесса;

     2) норма управляющего персонала составляет 10–12 человек для руководящих должностей в подразделениях с достаточно устоявшимся характером работ, в значительной мере определяемым стандартом организационно-управленческими процедурами;

     3) в любом случае норма управляющего  персонала не должна превышать 15–17 человек, иначе коллектив становится неуправляемым.

     Применяемый в расчетах по всем методам определения  численности коэффициент пересчета  явочной численности в списочную  позволяет учесть вероятное отсутствие персонала на рабочих местах в течение планового промежутка времени из-за:

     1) болезни;

     2) очередного или дополнительного отпуска;

     3) отпуска по учебе;

     4) прочих уважительных причин.

     Указанный коэффициент пересчета можно  определить исходя из баланса полезного  фонда времени одного работника для планового календарного промежутка времени через отношение числа фактических рабочих дней к общему числу календарных рабочих дней.

     В совокупности с использованием коэффициента нормы управляемости необходимо разработать организационный и  финансовый план укомплектования, который включает:

     1) разработку программы мероприятий  по привлечению персонала организации;

     2) разработку или адаптацию методов оценки персонала организации;

     3) расчет финансовых затрат на  привлечение и оценку персонала организации;

     4) реализацию оценочных мероприятий;

     5) разработку программ развития персонала организации;

     6) оценку затрат на осуществление программ развития персонала организации.

     На  нормы управляемости влияет также  целый ряд других факторов. Прежде всего, факторы, связанные с выполняемой работой:

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru