По алфавиту:

Указатель категорий Культурология Театр Древней Греции и Древнего Рима

Театр Древней Греции и Древнего Рима

Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

1. Введение
2. Древнегреческий театр
3. Древнеримский театр
4. Заключение
5. Список использованной литературы

Выдержка из работы.

                      Реферат по культурологии на  тему: 

                    Театр Древней Греции и Древнего  Рима 
 
 

                                             Выполнила: студентка гр. НО-108 

                                                  Луковцева Елена Дмитриевна 

                                          Проверил: Комаров Валерий Павлович 
 
 

                               Москва, 2003 г. 

СОДЕРЖАНИЕ: 

1. Введение 3

2. Древнегреческий  театр     4

   1. Происхождение  драмы и театра Древней Греции  4

   2. Театр  Афин в V веке до нашей эры  6

      2.2.1.Эсхил 6

      2.2.2.Софокл     9

      2.2.3.Еврепид    11

   3. Архитектура  театра Древней Греции 12

3. Древнеримский  театр 13

   1. Истоки  римского театра      13

   2. Театр  эпохи республики      16

   3. Римский  театр императорской эпохи 19

   4. Организация  театральных представлений  21

4. Заключение    22

5. Список использованной  литературы     23 
 
 

                                 1. ВВЕДЕНИЕ 

    Слово  «театр» происходит от греческого  theatron – основное  значение  –

место для зрелищ. Для более полного раскрытия  данной темы  следует  сказать,

что же  такое  –  театр.  Это  род  искусства,  в  котором  отражение  жизни

достигается посредством  драматического  действия,  осуществляемого  актером

перед зрителями. Театр – это искусство синтетическое –  в  нем  объединяются

выразительные средства литературы, музыки, живописи,  архитектуры  и  других

видов искусств.

      Действенная природа театра находит   отражение  в  драме,  составляющей

содержание театрального представления.

      В театре «…толпа, ни в чем  не  сходная  между  собою,  …  может  вдруг

потрястись одним  потрясением, зарыдать одними  слезами  и  засмеяться  одним

всеобщим смехом» (Н. В. Гоголь).  В театре зритель  присутствует как  бы  при

самом  совершении  событий  и  становится  из   нравственным   соучастником,

вовлекаясь в  переживания действующих лиц.

      Зарождение элементов театра  происходит в древнейших обрядах   и  играх,

отражавших трудовые процессы. В основе представлений  лежали мифы –  сказания

о богах и героях. Смена времен года, посев и всход  зерна  нашли  поэтическое

отражение  в  мотивах  смерти  и  воскресения  героя,  составляющих  главное

мистериальных представлений, связанных с культом Осириса  в Египте,  Митры  в

Иране, Бела-Мардука в Вавилоне, Деметры и Диониса в Древней Греции. 
 
 

                          2. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР 
 

        1. Происхождение драмы и театра  в Древней Греции

      Появлению  драмы  в  Греции  предшествовал   длительный   период,   на

протяжении которого главенствующее место  занимали  сначала  эпос,  а  затем

лирика.

      Рождение греческой драмы и  театра связано с обрядовыми  играми, которые

посвящались  богам-покровителям  земледелия:  Деметре,   ее   дочери   Коре,

Дионису. Такие  обряды иногда превращались в  культовую  драму.  Например,  в

городе Элевсине во время мистерий (таинств, на которых  присутствовали  лишь

посвященные)   устраивались   игры,   во    время    которых    изображалось

бракосочетание  Зевса и Деметры, похищение Коры Плутоном, скитания Деметры  в

поисках дочери и  возвращение Коры на землю.

      Дионис считался богом творческих  сил природы; позднее  он  стал  богом

виноделия,  а  потом  богом  поэзии  и  театра.  Символами  Диониса  служили

растения, особенно виноградная лоза.

      На праздниках, посвященных Дионису,  распевали не только торжественные,

но  и  веселые  карнавальные  песни.  Шумное  веселье  устраивали   ряженые,

составлявшие свиту  Диониса.  Участники  праздничного  шествия  мазали  лицо

винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры,  т.к.  Дионис  изображался в

виде козла.

      Из  обрядовых  игр  и   песен  в  честь  Диониса   выросли   три   жанра

древнегреческой драмы: трагедия, комедия и  сатировская  комедия,  названная

так по хору, состоявшему  из сатиров.  Трагедия  отражала  серьезную  сторону

дионисийского   культа,   комедия   -   карнавальную.   Сатировская    драма

представлялась  средним жанром. Веселый игровой  характер и  счастливый  конец

определили ее  место  на  праздниках  в  честь  Диониса:  сатировскую  драму

ставили как заключение к представлению трагедий.

      Трагедия, по словам Аристотеля, брала  начало  от  запевал   дифирамба,

комедия  -  от  запевал  фаллических  песен,  т.   е.   песен,   в   которых

прославлялись  плодоносящие  силы  природы.  К диалогу,  который вели  эти

запевалы с хором, примешивались элементы игры актеров.

      Многое о  происхождении   греческой  драмы  могут   сказать  сами  слова

трагедия и комедия.  Слово  трагедия  происходит  от  двух  греческих  слов:

трагос - "козел" и одэ - "песнь", т. е. "песнь  козлов". Это  название  вновь

приводит  нас  к  сатирам  -  спутникам   Диониса,   козлоногим   существам,

прославлявшим подвиги  и страдания бога. Слово  комедия  происходит  от  слов

комос и одэ. "Комос" - это шествие подвыпившей толпы ряженых,  осыпавших

друг друга шутками  и насмешками, на сельских  праздниках  в  честь  Диониса.

Следовательно, слово  комедия обозначает "песнь комоса".

      Греческая трагедия, как правило,  брала сюжеты  из  мифологии,  которая

хорошо   была   известна   каждому   жителю   Греции.    Интерес    зрителей

сосредоточивался  не  на  фабуле,  а  на  трактовке  мифа  автором,  на  той

общественной и  нравственной  проблематике,  которая  разворачивалась  вокруг

всем известных  эпизодов мифа. Используя мифологическую  оболочку,  драматург

карикатурный и  гротесковый характер.

      Кроме вымышленных персонажей, поэты  древней комедии выводили на  сцену

и своих соврименников. Маска  в  таких  случаях  была  обычно  шаржированным

портретом.

       Костюм  трагических  актеров   был  некоторым  видоизменением   пышной

одежды,  которую  носили  жрецы  Диониса  во  время  исполнения  религиозных

церемоний. Театральный  хитон* имел длинные рукава и спускался  до пят.  Плащи

употреблялись в  основном двух  видов:  гилматий**  и  хламида***.  Отдельные

персонажи  носили  специальную  одежду.  На  театральных  хитонах  и  плащах

вышивались различные, нередко  сложные  рисунки  -  цветы,  пальмы,  звезды,

спирали, арабески, а также фигуры фигуры людей и  животных.  Цвет  на  одежде

имел тоже определенное значение: роли счастливцев исполнялись в одеяниях  с

желтой  или  красной  полосой,  а  синие   или   зеленые   полосы   отмечали

неудачников.

       Обувь  трагического  актера  называлась  котурнами****.   Сценические

котурны имели  толстые, состящие из нескольких слоев подошвы, благодоря чему

увеличивался рос  актера.

      Чтобы придать своей фигуре  еще большую  величественность,  трагические

актеры укрепляли  под одеждой специальные подкладки  или  небольшие  подушки,

сохраняя при  этом естественные пропорции тела.

      В комедии  употребление  подушек   и  подкладок,  наоборот,  вызывалось

стремлением нарушить нормальные пропорции человеческого  тела и  тем  вызвать

смех.

      Женские персонажи  комедий   носили  обычный  женский   костюм,  мужские

персонажи - короткую или плащ.

       “До  наших  дней  дошло   много   статуэток,   изображающих   актеров

древнегреческой  комедии.  У  маски  вытаращенные  глаза,  безобразный  нос,

широко  открытый  рот,  живот  и  зад  увеличены   с   помощью   подложенных

подушек.”***** 
 
 

___________

      *         Хитон - одежда из льняной ткани.

      **       Гиматий -  широкий   плащ,  распологавшийся  складками   вокруг

тела.

      ***     Хламида - короткий  плащ с застежкой на плече.

      ****   Котурн - башмаки с высокими голенищами.

      ***** История зарубежного театра , т 1 ,  стр.21.

                               ХОР  И  ЗРИТЕЛИ 
 
 

      Трагический хор насчитывал сначала  12 человек, затем  состав  его   был

увеличен до 15. В комедии хор всегда состоял  из 24 человек.  Участрики  хора

назывались хоревтами, предводитель хора - корифеем. При выходе  на  орхестру

во главе хора шел  флейтист,  который  останавливался  на  ступенях  алтаря,

расположенного  в центре орхестры.

      В трагедии  хор  обычно  изображал  люлдей,  близких  главному  герою.

“Так, в  “Прометее  Прикованном”  Эсхила  хор  составляют  Океаниды,  дочери

Океана, сочувствующие  страданиям Прометея и готовые разделить  его судьбу.”*

      Комический хор изображал не  только людей, но и  животных  и  сказочных

существ.  “Например,  в  комедии  Аристофана   “Облака”   хор   состоит   из

облаков.”**

      “Существует мнение, что в трагедии  хор тормозит  действие  и   является

данью культовой  традиции. Однако это не так. Трагедия развивалась на  основе

трагического хора, из  которого  впоследствии  был  выделен  один  актер.  С

появлением второго  и третьего актера  роль  хора  ослабевает,  драматический

конфликт может  происходить теперь между героями  и без участия хора.  Но  хор

не исчезает. Он существует как  неприменный  компонент  у  всех  трагических

поэтов классического  периода, хотя несет не всегда одинаковую  драматическую

нагрузку. Жизненность  хора в этот период объясняется тем, что в трагедии  он

был  необходим  как  выразитель  общественного  мнения.  Хор   был   героем

колективным, его  партии и поныне помогают понять философский  и  человеческий

смысл трагедии в  планерешения основного конфликта.”***

      Театральные представления происходили   в  дни  всенародных  праздников

Диониса.  Все  дела  в  это  время приостанавливались.  Суды   закрывались,

должники освобождались  от уплаты долгов на в течении  всех  дней  праздника.

Даже заключенных  выпускали из тюрем,  чтобы  они  могли  принять  участие  в

общем празднике. Наряду с мужчинами в театре бывали женщины,  дети  и даже

слуги, домашние рабы.

      На эти представления люди  собирались  с  восхода  солнца.  “Сперва  им

было предоставлено  право самим занимать какие угодно места, и  нередко  дело

доходило до драк (драчунов разнимали нанятые для  этой  цели  служители.”****

Позже чтобы  устранить  беспорядки  и  для  покрытия  расходов  посодержанию

театральных зданий, городские власти ввели выдочу входных  билетов  -  медных

кружочков, похожих  на монеты и называвшихся символами. При Перикле  неимущим

гражданам  выдавались  на   посещение   театра   особые   зрелищные   деньги

(теорикон).

      В театре были  строго  определены  места  для  разных  груп  зрителей.

Первый  отводили  государственным   лицам,   жрецам   и   полководцам.   Им,

восседающим в  креслах, билеты были не нужны. 
 

  __________

      *       История зарубежного  театра , т 1 ,  стр.21.

      **     История зарубежного  театра , т 1 ,  стр.22.

      ***   История зарубежного театра , т 1 ,  стр.22.

      **** В. Барбич Г. Плетнева ., Зрелища Древнего мира, стр. 12. 

      За  креслами,  отделенными   проходом,  начинались  скамьи-ступени   для

богатой публики. Каждый  сектор  был  помечен  одной  буквой,  начиная  с  А

(альфа).  Той   же  буквой  и  помечали  и   оборотную   билетов-символов  с

изображением  головы  богини  Афины  или  морды   льва,   которого   считали

охранителем от всего  плохого.

      Значительно хуже вычеканенные  символы, без каких  либо  изображений  и

Похожие работы:
© 2009-2020 Все права защищены — dipland.ru