По алфавиту:

Указатель категорий Логика Доказательство и опровержение

Доказательство и опровержение

Тип работы: Реферат
Предмет: Логика
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Многие ученые, политики и писатели нашего времени считают, что информация имеет настолько большое значение, что ее можно использовать и как товар, и как средство извлечения нематериальной выгоды, и как один из механизмов влияния на других людей. Но в таком случае неоспоримое влияние будет иметь такой аспект, как качество приобретаемой информации

Выдержка из работы.

Введение 

     Многие  ученые, политики и писатели нашего времени считают, что информация имеет настолько большое значение, что ее можно использовать и как  товар, и как средство извлечения нематериальной выгоды, и как один из механизмов влияния на других людей. Но в таком случае неоспоримое влияние будет иметь такой аспект, как качество приобретаемой информации.

     Однако, в некоторых ситуациях невозможно просто преподнести известные сведения, бывает необходимо отстоять свое мнение, доказать, что оно является единственно  правильным, а, следовательно, имеет  реальную ценность. То есть, можно иметь  абсолютно верное мнение, быть уверенным  в своей правоте, или наоборот, доказывать совершенно ложные предположения, не подтвержденные ни одним фактом, все будет зависеть от того, насколько  мы можем доказать правильность своих  рассуждений, какими способами мы можем  убедить своего оппонента в логичной последовательности своих аргументов.

     Другими словами можно сказать, что без  умения постоять за себя, выйти победителем  из конфликтной ситуации человеку просто невозможно выжить в этом мире. Однако вести спор не так-то просто.

     В данном реферате попытаемся рассмотреть  такие составляющие спора как  доказательство и опровержение.

 

     

     Доказательство  и опровержение в  научном познании 

     Доказательство  занимает специфическое место в  курсе логики. Оно объединяет все  рассмотренные формы мышления. Здесь  применяются все законы и правила, обеспечивающие логическую строгость  и последовательность мысли. В доказательстве фокусируются все теоретические  и практические выводы логики, наиболее значительно выражаются ее познавательные возможности и задачи.

     Сущность  доказательства. Доказательство составляет основную черту верного мышления, важное условие научного познания. Наука стремится доказать все свои положения, найти для них обстоятельное объяснение. Традиционную логику принято характеризовать как науку о выводном знании, о рассуждении, а доказательство - необходимое условие всякого научного рассуждения.

     Понятие доказательства и его строение. Доказательство - это выведение одного знания из другого, истинность которого ранее установлена и проверена человеческой практикой. Вот почему оно, в конечном счете, является сверкой теоретических положении и выводов с реальной действительностью. Использование научных открытий в практической деятельности трудно представить без подобной сверки.1

     Логически стройное и убедительное доказательство необходимо как в естественных, так  и в гуманитарных науках. Следует  подчеркнуть, что термин «доказательство» употребляется в нескольких значениях.

     Во-первых, под доказательством понимают факты, при помощи которых обосновывается истинность того или иного положения.

     Во-вторых, «доказательство» обозначает источники  сведений о фактах: летописи, рассказы очевидцев, мемуары, документы и  т.п. Например, аттестат зрелости П. -доказательство имеющегося у него среднего образования.

     В-третьих, «доказательство» - это процесс мышления, в котором обосновывается истина какого-либо суждения (положения). В  логике термин «доказательство» употребляется  именно в этом значении.

     Доказательство  образует довольно расплывчатую совокупность, которую невозможно охватить одним  универсальным определением. В логике принято говорить не о доказуемости вообще, а о доказуемости в рамках данной конкретной системы или теории. При этом допускается существование  разных трактовок понятия «доказательство», относящихся к разным системам. Это  необходимо иметь в виду при рассмотрении доказательства в рамках традиционной логики.

     Итак, доказательство - это логическое рассуждение, в процессе которого подтверждается истинность какой-либо мысли с помощью  других положений, проверенных теорией  и практикой. Путем доказательства совершается переход от вероятного, недостоверного знания к достоверному. Его назначение - служить сверкой  теоретических положений и выводов  с реальной действительностью.2

     Доказательство  тесно связано с убеждением, но не тождественно ему: доказательства должны основываться на данных науки и конкретной практики. Убеждения не могут быть основаны, например, на вере, на предрассудках, на неосведомленности людей в  определенных вопросах, на видимости  доказательности, основанной на различного рода логических ошибках.

     Доказательство как  особый логический способ обоснования  истины имеет свое строение. В наиболее общем виде всякое доказательство состоит  из трех частей: тезиса, аргументов, демонстрации. Каждая из этих частей в логической структуре доказательства выполняет  свои особые функции; ни одну из них  нельзя игнорировать при построении логически правильного доказательства.

     Тезисом доказательства называется то положение, истинность которого требуется доказать. Если нет тезиса, то и доказывать нечего. Поэтому все доказательное рассуждение целиком подчинено тезису и служит для его подтверждения (или опровержения). Известный русский логик С.И. Поварнин сравнивал роль тезиса в доказательстве со значением фигуры «короля» в шахматной игре. Этой фигуре подчинен весь процесс игры, с ее «интересами» сообразуется каждое движение других шахматных фигур. Аналогично и в доказательстве: главная цель всех рассуждений - подтверждение или опровержение тезиса.

     Тезис может быть сформулирован как  в начале доказательства, так и  в любой другой его момент. Обозначают тезис по-разному, например: «Положение, которое я доказываю состоит  в следующем»; «Вот мой тезис»; «Передо  мной стоит задача доказать»; «Вот мое  положение»; «Я глубоко убежден, что ...» и т.п. Таким образом, тезис  часто высказывается в форме  категорического суждения. Но нередко  его формулируют и в форме  вопроса, например: «Каким же образом  связаны язык и мышление в процессе дискуссий?»3

     Доказательства  различают простые и сложные. В сложном доказательстве имеются  основной тезис и частные тезисы.

     Основной  тезис - это положение, которому подчинено  обоснование ряда других положений. Частный тезис - это такое положение, которое становится тезисом лишь потому, что при его помощи доказывается основной тезис. Частный тезис, будучи доказанным, сам становится затем  аргументом для обоснования основного  тезиса.

     Аргументами (или основаниями) доказательства называются те суждения, которые приводятся для  доказательства тезиса. Доказать тезис, значит, привести такие суждения, которые  были бы достаточными для обоснования  истинности или ложности выдвинутого  тезиса.

     В качестве аргумента при доказательстве тезиса может быть приведена любая  истинная мысль, если только она связана  с тезисом, обосновывает его. Основными видами аргументов являются: факты, законы, аксиомы, определения и иные, ранее доказанные положения. Рассмотрим их содержание более подробно. Аргументами (или основаниями) доказательства

     Факт - это явление или событие, имевшее  место в действительности. Факты  являются очень важным видом аргумента. Они обладают достоверностью и большой  силой убедительности и поэтому  широко используются в доказательствах. Поскольку факты отражают действительность, то отрицать их в то время, когда  они существуют, или ссылаться  на факты, которых нет, значит, не считаться  с действительностью. Факты настолько  же авторитетны, насколько авторитетна  сама действительность. Так, например, И.В. Мичурин путем отбора научных  фактов создает стройную систему  выведения новых сортов растений. Путем гибридизации он сумел создать  свыше 300 сортов плодовых и ягодных  культур.

ustify">не ошибку, допущенную непреднамеренно.

Разновидностью  “довода к человеку”  является  ошибка,  называемая  “довод  к

публике”, состоящая в попытке повлиять на чувства людей, чтобы  те  поверили

в истинность выдвинутого тезиса, хотя его и  нельзя доказать.

3. “Переход  в другой род”. Имеются две  разновидности этой  ошибки:  а)  “кто

слишком много доказывает, тот ничего не доказывает”; б)  “кто  слишком  мало

доказывает, тот ничего не доказывает”.

В первом случае  ошибка  возникает  тогда,  когда  вместо  одного  истинного

тезиса  пытаются доказать другой, более сильный  тезис,  и  при  этом  второй

тезис может оказаться ложным. Если из а следует б, но из б не следует  а,  то

тезис а является более сильным, чем  тезис  б.  Например,  если  вместо  того

чтобы  доказывать,  что  этот  человек  не  начинал  первым  драку,   начнут

доказывать, что он не участвовал в драке,  то  ничего  не  смогут  доказать,

если  этот человек действительно дрался и кто-нибудь это видел.

Ошибка  “кто слишком мало доказывает, тот  ничего  не  доказывает”  возникает

тогда, когда вместо тезиса а мы докажем  более  слабый  тезис  б.  Например,

если, пытаясь  доказать, что это животное —  зебра,  мы  доказываем,  что  оно

полосатое, то ничего не докажем, так как тигр — тоже полосатое животное. 

5.2 Правила  и ошибки, относящиеся к аргументам 

Правила.

Аргументы, приводимые для доказательства тезиса, должны быть истинными.

Аргументы должны быть достаточным основанием для доказательства тезиса.

Аргументы   должны   быть   суждениями,    истинность    которых    доказана

самостоятельно, независимо от тезиса. 

Ошибки.

1.  Ложность  основания  (“Основное  заблуждение”).  В  качестве  аргументов

берутся не истинные, а ложные суждения, которые  выдают или  пытаются  выдать

за истинные. Ошибка может быть непреднамеренной.  Например,  геоцентрическая

система Птоломея была построена на  основании  ложного  допущения,  согласно

которому  Солнце вращается вокруг Земли. Ошибка может быть  и  преднамеренной

(софизмом), совершенной с целью запутать, ввести в заблуждение других  людей

(например,  дача  ложных  показаний  свидетелями   или  обвиняемым   в   ходе

судебного расследования, неправильное опознание  вещей или людей и т.п.).

Употребление  ложных,  недоказанных  или  непроверенных  аргументов  нередко

сопровождается  оборотами: “всем известно”, “давно установлено”,  “совершенно

очевидно”, “никто не станет отрицать” и т.п. Слушателю  как  бы  оставляется

одно: упрекать себя за незнание того, что давно  и всем известно.

2. “Предвосхищение  оснований”. Эта ошибка  совершается   тогда,  когда  тезис

опирается на недоказанные аргументы, последние  же  не  доказывают  тезис,  а

только  предвосхищают его.

3.  “Порочный   круг”.  Ошибка  состоит  в   том,  что  тезис   обосновывается

аргументами, а аргументы обосновываются этим же тезисом.  Эта  разновидность

ошибки  “применение недоказанного аргумента”. 
 

5.3 Правила  к форме обоснованного тезиса (демонстрации)  и  ошибки  в   форме

доказательства 
 

Правила.

Тезис должен быть заключением, логически  следующим из  аргументов  по  общим

правилам  умозаключений или полученным в  соответствии с правилами  косвенного

доказательства. 

Ошибки  в форме доказательства.

1.  Мнимое  следование.  Если  тезис  не  следует  из   приводимых   в   его

подтверждение аргументов, то  возникает  ошибка,  называемая  “не  следует”.

Иногда  вместо  правильного  доказательства  аргументы  соединяют  с  тезисом

посредством слов: “следовательно”, “итак”, “таким образом”, “в итоге  имеем”

и т.п., — полагая, что установлена  логическая  связь  между  аргументами  и

тезисом.  Эту  логическую  ошибку  часто  неосознанно  допускают  люди,   не

знакомые  с правилами логики, полагающиеся на свой здравый смысл и  интуицию.

В результате возникает словесная видимость  доказательства.

2. От  сказанного с условием  к   сказанному  безусловно.  Аргумент,  истинный

только  с учетом определенного времени, отношения, меры, нельзя  приводить  в

качестве  безусловного, верного во всех случаях. Так,  если  кофе  полезен  в

небольших дозах  (например,  для  поднятия  артериального  давления),  то  в

больших дозах он вреден. Аналогично мышьяк ядовит, но в небольших дозах  его

добавляют в  некоторые  лекарства.  Лекарства  врачи  должны  подбирать  для

больных  индивидуально.  Педагогика  требует   индивидуального   подхода   к

учащимся; этика определяет нормы поведения  людей,  и  в  различных  условиях

они могут  несколько варьироваться  (например,  правдивость  —  положительная

черта человека, разглашение военной тайны  — преступление). 

Нарушение правил умозаключений.

1. Ошибки  в дедуктивных умозаключениях. Например,  в  условно-категорическом

умозаключении  нельзя  вывести  заключение  от   утверждения   следствия   к

утверждению основания. Так, из посылок: “Если число  оканчивается  на  0,  то

оно делится  на 5” и “Это число делится  на 5” — не следует  заключение:  “Это

число оканчивается на 0”.

Примером  такой ошибки может  быть  умозаключение:  “Каждый  металл  является

химическим  элементом; латунь — метал, значит латунь — химический элемент”.

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru