По алфавиту:

Указатель категорий Культурология Методы научного исследования

Методы научного исследования

Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2010
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Цель работы: охарактеризовать основные методы научного исследования.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1.дать формулировку понятий «метод» и «методология»;
2.перечислить основные методы научного исследования;
3.кратко описать философские и общенаучные методы научного исследования;
4.кратко описать частные и специальные методы научного исследования

Выдержка из работы.

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

 «Российская таможенная академия» 
 

Кафедра гуманитарных дисциплин 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Основы научных исследований»

на тему «Методы научного исследования» 
 

              Выполнил: студент 2-го курса очной формы обучения факультета таможенного дела, группы Т-094 А.С. Акимушкин 

              Проверил:

               

              Оценка:

              Подпись:

              «    »                                                       2010 г.

 
 
 
 
 
 
Москва

2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

  1. Понятие метода и методологии научных исследований………………4
  2. Философские и общенаучные методы научного исследовании.……...7
  3. Частные и специальные методы научного исследования……………11
  4. Теоретические и эмпирические методы…………………………..…..12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Как нам известно, всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает  выводы – устанавливает  законы той области деятельности, которую изучает. Способы получения этих фактов называются методами научного исследования.

      Сила  науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

      В своем процессуальном осуществлении  исследование может быть построено  по-разному. Оно может начинаться с разработки цели и последовательно проводиться до достижения определенного результата, проходя этапы гипотезы или концепции, предварительных рекомендаций или только лишь подготовительных работ. Процесс исследования - это последовательность этапов его осуществления, комбинация и последовательность различных операций и процедур, выбор и сочетание приоритетов.

      Современная наука имеет обширный и богатый  арсенал методов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит от того по каким критериям мы выбираем методы для проведения того или конкретного исследования и в какой комбинации мы используем эти методы.

      Цель  работы: охарактеризовать основные методы научного исследования. 
            Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

  1. дать формулировку понятий «метод» и «методология»;
  2. перечислить основные методы научного исследования;
  3. кратко описать философские и общенаучные методы научного исследования;
  4. кратко описать частные и специальные методы научного исследования.
    1. ПОНЯТИЯ МЕТОДА
    И МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНЫХ  ИССЛЕДОВАНИЙ

      Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций.

      В зависимости от содержания изучаемых  объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования.

      Методы  исследования классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-экономические, правовые и т.д.

      В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней1.

      К методам эмпирического уровня относят:

  1. наблюдение;
  2. описание;
  3. сравнение;
  4. счет;
  5. измерение;
  6. анкетный опрос;
  7. собеседование;
  8. эксперимент и т.д.

      К методам теоретического уровня причисляют:

  1. аксиоматический;
  2. гипотетический (гипотетико-дедуктивный);
  3. формализацию;
  4. абстрагирование;
  5. общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию) и др.

      Методами  метатеоретического уровня являются диалектический, метафизический, герменевтический и др. Некоторые ученые к этому уровню относят метод системного анализа, а другие его включают в число общелогических методов.

      В зависимости от сферы применения и степени общности различают  методы:

      1) всеобщие (философские), действующие  во всех науках и на всех этапах познания;

      2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках;

      3) частные – для родственных  наук;

      4) специальные – для конкретной  науки, области научного познания.

      От  рассматриваемого понятия метода следует  отграничивать понятия техники, процедуры и методики научного исследования.

      Под техникой исследования понимают совокупность специальных приемов для использования того или иного метода, а под процедурой исследования – определенную последовательность действий.

      Методика  – это совокупность способов и  приемов познания.

      Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией. Впрочем, понятие «методология» в литературе употребляется в двух значениях:

      1) совокупность методов, применяемых  в какой-либо сфере деятельности (науке, политике и т.д.);

      2) учение о научном методе познания2.

      Каждая  наука имеет свою методологию. Под методологией научного исследования обычно понимают учение о методах (методе) познания, т.е. о системе принципов, правил, способов и приемов, предназначенных для успешного решения познавательных задач. Так, например, методология юридической науки может быть определена как учение о методах исследования государственно-правовых явлений.

      Существуют  следующие уровни методологии:

      1. Всеобщая методология, которая  является универсальной по отношению ко всем наукам и в содержание которой входят философские и общенаучные методы познания.

      2. Частная методология научных  исследований для группы родственных наук, которую образуют философские, общенаучные и частные методы познания.

      3. Методология научных исследований  конкретной науки, в содержание которой включаются философские, общенаучные, частные и специальные методы познания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Философские и общенаучные  методы научного исследования.

     Среди всеобщих (философских) методов наиболее известными являются диалектический и метафизический. Эти методы могут быть связаны с различными философскими системами. Так, диалектический метод у К. Маркса был соединен с материализмом, а у Г.В.Ф. Гегеля – с идеализмом. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К ним относятся также такие методы, как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.

     Диалектика (от греч. dialektike – искусство вести беседу, спор) – это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.

     При изучении предметов и явлений  диалектика рекомендует исходить из следующих принципов:

      1. Рассматривать изучаемые объекты  в свете диалектических законов:

      а) единства и борьбы противоположностей;

      б) перехода количественных изменений  в качественные;

      в) отрицания отрицания.

      2. Описывать, объяснять и прогнозировать  изучаемые явления и процессы, опираясь на философские категории: общего, особенного и единичного; содержания и формы; сущности и явления; возможности и действительности; необходимого и случайного; причины и следствия.

      3. Относиться к объекту исследования  как к объективной реальности.

      4. Рассматривать исследуемые предметы  и явления: 

      а) всесторонне;

      б) во всеобщей связи и взаимозависимости;

      в) в непрерывном изменении, развитии;

      г) конкретно-исторически.

      5. Проверять полученные знания  на практике.

     В процессе познания и практики часто  применяют также метафизический метод, который является антиподом диалектического метода. Термин «метафизика» (буквально «то, что следует после физики») был введен в I в. до н.э. комментатором философии Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил после физики те работы, в которых речь шла об общих вопросах бытия и познания, и назвал её «метафизика».

     В современном обществоведении понятие  «метафизика» имеет три основных значения:

  1. Философия как наука о всеобщем, исходным прообразом которой и было учение Аристотеля;
  2. Особая философская наука – онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных выводов и отвлечений от вопросов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.), так и в настоящем. Представители современной западной науки (Агасси и др.) задачу метафизики видят в создании картины мира, тех или иных моделей реальности, онтологических схем на основании обощения частнонаучного знания;
  3. Философский способ познания (мышления) и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу.

     Общенаучные методы исследования, так же, как  и другие методы классифицируется по степени общности и сфере действия. Они получили широкое развитие и применение в науке в XX в. Общенаучные методы выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным относятся такие понятия, как «информация», «модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «вероятность», «оптимальность».

     На  основе общенаучных понятий и  концепций формируются соответствующие методы и принципы познания, которые обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами. К числу общенаучных методов относятся системный, структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и др.

     В последнее время интенсивно развивается  такая общенаучная дисциплина, как синергетика – теория самоорганизации и развития отдельных целостных систем любого происхождения – природных, социальных, когнитивных (познавательных). Основные понятия синергетики – «порядок», «хаос», «нелинейность», «неопределенность», «нестабильность» и др. Синергетические понятия тесно связаны и переплетаются с рядом философских категорий, особенно таких, как «бытие», «целое», «случайность», «возможность» и т.д.

     Следует отметить, что в структуре общенаучной  методологии чаще всего выделяют три уровня методов и приемов  научного исследования:

  • Методы эмпирического исследования – наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение;
  • Методы теоретического исследования – моделирование, формализация, идеализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному и др.;
  • Общелогические методы научного исследования: анализ и синтез, индукция, дедукция и аналогия, абстрагирование, обобщение, идеализация, формализация, вероятностно-статистические методы, системный подход и др.

     Важная  роль общенаучных подходов состоит в том, что благодаря своему «промежуточному характеру» они опосредуют взаимопереходы философского и частнонаучного, дисциплинарного, междисциплинарного знания и соответствующих методов научного исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Частные и специальные  методы научного исследования.

     Они называются частными потому, что используются в родственных науках, обладают специфическими особенностями, зависящими от объекта и условий познания.

     Частные методы научного исследования определяются прежде всего специфическим характером отдельных форм движения материи. Каждая сколько-нибудь развитая наука, имея свой особый предмет и свои теоретические принципы, применяет свои особые методы, вытекающие из того или иного понимания сущности её объекта.

Узнать стоимость уникальной работы в Zaochnik.com

  • Самые низкие цены на рынке
  • 100% гарантия качества
  • Опыт работ более 10 лет
  • Официальный договор
  • Проверка на Антиплагиат
  • Соблюдения сроков
  • Соответсвие ГОСТу
  • Бесплатная доработка
  • Персональный менеджер
Похожие работы:
© 2009-2014 Все права защищены — dipland.ru

Замечания и предложения высылать на e-mail